Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Самоотношение как компонент личностного потенциала обучающихся подросткового возраста

Психология
28.06.2024
144
Поделиться
Библиографическое описание
Хамраева, Р. Х. Самоотношение как компонент личностного потенциала обучающихся подросткового возраста / Р. Х. Хамраева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 381-384. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116255/.


Личностный потенциал представляет собой сочетание индивидуальных качеств, необходимых для успешного функционирования в обществе. В данной статье рассматриваются проблемы развития личностного потенциала подростков. В статье приводятся результаты эмпирического исследования самоотношения подростков.

Ключевые слова: подростковый возраст, личностный потенциал, компоненты личностного потенциала, самоотношение.

В нынешней эпохе становится всё более очевидной необходимость понимания уникальных черт и возможностей молодых людей, которые помогают им преодолевать различные жизненные сложности. Эти личностные качества играют ключевую роль не только в поддержании умственного и эмоционального благополучия, но и в профессиональном здоровье, что особенно важно сегодня. [4].

Главной ценностью системы образования в Российской Федерации становится личность ребенка. Поэтому цель образования заключается в развитии личностного потенциала каждого ребенка.

Индивидуальные внутренние качества и личностный потенциал становятся ключевыми факторами, влияющими на направление развития человека и на широкий спектр возможностей, которые перед ним открываются.

Каждый индивид обладает определенным потенциалом к различным сферам работы. С течением времени, человек формирует свои жизненные приоритеты, определяет задачи и стремится их реализовать. [1].

В психологической науке личностный потенциал рассматривается как возможность для самосовершенствования и преодоления препятствий на жизненном пути воспринимаются. Это будет способствовать полностью или частично раскрыть свой потенциал в различных ситуациях [7].

В социологической науке потенциал представляет набор интеллектуальных и физических ресурсов, которые обеспечивают возможность для достижения целей. Считается, что именно благодаря духовным ресурсам и внутренним возможностям человека, он может реализовать свои цели и принимать необходимые жизненные решений. [2].

Современная наука представляет сущность потенциала как резерва, запаса необходимого для осуществления деятельности, через отражение прошлого и представление настоящего.

Д. А. Леонтьев относит личностный потенциал к ключевым особенностям, определяющим сущность человека. Под личностным потенциалом автор рассматривает «определенную систему характеристик индивидуальных психологических особенностей человека, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий» [5, 6].

Личностный потенциал лежит в основе личностной автономии, самодетерминации и саморегуляции личности. Основным фактором, влияющим на развития личностного потенциала, является самосознание в целом и отдельные его компоненты: самоотношение, самооценка, саморегуляция [3].

Подростковый возраст сложный этап развития личности, когда происходят ключевые трансформации в самовосприятии — изменения взгляда на себя, отношения к окружающему миру и развития самостоятельности. Развитие личностного потенциала обусловлено благоприятным отношением к собственным способностям.

Исходя из вышесказанного цель работы заключается в исследовании самоотношения как компонента личностного потенциала обучающихся подросткового возраста.

Эмпирическое исследование личностного потенциала подростков проводилось на базе средней школы № 2 и ОШ «Университетская школа» г. Елабуга. Участие в исследовании приняли старшие подростки в возрасте 14–15 лет (50 человек). Исследование осуществлялось с использованием методики С. Р. Пантилеева «Исследование самоотношения»; методики Ч.Осгуда «Личностный дифференциал».

Исследование, выполненное с использованием теста С. Р. Пантилеева, выявило, что у старших подростков в выборке присутствует высокий уровень самосознания. Они отличаются развитой способностью к самоанализу и самокритике, не избегают признавать свои слабости как перед собой, так и перед другими. Эти подростки воспринимают себя как личности с четко ощущаемым внутренним ядром, что обеспечивает им уверенность в себе и позволяет чувствовать логичность и обоснованность собственных стремлений и целей. Они убеждены в том, что способны производить положительное впечатление на большинство окружающих, вызывая уважение, симпатию и одобрение. Кроме того, они испытывают удовлетворение от своих внутренних мотивов и принимают себя с учетом всех сильных и слабых сторон. Они склонны к застою в развитии своей личности, проявляя упорство в сохранении существующего состояния своего «Я», даже если это ведет к упущению возможностей улучшения. Их отличает отсутствие стремления к самокритике или переживаниям из-за собственных ошибок, что выражается в неспособности испытывать вину за свои действия.

Результаты исследования самоотношения старших подростков по методике С. Р. Пантилеева (%)

Рис. 1. Результаты исследования самоотношения старших подростков по методике С. Р. Пантилеева (%)

Как видно из рисунка 2 фактор «оценка» выражен у испытуемых на высоком уровне, что не позволяет адекватно оценивать уровень развития самооценки личностного потенциала. Это говорит о том, что старшие подростки недостаточно критически относятся к самому себе, его удовлетворенностью/неудовлетворенностью собственным поведением, уровнем принятия самого себя.

Фактор «Силы» говорит о том, что старшие подростки проявляют недостаточный самоконтроль при решении трудных задач.

Результаты исследования самоуважения старших подростков по методике «Личностный дифференциал» (%)

Рис. 2. Результаты исследования самоуважения старших подростков по методике «Личностный дифференциал» (%)

Проведенный анализ показывает, что старшие подростки достаточно хорошо осознают своё «Я», уверенны в себе, отчетливо переживают собственное «Я» как внутренний стержень и испытывают чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей.

Если рассматривать компоненты самоотношения как проявление личностного потенциала, то наши испытуемые подростки имеют недостаточно высокий личностный потенциал. Старшие подростки уверенны, даже самоуверенны с очень высоким уровнем самооценки. Также они считают себя ответственными за то, что происходит в их жизненном выборе, но подростки еще не готовы решать ситуации с неопределенностью. Но в тоже время можно утверждать, что старшие подростки не совсем критически относятся к своей личности и не стремятся к дальнейшему саморазвитию. Это в свою очередь не будет способствовать развитию личностного потенциала.

В качестве психологи-педагогических рекомендаций по развитию личностного потенциала старших подростков можно осуществлять работу, направленную на развитие самоанализа, самоотношения, волевых качеств личности и жизнестойкости в преодолении изменений и неопределенности реальной действительности.

Литература:

1 Васильева, А. В. К вопросу изучения личностного потенциала, его структуры и роли / А. В. Васильева // Человек и образование. — 2016 — № 2(47). — С. 128– 133.

2 Добреньков, В. И. Методы социологических исследований / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М.: Изд-во МГУ, 2009. — С. 305–307

3 Едиханова, Ю.М. (2019). Особенности самосознания как фактор развития личностного потенциала подростков и юношей / Ю. М. Едиханова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 63–4. — С. 281–284.

4 Климов, В. М. Личностный потенциал студентов как фактор профессионального успеха (обзор литературы) / В. М. Климов, И. А. Галай, Р. И. Айзман // Сибирский педагогический журнал. — 2015. — № 4.

5 Леонтьев, Д. А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции / Д. А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, вып. 2 / под ред. Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2006. — С.85–105

6 Личностный потенциал: структура и диагностика / Д. А. Леонтьев / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2011. -680 с.

7 Хисамов, А. Р. Личностный потенциал современной молодежи: основные понятия и компоненты структуры / А. Р. Хисматов // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 5–6. — С. 1339–1342.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
подростковый возраст
личностный потенциал
компоненты личностного потенциала
самоотношение
Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 381-384):
Часть 5 (стр. 306-384)
Расположение в файле:
стр. 306стр. 381-384стр. 384

Молодой учёный