Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Анализ методик диагностики дизорфографии

Научный руководитель
Педагогика
24.12.2024
143
Поделиться
Библиографическое описание
Ольховская, А. Д. Анализ методик диагностики дизорфографии / А. Д. Ольховская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 423-425. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121104/.


Данная статья представляет собой обзор методик диагностики дизорфографии, нарушений письменной речи, затрудняющих процесс написания слов и предложений. В статье рассматриваются аспекты диагностики, включая сбор информации о ребёнке, анализ письменных работ, а также оценку психических процессов. Подчёркивается значимость правильной диагностики для эффективной коррекционной работы. Статья будет полезна логопедам, дефектологам, психологам, учителям русского языка.

Ключевые слова: дизорфография, методики диагностики, письменная речь, орфографические правила, анализ письменных работ.

В настоящее время многие научные работы характеризуют дизорфографию как расстройство, связанное с неусвоением орфографических правил, обусловленное недоразвитием ряда речевых и неречевых психических функций [6].

В настоящее время дети с дизорфографией на фоне общего недоразвития речи представляют собой значительную часть неуспевающих учащихся по ряду предметов родного языка в общеобразовательных школах и специальных коррекционных учреждениях. Отставание по русскому языку негативно влияет на формирование личности ребёнка. Всё это в последствии приводит к школьной и социальной дезадаптации. Отсутствие специальной коррекционной работы приводит к закреплению и усложнению симптоматики дизорфографии [7].

В связи с этим, вопрос о правильном выборе методики диагностики и своевременным выявлением нарушений устрой и письменной речи является наиболее актуальным. Таким образом, возникла необходимость анализа методик диагностики по выявлению дизофрографии, наиболее оптимальными для применения в работе учителями-логопедами.

Диагностика позволяет выявить трудности, с которыми сталкивается ребенок, и разработать индивидуальную программу коррекции. Своевременное вмешательство может улучшить навыки письма и помочь ребёнку успешно адаптироваться в образовательной среде.

Для выявления нарушений письма в настоящее время разработано достаточно много диагностических методик. К их числу можно отнести следующие:

— Азова О. И. «Обследование младших школьников с дизорфографией»;

— Иншакова О. Б., Назарова А. А.; «Методика выявления дизорфографии у младших школьников»

— Прищепова И. В. «Диагностика дизорфографии у младших школьников»;

— Садовникова И. Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников»;

— Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников».

Методика диагностики О. И. Азовой представлена в пособии «Обследование младших школьников с дизорфографией». Данная методика была разработана с учётом требований «Программы средней общеобразовательной школы, начальные классы (1–4 классы одиннадцатилетней школы)». Это позволило найти необходимый материал и провести исследование в соответствии с возрастными особенностями школьников. В пособии представлена диагностика младших школьников с дизорфографией. Материалы обследования можно использовать в работе с нарушениями устной и письменной речи. Для каждого блока заданий представлены критерии оценивания. Данное пособие адресовано учителям-логопедам, психологам, аспирантам, студентам дефектологических факультетов.

В методике представлено два блока: исследование состояния импрессивной речи и исследование состояния экспрессивной речи.

В первом блоке представлены задания на обследование понимания логико-грамматических конструкций.

Второй блок более объемный и направлен на исследование:

  1. состояния звукопроизношения и звукослоговой структуры слов;
  2. состояния активного словаря;
  3. состояния грамматического строя речи (исследование словоизменения, исследование словообразования, исследование усвоения грамматического значения слова и его связи с формальными признаками слов);
  4. исследование понимания и воспроизведения текста.

К каждому заданию имеется инструкция, как преподнести инструкцию ребёнку, а также в заданиях представлен достаточно большой речевой материал для обследования [1].

Вторая методика обследования «Методика выявления дизорфографии у младших школьников» О. Б. Иншаковой и А. А. Назаровой позволяет специалистам выявить у учащихся младших классов нарушение письма, а также выявить степень выраженности. Методика носит текстовый характер, но позволяет сделать качественный и количественный анализ.

Благодаря методике диагностики дизорфографии, как подчеркивают авторы, можно наиболее точно составить план коррекционной работы и подобрать технологии преодоления нарушения.

Материалы в данной методике отобраны с учетом увеличения количества гласных и согласных букв, слов разной длинны и сложности.

Диагностика предполагает сравнение двух одинаковых работ, которые выполняются в начале и в конце года, и выявление утомляемости к концу учебного года, отсутствие закреплённости сформированных стереотипов письма. Согласно методике, обучающимся предлагаются контрольные тесты (диктанты и тексты для списывания), начиная с конца первого класса.

Авторами предложен подробный разбор ошибок, совершаемых детьми на письме, с пояснениями и примерами. В первую очередь, исключаются дисграфические ошибки, а после, согласно орфографическим принципам, определяются дизорфографические ошибки.

Все выявленные ошибки оцениваются следующим образом:

1 балл — допущена и не исправлена ошибка;

0,5 балла — допущенная, но правильно исправленная ошибка ребёнком.

Пособие будет полезно логопедам, психологам, дефектологам, педагогам, студентам дефектологических факультетов и учителям начальных классов [3].

Учебно-методическое пособие И. В. Прищеповой «Диагностика дизорфографии у младших школьников» включает в себя подробные методические рекомендации к проведению обследования и предполагает два этапа диагностики.

