В современном мире трудно представить регулирование банковской системы без участия центрального банка, так как в сферу его ведения входит большое количество функций, позволяющих регулировать эмиссионный и кредитно-денежный процессы.
Государство с древних времен нуждалось в данном регуляторе, так как оно обладает уникальными, присущими только ему, как политическому институту, функциями. Это монопольное право выпуска денежных средств и сбор налогов. Данные действия необходимы для пополнения государственного бюджета. Так, монопольная эмиссия денег позволяет государству иметь доход от эмиссии (сеньораж). Сеньораж появился в древности и давал право феодалу чеканить монету. Доходом являлось разница между номинальной стоимостью денег и затратами на их изготовление.
Организуя систему денежного обращения, государство имеет возможность контроля его субъектов. Обязательность платежей юридических лиц в безналичной форме позволяет контролировать налоговую дисциплину в стране, что также важно и, безусловно, нужно.
Кроме того, центральные банки хранят официальные золотовалютные резервы государства и управляют ими, размещают на своих счетах бюджетные средства, осуществляют расчеты по поручению правительства, кредитуют в случае необходимости правительственные нужды.
В настоящее время основными функциями центральных банков считаются: эмиссия денег, быть «банком для банков», быть банкиром правительства, являться главным расчетным центром страны, а также регулировать экономику страны монетарными методами. Эмиссия денег — важнейшая и традиционная функция; закрепление этой функции за конкретным банком фактически означало признание его особой роли и статуса в банковской системе, т. е. выделение его в роли центрального банка [4, с. 28].
Первое проявление государственного регулирования денежных отношений в истории России наблюдается в 30-е годы XVI века, когда Елена Глинская проводила монетную реформу. Ее суть в том, что из обращения изымались неполноценные деньги, так как раньше было принято не разменивать деньги, а буквально делить монету на несколько частей. Также, из-за того, что Российское государство относительно недавно объединилось вокруг Москвы, в ходу были деньги разного веса. Данная реформа унифицировала деньги. Так появилась копейка. [8, с. 40].
После Смуты страна как никогда нуждалась в деньгах для восстановления. Поэтому контроль над чеканкой монет со стороны государства становится более пристальным. Данное полномочие передавалось Московскому монетному двору, который находился в ведении Приказа большой казны.
Уже в середине XVII века проходит попытка введения в денежное обращение серебряного рубля. По началу, содержание серебра в рубле составляло всего лишь 48 грамм.
В начале XVIII века претерпевает изменение способ размена рубля. Так, Петром Первым вводится десятичная монетная система. Теперь рубль равнялся ста копейкам. Встав на путь европеизации, данный процесс не обошел и рубль. С 1704 года он стал приравниваться к весу западноевропейской денежной единицы — талера. Это позволило русскому рублю войти в круг европейских денежных систем.
Следующее крупное изменение, которое коснулось рубля, произошло во второй половине XVIII века. В связи с тем, что Екатерина Вторая проводила большой ряд реформ, а также вела несколько крупных воин, ей необходимы были деньги для реализации всех задуманных проектов и планов. Поэтому своим Указом в 1769 года она ввела бумажные деньги (ассигнации), так как серебра стало не хватать на содержание армии и выплаты жалования солдатам. [13, с. 995]. Чуть позже, в 1780-х годах, происходит постепенное снижение доли серебра в рубле. Это приводит к тому, что деньги становятся легче, но их номинал сохранился. В будущем это привело к девальвации и снижению доверия к рублю.
После событий, описанных выше, эмиссионная деятельность бумажных денег активно начинает регулироваться в нашем государстве в первой половине XIX века. Так, манифестом от 1 июля 1839 г. об устройстве денежной системы главной законной монетной единицей объявлен серебряный рубль, а ассигнационный рубль признан второстепенным денежным знаком. [7, с. 219]. В конечном счете это предопределило постепенный переход от ассигнационного денежного обращения к кредитному. Российская Империя склоняла участников экономических отношений к тому, чтобы те платили повинности и пошлины золотом. [3, с. 476].
