Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование профессионально значимых качеств учащихся профессиональных колледжей

Педагогика
5416
Поделиться
Библиографическое описание
Алимов, Б. Н. Формирование профессионально значимых качеств учащихся профессиональных колледжей / Б. Н. Алимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 380-382. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7420/.

В статье рассматриваются вопросы формирования профессионально значимых качеств учащихся профессиональных колледжей.

In the article are overlooned the professional important qualities formation problems at student specialired colleges.

Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся потребностям, поскольку в условиях замены традиционных технологий принципиально новыми возникают и качественно новые требования к уровню подготовки будущих специалистов. Обслуживать дорогостоящее оборудование, средства автоматизации, внедрят интеллектуальную новую технику и технологии могут специалисты гармонично сочетающие профессиональную подготовку, творческое отношение к труду, моральную ответственность перед обществом за его результаты, готовые к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации, умеющие принимать решения и доводить их до исполнения.

Повышение требований к качеству подготовки специалистов определяет необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств.

Профессионально важные качества будущего специалиста — это те его индивидуальные особенности, что способствуют формированию у человека положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми он работает, стремления к личностному росту, профессиональному совершенствованию.

Термин «профессионально значимые качества» трактуется в научной литературе неоднозначно. Поскольку успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности его профессионально-личностных качеств, ими называются те качества личности, которые «призваны обеспечить ее успешный трудовой старт и высокие производственные показатели» [1].

Профессионально значимые качества формируются в ходе учебно-воспитательного процесса под влиянием внешних условий, которые могут ускорить этот процесс и сделать его более успешным. Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками. Немаловажное значение имеет опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности, позволяющий будущему специалисту определить свою позицию по тому или иному профессиональному вопросу, проблеме.

Вопрос о формировании профессиональных качеств выпускников, связанный с современным этапом научно-технического прогресса, является одним из важнейших в системе профессионального образования.

За последние годы возросли требования к подготовке специалистов среднего звена, обусловленные развитием новых технологий, производств, новыми экономическими условиями.

В этой связи особое внимание уделяется компетентностному подходу к подготовке специалистов в основе которого лежит способность будущего специалиста к проявлению профессионально значимых качеств среднего звена-учащихся профессиональных колледжей является одной из актуальнейших проблем системы образования [2].

Результаты приемов в профессиональные колледжи строительного профиля последних лет заставили нас задуматься о проблеме формирования профессионально значимых качеств сегодняшних учащихся. С этой целью мы провели анкетирование учащихся первого курса, чтобы выяснить, как учащиеся оценивают уже сделанный выбор и изучаемые дисциплины, насколько их удовлетворяют образовательные услуги?

На вопрос «Удовлетворены ли Вы тем, что поступили в наш колледж?» 89 % опрашиваемых ответили «да» и 11 % — «нет». Далее ответы распределились следующим образом: «Нравится ли Вам учиться по избранной специальности?» 75 % учащихся ответили «да» и 25 % — «нет». Наиболее трудными учащиеся считают такие дисциплины, как литература, химия, физика и математика. Легкими — физкультуру, информатику, биологию. На вопрос «Планируете ли Вы поступать в вуз после окончания колледжа?» 59 % ответили «да» и 41 % — «нет».

В числе причин, по которым они избрали обучение в колледже по своей специальности, учащиеся указали: «нравится выбранная специальность» (74 %), «высокий уровень преподавания» (30 %), «надо где-то учится» (33 %), «не трудно учится в колледже» (30 %), т. е. фактически только  опрашиваемых с интересом и готовностью будут обучаться выбранной профессии, а остальные не заинтересованы в качественном обучении и в построении дальнейшей карьеры по полученной специальности.

На основе полученных результатов мы выделили две группы учащихся нового набора:

-                   с высоким уровнем учебной мотивации, что проявляется в следующих характеристиках: направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознания;

-                   с низким уровнем учебной мотивации. Для этой группы профессиональная сфера еще не имеет того значения, какое имеют для них сферы обучения и развлечения. Такие студенты не задумываются о завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них чем-то непривлекательным и неинтересным. Будущие планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.

При формировании профессионально значимых качеств учащихся большое значение имеет учебная мотивация.

Учебная мотивация — частный вид мотивации включенная в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний.