На первом этапе определяется симптоматика дизорфографии. Анализируется несколько видов работ обучающихся — диктант, изложение, письмо слов из словаря и слов на пройденные орфограммы, сочинение на заданную тему. Учитель-логопед по характеру ошибок в письме детей проводит дифференциальную диагностику между дизорфографическими ошибками и неусвоением правописания.

Второй этап предполагает выявление механизмов дизорфографии в ходе выполнения учащимися серии устных и письменных заданий и упражнений. В ходе проведения обследования определяется степень выраженности дизорфографии, нарушения усвоения ведущего принципа орфографии и другие нарушения речевого развития.

В пособии представлена речевая карта, где можно выделить следующие блоки:

— анкетные данные;

— анамнез;

— анатомическое строение речевого аппарата;

— состояние экспрессивной речи (состояние звукопроизношения, характер повторения слов различной звуко-слоговой структуры, характеристика активного словаря, различие имён существительных, имён прилагательных и глаголов, состояние грамматического строя речи, исследование понимания и воспроизведения текста);

— состояние импрессивной речи (характеристика пассивного словаря, понимание логико-грамматических конструкций);

— исследование слуховой функции и восприятия речи;

— исследование зрительно-пространственных функций;

— исследование зрительной и речеслуховой памяти;

— особенности ручной и речевой моторики;

— особенности динамической стороны речи;

— исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи;

— исследование языкового анализа, синтеза, представлений;

— исследование процесса чтения;

— исследование процесса письма;

— исследование орфографических знаний, умений и навыков;

В конце составляется логопедическое заключения, согласно итогам диагностики. Даны образцы развёрнутого логопедического заключения. Имеется анкета для родителей.

Методика Садовниковой И. Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» знакомит читателей с причинами возникновения у школьников нарушений письменной речи, предлагает оригинальную систему работы с учетом современных требований к содержанию школьного обучения. Пособие предполагает доскональное исследование особенностей письма младшего школьника — со всеми его колебаниями и сомнениями, отраженными в собственных исправлениях ребёнка. Изучаются классные тетради по мере их заполнения для выявления специфических ошибок. Пометки логопеда выносятся на поле каждой страницы, а затем, суммарно, на последнюю страницу тетради.

Авторы отмечают, что рассматриваемые расстройства выходят за рамки графо-лексической деятельности. В связи с этим, в программу исследования был включён целый ряд гностико-праксических функций, для чего использовали методики изучения высших корковых функций человека при локальных поражениях мозга, помимо традиционного обследования речевого развития.

Выполнение диагностики И. Н. Садовникова предлагает строить гибко, в зависимости от знаний и умений ученика.

Обследование речевого развития включает в себя:

— изучение состояния звукового анализа и синтеза слов;

— особенности словарного запаса;

— особенности грамматического строя речи;

— особенности учебной деятельности;

— проверка навыков письма (списывание слов и предложений с рукописного и печатного текста; записывание под диктовку букв, слогов, слов различной структуры, предложений, текстов).

Задачей такого предъявления заданий является определение овладения грамотой учащимися, с учетом требований школьной программы. Кроме того, данная диагностика позволяет выявить характер специфических ошибок и степень их выраженности на письме.

Пособие могут использовать логопеды, учителя русского языка, студенты дефектологических факультетов и факультетов начального обучения педагогических вузов [8].

Следующая методика Лалаевой Р. И., Венедиктовой Л. В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников».

В данной методике два этапа. На первом этапе выявляются дети, имеющие нарушения письма и чтения. Для этого учителем-логопедом анализируются тетради учеников, после чего предлагается ряд письменных заданий, такие как диктанты и списывания. После обследуются процессы чтения.

Второй этап предполагает детальное обследование обучающихся с выявленными нарушениями письменной речи.

Диагностика включает в себя схему обследования детей с нарушениями письма и чтения, а также имеется речевой и наглядный материал [4].

Таким образом, было рассмотрено пять методик диагностики, рассчитанные, в основном, на детей младшего школьного возраста и являются достаточно подробными. Правильно подобранная методика диагностики влияет на составление дальнейшей коррекционной работы с ребёнком.

Литература:

  1. Азова О. И. Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-методическое пособие. / О. И. Азова под редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. — 1 часть — Москва: РУДН, 2007. — 53 с.
  2. Галиева Г. С. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки». Проблемы дисграфии и дизорфографии в средней школе /Г. С. Галиева — URL:https://cyberleninka.ru (Дата обращения 11.12.2024).
  3. Иншакова О. Б. Методика выявления дизорфографии у младших школьников / О. Б. Иншакова, А. А. Назарова — Москва: В. Секачев, 2013. — 72 с.
  4. Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников/ Л. В. Венедиктова — Санкт-Петербург: Союз, 2001.
  5. Прищепова И. В. Выявление дизорфографии у младших школьников / И. В. Прищепова, Р. И. Лалаева — Санкт-Петербург: СПбГУМ, 1999. — 36 с.
  6. Прищепова И. В. Диагностика дизорфографии у младших школьников: Учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова — URL:https://vk.com (Дата обращения 13.12.2024).
  7. Прищепова И. В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова — Санкт-Петербург: КАРО, 2006–240 с.
  8. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова — Москва: Владос, 1997. — 256 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дизорфография
методики диагностики
письменная речь
орфографические правила
анализ письменных работ
Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 423-425):
Часть 6 (стр. 381-453)
Расположение в файле:
стр. 381стр. 423-425стр. 453

Молодой учёный