Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Виды групповых методов обучения

Научный руководитель
Педагогика
05.02.2025
121
Поделиться
Библиографическое описание
Балябина, С. Э. Виды групповых методов обучения / С. Э. Балябина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/557/122510/.


В статье рассматривается роль групповых методов обучения в профессиональном развитии учителей. Подчеркивается, что эти методы не только расширяют арсенал педагогических приемов, но и способствуют формированию ключевых профессиональных компетенций, таких как коммуникативные навыки, умение работать в команде, аналитические способности и гибкость мышления. Обосновывается, что активная подготовка к применению групповых методов и понимание групповой динамики позволяют учителям совершенствовать методические навыки, эффективно планировать учебный процесс и создавать условия для сотрудничества учащихся. Подчеркивается значимость обратной связи, получаемой учителями в процессе управления групповыми процессами, для анализа и корректировки методов обучения. Отмечается повышение мотивации учителей, наблюдающих активное участие и прогресс учеников. Рассмотрено влияние групповых методов на понимание индивидуальных особенностей учащихся и формирование навыков индивидуализации обучения [10]. Представлены и проанализированы различные виды групповых методов обучения, включая обучение в малых группах, проектную работу, метод обсуждения, ролевые игры, кейс-методы, мозговой штурм, взаимообучение, круглые столы и семинары, раскрыты их особенности и преимущества.

Ключевые слова: групповые методы обучения, профессиональное развитие учителя, компетенции учителя, коммуникативные навыки, работа в команде, аналитические способности, гибкость мышления, методические навыки, планирование учебного процесса, сотрудничество учащихся, социальные навыки.

Групповые методы обучения играют значительную роль в профессиональном развитии учителей, поскольку они не только обогащают практику преподавания, но и способствуют развитию ключевых профессиональных компетенций. Эти методы предоставляют учителям возможность улучшить коммуникативные навыки, умение работать в команде, аналитические способности и гибкость мышления.

Применение групповых методов обучения требует от учителя активной подготовки и глубокого понимания динамики группы, что, в свою очередь, позволяет развить и усовершенствовать методические навыки. Учителя учатся эффективно планировать учебный процесс, создавать условия для взаимодействия и сотрудничества между учащимися, что способствует формированию у них важных социальных навыков и умения работать в команде.

Управление групповыми процессами предоставляет учителям богатую обратную связь о том, насколько эффективно организован учебный процесс, что является важным фактором профессионального роста. Они научаются анализировать учебные ситуации и корректировать свои методы обучения для достижения наилучших результатов.

Применение групповых методов также способствует повышению мотивации учителей, поскольку они видят результаты своей работы в активном участии учеников в учебном процессе, их интересе и прогрессе. Это может воодушевить учителя исследовать новые подходы и технологии обучения, а также повысить их личную заинтересованность в профессиональном самосовершенствовании.

Групповой метод обучения дает учителям возможность лучше понять индивидуальные особенности учащихся, их способности и предпочтения. Это способствует формированию у педагогов навыков индивидуализации обучения и помогает создавать более эффективные образовательные программы [Юнусова, Г. Н? 2013, C. 88].

В образовательной практике существует множество видов групповых методов обучения, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества.

Выделим некоторые виды группового обучения.