Учебная мотивация начинает складываться в младшем школьном возрасте. Изначально в ее основе лежит интерес к новым знаниям. В обшепсихологическом смысле интересом называют эмоциональное переживание познавательной потребности. В повседневной бытовой речи и в профессиональном педагогическом общении термином «интерес» часто подменяют понятие мотивации, которое в этом случае выступает в качестве синонима: «У него нет интереса к учебе», «Необходимо развивать познавательные интересы» и т. п. Такое смещение понятий связано с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения,

Важнейшие предпосылки формирования у учащихся колледжа интереса к учению — понимание ими смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя. Интерес к содержанию учебного материала и к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что учащийся имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативу. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать учащегося, тогда как преподнесение готового материала без постановки перед учениками определенных задач не вызывает у них интереса, хотя и не мешает пониманию содержания обучения. Отсюда следует, что основным средством воспитания устойчивого интереса к учению является использование педагогом таких вопросов и заданий, которые требовали бы от учащихся активной поисковой деятельности. Большую роль в этом играют и создание проблемных ситуаций, столкновение учащихся с трудностями, которые они не могут разрешить с помощью имеющегося запаса знаний. В этом случае учащиеся колледжа сами убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения уже усвоенных знаний новыми способами [3].

Логика анализа подводить нас к выводу, что в подготовке специалистов строительного профиля существует ряд причин, обусловливающих низкий уровень форсированности знаний, умений и навыков:

-          слабая базовая (средняя общеобразовательная) подготовка;

-          низкая адаптация вчерашних школьников к требованиям образовательного процесса на 1-курсе профессиональных колледжей;

-          снижение у молодежи интереса к овладению строительными профессиями.

Отсутствие мотивации привело к тому, что по некоторым специальностям не удается укомлектовать учебные группы, что сдерживает насыщение рынка труда нужными для работодателей профессиями. Данное явление угрожает потерей для строительной отрасли молодых, перспективных кадров, а для тех. кто уходит в коммерцию, — потерей квалификации. Все это отражается в сознании меняются ее ценностные ориентации, потребности, жизненные планы.

По данным социологических опросов, работать не по специальности согласен каждый десятый из опрошенных (предпочтительно в коммерческих структурах). Почти на треть увеличилось число учащихся готовых сменить специальность, лишь бы иметь работу. Продолжить образование планирует только один из семи.

Узбекистанская молодежь называет самыми престижными профессии госслужащего и деятеля искусства. Молодые специалисты выбирают работу, исходя не только из оплаты, но и престижности. «Власть» — вот ключевое слово нынешнего престижа. Отсюда и взлет интереса к госслужбе. Интересно, что совершенно неважным критерием в получении хорошей работы молодые специалисты считаю умение ладить с начальством.

Одну из ведущих ролей в формировании успевающих и неуспевающих учащихся играет система внутренних побуждении личности к учебно-познавательной деятельности в ссузе. В самой сфере профессиональной мотивации большое значение имеет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. Если учащийся правильно оценивает профессию, считает ее и значимой для общества, то это положительно влияет на процесс его обучения. Поэтому в целях повышения уровня учебной деятельности необходимо формирование положительного отношения к профессии.

Перед нами сейчас стоит задача: сформировать будущего профессионала и развить профессионально значимые качества у учащихся, которые предъявляются современным обществом к специалистам данной профессии, влияют на успешность профессиональной деятельности и дают возможность наиболее полно реализовать себя в ней. Но решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к учащимся. Необходимо перевести учащегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей учащихся, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

Организация обучения в информационно-коммуникационной образовательной среде способствует формированию профессионально-значимых качеств учащихся, так как в этой среде значительно расширяется возможности представления, обработки и передачи учебной информации [4, 5].

Сегодня строительные специальности остаются остро востребованными.

Следовательно, нужно растить кадры профессионалов. Причем готовить младщих специалистов необходимо с учетом современных реалий.

Литература:

1.       Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. М.: Высш. шк., 1990.

2.       Корнеев Ю. В. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Профессиональное образование. Столица. — 2008. — № 11. — С. 33–34.

3.       Ассиев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 2006.

4.       Алимов Б. Н. О педагогическом обеспечении обучения математике в информационно-образовательной среде прфессиональных колледжей // Problems of modern pedagogics in the context of international educational standards development. Materials digest of the XL international Research and prackice confernce and I Stage of the championship in pedagogical sciences (London, January 31 — February 05, 2013) pp 42–44.

5.       Темуров С. Ю. Алимов Б. Н., Халимов У. Х. Основные визуальные способы представления и обработки учебной информации по математическим дисциплинам. // Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. — Чита (Россия). — 2013. — № 6 (53). -С. 733–736.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №7 (54) июль 2013 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 380-382):
Часть 3 (стр. 303-517)
Расположение в файле:
стр. 303стр. 380-382стр. 517

Молодой учёный