Право чеканить монету в Российской империи, а также выпускать ее в обращение и переделывать принадлежало к числу прав государственных. Более того, Министерство финансов обязывалось содержать российскую монетную систему в непоколебимой твердости и сохранения в ней общего доверия. [14, с. 995].
К концу XIX века министром финансов С. Ю. Витте была проведена денежная реформа. Благодаря ей была введена золотая монета и ее размен на золотые кредитные деньги. Но самое главное законодательно было исключительное право выпуска билетов государственным банком. Данная реформа ввела неограниченный размен билетов на золотую монету. Но основным средством платежа оставался золотой рубль.
Что же касается советского периода, то после реформы Сокольникова Г. Я. был выпущен бумажный червонец с золотом обеспечением, равнявшийся по золотому содержанию дореволюционной десятирублевой монете. Несмотря на то, что большевики хотели избавиться от денежных отношений и проводили такую попытку в период проведения политики военного коммунизма, им не удалось достичь желаемого. Связано это в первую очередь с тем, что после Гражданской войны в стране наблюдалась разруха и бедность. Для восстановления общественного благосостояние, начала проводиться новая экономическая политика (НЭП). Денежная реформа состояла из двух частей, каждая из которых распадалась на ряд этапов. 11 октября 1922 г. был издан декрет СНК «О предоставлении Госбанку права выпуска банковых билетов», согласно которому Государственный банк начал выпускать банковские (банковые, по терминологии тех лет) билеты (банкноты) достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 25, 50 червонцев с золотым со держанием на уровне дореволюционной золотой монеты. Червонец равнялся 1 золотому 78,24 доли чистого золота, или 10 рублям прежней российской золотой монеты. [5, с. 12]. Благодаря реформе временно установился товарно-денежный баланс. Финансовая и банковская системы стали более устойчивыми. Но, после нормализации экономического состояния в стране, вектор развития сменился на курс плановой экономики.
Кредитная реформа в начале 30-х годов XX века положила начало новому этапу развития национальной банковской системы. С переходом на плановую экономику изменилось структура системы. Теперь существовала однозвенная национальная банковская система, которая включала в себя следующие элементы: Госбанк СССР, четыре всесоюзных специализированных банка финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений. Государственный банк СССР являлся эмиссионным банком и расчетным центром страны. В его составе действовали Государственные трудовые сберегательные кассы. Если после реформы 1930 г. в Госбанке было сосредоточено краткосрочное кредитование, то с 1959 г. он стал осуществлять и долгосрочное кредитование капитальных вложений. [1, с. 317]. Также была проведена кредитная реформа.
В 50-е годы XX века меняется функционал Госбанка. Теперь он является единственным эмиссионным центром, который отвечает за выпуск наличных денег, а также сосредоточил все краткосрочные кредитные операции и часть долгосрочных. [12, с. 56].
В 60-е годы XX века проходит денежная реформа. Ее суть была в том, что произошла деноминация рубля в соотношении 10:1. По такой схеме обменивались старые деньги на новые. Также произошла скрытая девальвация: содержания золота в рубле увеличилось по факту в 4.4 раза, хотя официально органами власти заявлялось увеличение в 10 раз. В долгосрочной перспективе данная реформа привела в итоге к девальвации, росту цен и к снижению уровня жизни. [11, с. 16].
Также в 60-е годы XX века Госбанку СССР стали подконтрольны сберегательные кассы. Таким образом усилилось влияние на финансовые ресурсы страны. [2, с. 236].