  1. Обучение в малых группах. Этот метод предполагает разделение класса на малые группы, в которых учащиеся совместно работают над заданиями. Это может быть решение практических задач, обсуждение вопросов или совместное исследование. Эффективность метода заключается в активизации взаимопомощи и обсуждения, что способствует более глубокому усвоению материала.
  2. Проектная работа. Учащиеся объединяются в группы для разработки и реализации проекта по конкретной теме. Этот метод позволяет развивать исследовательские навыки, умение работать в команде, а также креативность и самостоятельность.
  3. Метод обсуждения или дискуссии. Группа обсуждает определенный вопрос или проблему, в ходе чего каждый участник может высказать свою точку зрения. Обсуждение позволяет развить критическое мышление и умение аргументировано отстаивать свою позицию.
  4. Ролевые игры. Учащиеся изображают определенные роли в симулированной ситуации, что позволяет им лучше понять различные аспекты проблемы или процесса. Ролевые игры развивают эмпатию, коммуникативные навыки и способность принимать решения.
  5. Кейс-методы (метод случаев). Учащиеся анализируют реальные или гипотетические ситуации и предлагают пути их решения. Этот метод развивает аналитические способности, умение работать с информацией и принимать обоснованные решения.
  6. Мозговой штурм. Группа учащихся генерирует максимальное количество идей по заданной теме, после чего происходит обсуждение и отбор наилучших идей. Мозговой штурм способствует развитию креативности и поддерживает открытость мышления.
  7. Обучение через взаимообучение. В этом методе учащиеся объясняют друг другу изученный материал, что способствует глубокому пониманию предмета и развитию общения.
  8. Круглые столы и семинары. Эти формы предполагают глубокое погружение во внутренний мир темы с последующим обсуждением на определенные вопросы. Они развивают способность к аргументации и умение вести диалог.

Каждый из этих методов имеет свои уникальные преимущества и может быть адаптирован к различным учебным целям и контекстам. Выбор метода зависит от специфики предмета, целей обучения и возраста учащихся. В конечном итоге, групповые методы обучения помогают учителям развивать такие важные профессиональные качества, как терпимость, умение слушать других, готовность к сотрудничеству и уважение к мнению каждого участника обучающего процесса.

Литература:

  1. Вагапова, Д. Д. Профессиональные характеристики личности педагога / Д. Д. Вагапова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 95–97. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69319/ (дата обращения: 28.02.2024).
  2. Вагапова, Д. Д. Профессиональные характеристики личности педагога / Д. Д. Вагапова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 95–97. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69319/ (дата обращения: 28.02.2024).
  3. Вазлеев, В. А. Специфика профессионально важных качеств учителя начальных классов / В. А. Вазлеев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 181–183. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47830/ (дата обращения: 28.02.2024).
  4. Денисова, Н. Д. Индивидуально-личностные характеристики профессионального выгорания учителей в общеобразовательной школе / Н. Д. Денисова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 479–481. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97651/ (дата обращения: 28.02.2024).
  5. Коллективные формы работы на уроках в начальной школе — условие успешного обучения / О. В. Абдрахманова, О. В. Иванова, В. В. Игнатьев [и др.]. — Текст: непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 32–34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14591/ (дата обращения: 28.02.2024).
  6. Конокпаева, И. С. Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении / И. С. Конокпаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 172–173. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77929/ (дата обращения: 28.02.2024).
  7. Панова, В. Н. Повышение профессионального уровня педагогов как необходимое условие повышения качества образования / В. Н. Панова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 46–48. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4788/ (дата обращения: 28.02.2024).
  8. Патрикеева, Э. Г. Имидж современного учителя глазами учеников / Э. Г. Патрикеева, А. А. Перцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1372–1374. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29712/ (дата обращения: 28.02.2024).и
  9. Шумская, О. А. Каким должен быть современный учитель? / О. А. Шумская, И. Г. Придворева. — Текст: непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 43–45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14619/ (дата обращения: 28.02.2024).
  10. Юнусова, Г. Н. Компьютерно-интерактивное и индивидуально-групповое обучение предметов путём создания автоматизированной компьютерной программы / Г. Н. Юнусова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 88–91. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8386/ (дата обращения: 28.02.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
групповые методы обучения
профессиональное развитие учителя
компетенции учителя
коммуникативные навыки
работа в команде
аналитические способности
гибкость мышления
методические навыки
планирование учебного процесса
сотрудничество учащихся
социальные навыки
Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 311-313):
Часть 5 (стр. 307-395)
Расположение в файле:
стр. 307стр. 311-313стр. 395

Молодой учёный