Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Добросовестность как основополагающий принцип осуществления гражданских прав

Юриспруденция
31.01.2025
16
Поделиться
Библиографическое описание
Муротов, Н. Н. Добросовестность как основополагающий принцип осуществления гражданских прав / Н. Н. Муротов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 5 (556). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/556/122375/.


Данное исследование рассматривает принцип добросовестности в гражданском праве, анализируя разные подходы к её пониманию. В исследовании изучаются социологическая концепция добросовестности, природно-правовое понимание добросовестности, понимание добросовестности в позитивистском реализме и толкование добросовестности в судебной практике.

Ключевые слова: принцип добросовестности, гражданское право, Гражданский кодекс Республики Узбекистан, судебная практика, социологическая концепция добросовестности, природно-правовое понимание добросовестности, позитивистский реализм.

Принцип добросовестности является одним из основных принципов гражданского права. В Гражданском кодексе Республики Узбекистан добросовестность формально не упоминается в общих основах гражданского права. Путем системного толкования законодательства можно легко заключить, что добросовестность является принципом узбекского гражданского права. Часть 2 статьи 5 Гражданского кодекса предусматривает возможность разрешения вопроса с помощью требований разумности, справедливости и добросовестности в тех случаях, когда он не урегулирован ни законом, ни договором, ни обычаем и не может быть разрешен с помощью аналогии закона. Это предоставляет судам возможность формулировать отсутствующие в законе правила, исходя из принципа добросовестности, и применять их к конкретной ситуации.

Статья 9 Гражданского кодекса Республики Узбекистан запрещает злоупотребление правом [1]. Однако при этом не подразумевается связь с доктриной добросовестности. Злоупотребление правом предполагает эманацию принципа добросовестности и представляет собой недобросовестное осуществление права. Это не предусмотрено кодексом, и связь данного понятия с идеей добросовестности и доктриной злоупотребления правом вызвала споры.

Логично исходить из того, что добросовестность как правовая концепция требует внедрения правил, соответствующих идеям разумности и справедливости, заслуживающих правового закрепления.

В ряде стран (преимущественно с традициями романского права) термин «добросовестность» может означать состояние извинительного незнания индивидом тех или иных фактов, имеющих юридическое значение [2]. Иногда, с этой точки зрения, говорят о субъективном понимании добросовестности, чтобы отличить объективное значение добросовестности как стандарта поведения. Например, добросовестное приобретение имущества у неуполномоченного отчуждателя означает ситуацию, при которой приобретатель не знал и не мог знать о том, что он получает имущество от лица, не являющегося собственником и не имеющего полномочий распоряжаться данной вещью. Другой пример: согласно части 1 статьи 187 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, длительное добросовестное владение чужой вещью открывает владельцу возможность приобретения права собственности на основании приобретательной давности. По мнению вышестоящих судов, субъективная добросовестность в данном случае означает, что владелец не знал и не мог знать об отсутствии у него оснований для приобретения права собственности на данную вещь.

Следует отметить, что соответствующая позиция закона или судебной практики во многих подобных случаях не говорит о недобросовестности, а использует словосочетания «знал или должен был знать», «не знал или не должен был знать». Однако юридическая доктрина в данном случае говорит о субъективной добросовестности, и сами суды, как правило, определяют вопрос о фактическом или временном знании тех или иных обстоятельств как вопрос добросовестности.

Принцип добросовестности как правовая концепция имеет открытый характер. Он не обладает какими-либо конкретными гипотезами, диспозициями и санкциями. Это также соответствует логике, поскольку добросовестности — это не определенная норма с конкретным содержанием, а правовой принцип. Наполнение содержанием этого правового стандарта осуществляется преимущественно по усмотрению суда. В этом смысле о добросовестности говорят как об открытой, оценочной или «каучуковой» норме, генеральной клаузуле. Термин «принцип» точнее отражает сущность данного феномена, чем термин «норма» [3].

Добросовестность — это принцип, а не «резиновая» норма. Этот принцип настолько широк по своему значению, что его применение предоставляет судам практически безграничную свободу в деле развития права.

Социологическая концепция добросовестности. В рамках социологической концепции добросовестности при применении этого понятия суд сам не создает правовых предписаний, а механически выводит определенное наполнение такого «каучукового» стандарта. Подобный подход не выдерживает критики. Применение понятия добросовестности нельзя заменить социологическими исследованиями, и это неверно по ряду нижеуказанных причин.

Во-первых, в судах, как правило, отсутствует какая-либо достоверная информация о социологической практике. В рамках континентально-европейской модели отбора кадров для судебного корпуса судья — это, как правило, должностное лицо, находящееся на бюджетном обеспечении с молодых лет. Его личное участие в большинстве социально-экономических процессов крайне ограничено. Например, судьи видят предпринимателей лишь на скамье подсудимых, в кино или на телеэкранах.

Во-вторых, даже при наличии информации о социальном опыте, это не может служить мерилом справедливости. Социальная реальность не является критерием должного поведения.

В-третьих, информацию о нравственном консенсусе, как правило, невозможно получить из каких-либо источников, и разговоры на эту тему обычно воспринимаются как спекуляции.

В-четвертых, нравственный консенсус может вообще отсутствовать в сложно устроенном обществе. Количество вопросов о справедливости, по которым можно определить консенсус в обществе, не так велико. В праве часто встречаются коллизии по вопросу безоговорочной поддержки большинством граждан определенной позиции. Как судья должен оценивать это самостоятельно? Ситуация еще больше усложняется в многонациональных и многоконфессиональных государствах.

Таким образом, проблематичным считается наполнение судами принципа добросовестности содержанием в виде механического воплощения в праве социальной практики или преобладающих в обществе взглядов. Эти факторы, несомненно, важны при применении принципа добросовестности, однако их невозможно рассматривать в качестве альфы и омеги методологии добросовестности [4].

Природно-правовое понимание добросовестности. В рамках естественно-правового понимания права те или иные моральные стандарты существуют априори и имеют такое правовое содержание, какое мы ощущаем. Эту нравственную и правовую истину нужно правильно читать, и независимо от того, поймет ли когда-нибудь какой-нибудь судья это как единственно правильное решение, она является частью права. В рамках естественно-правового понимания суды, как своеобразный оракул этого неписаного закона, исходя из условий спора, не создают определенного содержания права, а, говоря словами английских юристов XVIII — XIX веков, «открывают», провозглашают.

Мы отвергаем такой подход, не являясь сторонниками естественного права. На наш взгляд, представления о социальном идеале и справедливости изменчивы и связаны (определены) с конкретными социальными, экономическими, культурными, политическими и другими условиями. Идея естественного права, высказываемая некоторыми юристами, представляется бесперспективной попыткой сохранить концепцию естественного права.

Позитивистский реализм. Если мы отвергаем социологическое прочтение смысла таких оценочных стандартов, то не можем верить в абстракцию естественного права. В этом случае мы придем к логически единому выводу: требование добросовестности или справедливости — это просто ключевые слова, иначе говоря, является ключом к формированию правового решения на основе обсуждения судами ценностных споров и всех политико-правовых «сторонников» и «противников». Согласно такому подходу, добросовестность как правовая концепция сама по себе является правилом, то есть не социологической или априорной нормой, которую судья должен изучать и применять, а инструментом предоставления судам правотворческих полномочий.

Принятие справедливого решения порой бывает непросто, многие требуют взвешивания политико-правовых «за» и «против» аргументов, оценки возможных последствий, жизненной действительности, опыта и исторического опыта зарубежных стран. Сотни лет развития нравственной философии в истории человечества показывают, что ответы на вопросы нравственности могут разделить людей и даже привести к войнам и конфликтам. Здесь нет никакой математики, и в большинстве случаев ответы не очевидны. Это относится и к поиску справедливых и разумных правовых решений.

Поэтому утверждение о том, что суд создает правовую норму «с применением» такого оценочного стандарта, как добросовестность, полностью соответствует объективной реальности.

Таким образом, есть достаточно оснований полагать, что принцип добросовестности — это не правовая норма, непосредственно направленная на регулирование общественных отношений и подлежащая применению судами, а инструмент предоставления судам правотворческих полномочий.

Суд не применяет добросовестность как норму права, а, принимая предоставленные полномочия, создает норму права для конкретного случая ad hoc и применяет ее обратно по отношению к конкретной фабуле спора. Иными словами, в рамках такого подхода принцип добросовестности является источником формирования и обратного применения правил, которые судья считает соответствующими мнениям о справедливости и рациональности.

Добросовестность как правовой концепт, по мнению многих европейских ученых, становится белизной судов, в которой рождается правотворчество. Разрешая споры о добросовестности, суды создают право легитимно, поскольку такие полномочия им предоставляет закон.

В праве всегда сталкиваются формальные и содержательные элементы. Формальные элементы — это требование закона, условия договора, существующая догматика. Элементы содержания — это представления о справедливости и разумности права. В процессе правоприменения между этими элементами обязательно возникает столкновение. В рамках определенного конфликта формальный элемент с точки зрения содержательного элемента может привести к нестерпимым последствиям. Ведь закон не может учитывать все нюансы, все возможные социально-экономические и культурные изменения, как бы ни хотели его разработчики. Добросовестность как правовой концепт позволяет судам не согласовываться с результатами применения формального права, а дополнять, уточнять и корректировать правило, вытекающее из формального элемента правовой системы, развивать, тонко согласовывать и корректировать позитивное право, условия договора и другие формальные источники регулирования общественных отношений.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Республики Узбекистан (Часть первая) // https://lex.uz/docs/111181.
  2. Hesselink M. W. The concept of good faith //Towards A European Civil Code, Fourth Revised and Expanded Edition. 2010. p. 162.
  3. Основные положения гражданского права: постатейный комментарий к статьям 1–16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронное издание. Редакция 1.0]; отв. ред. А. Г. Карапетов. — Москва: М-Логос, 2020. — С. 841.
  4. Good Faith in European Contract Law / R. Zimmermann, S. Whittaker (eds.). Cambridge University Press, 2008. p. 284.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
принцип добросовестности
гражданское право
Гражданский кодекс Республики Узбекистан
судебная практика
социологическая концепция добросовестности
природно-правовое понимание добросовестности
позитивистский реализм
Молодой учёный №5 (556) январь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 270-272):
Часть 4 (стр. 213-277)
Расположение в файле:
стр. 213стр. 270-272стр. 277

Молодой учёный