Так сложилось, что в экономике СССР не последнюю роль играли вклады населения, которые преимущественно хранились в сберегательных кассах. Они являлись ресурсом для краткосрочного кредитования государственный предприятий. Однако, из-за того, что население не могло брать кредиты и, как описывалось выше, предприятия получали лишь краткосрочное кредитование, не имея ресурсов на долгосрочные инвестиции привело к кризису в экономике, в частности в банковском секторе. Поэтому в конце 80-х годов была предпринята попытка реформы, направленной на децентрализацию и внедрение рыночных механизмов. Назвать эту реформу успешной нельзя, так как в условиях уже существующего кризиса система дала надлом, что привело к радикальным изменениям в 1990-х гг. [12, с. 67].
Начиная с 1990 года банковская система РФ претерпевает два этапа реформирования. Первый этап был ознаменован хаотичным, непоследовательным переходом от плановой экономики к рыночной, массовым созданием коммерческих банков без надзора, децентрализация спецбанков, рост спекулятивных операций. ЦБ РФ (тогда Госбанк РСФСР) конкурировал с Госбанком СССР, что усугубило неразбериху. Либеральная выдача лицензий привела к созданию множества слабых коммерческих банков. ЦБ не смог сформировать эффективную систему регулирования, что способствовало росту спекуляций и банковских банкротств. На втором этапе происходит структуризация банковской системы. После 1995 г. ЦБ начал внедрять механизмы банковского регулирования (аукционы, валютные торги, операции на открытом рынке). Исходя из того, что описано выше, можно сделать вывод, что Центральный банк в 1990-е годы действовал в условиях политической и экономической нестабильности. Это ограничило его способность эффективно управлять финансовой системой, что проявилось в неспособности справится с кризисом 1995 и 1998 годов. [9, с. 20].
После кризиса 1998 года происходит трансформация банковской системы РФ. Меняется и поведение Центрально банка России. Так, происходит ужесточения надзора за коммерческими банками и в случае их неплатежеспособности у них отзывалась лицензия. Также вводится так называемые Базельские стандарты, которые отслеживали норму достаточности капитала. ЦБ РФ увеличил эмиссию для стабилизации банковской системы, а средства направлялись на пополнение корреспондентских счетов банков, что помогло избежать полного коллапса расчетов. [10, с. 58].
В настоящее время Центральный банк играет важную роль в российской экономике. Так, его основными инструментами денежно-кредитной политики являются ключевая ставка, операции на открытом рынке и регулирование банковских резервов.
Часть исследователей спорят о реальном статусе ЦБ РФ в системе органов государственной власти. Центральный банк РФ, обладая правом по изданию нормативных актов, обязательных для органов государственной власти и всех юридических и физических лиц в рамках существующего законодательства, все же не может быть отнесен ни к одной из установленных Конституцией РФ ветвей власти — законодательной, исполнительной или судебной. С другой стороны, он осуществляет некоторые полномочия в качестве юридического лица, а такой статус Банка России не позволяет отнести его ни к органам государственной власти, ни к юридическим лицам. Именно такая особенность Банка России определяет множество вопросов и дискуссий относительно определения его конституционно-правового статуса. [6, с. 83].
Банковская система России прошла путь от монополии до рыночной модели с сильной ролью ЦБ. Говоря о перспективах с введением цифрового рубля контроль над финансовой системой страны усилится, что позволит еще больше координировать финансовый рынок.
Литература:
1. Банковское законодательство: учебник / под ред. Е. Ф. Жукова. — Москва: Вузовский учебник, 2007. — 317 с.
2. Госбанк СССР и его роль в развитии экономики страны. 1921–1981 / под ред. В. С. Алхимова. — Москва: Финансы и статистика, 1981. — 236 с.
3. Озеров, И. Х. Основы финансовой науки: Бюджет. Формы взимания. Местные финансы. Государственный кредит / И. Х. Озеров. — Москва, 2008. — С. 475–478.
4. Тихомирова, Е. В. Банковский рынок корпоративных кредитов России / Е. В. Тихомирова. — Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. — 259 с. — ISBN 978–5–7310–2663–5.
5. Юровский, Л. Н. Денежная политика Советской власти (1917–1927). Избранные статьи / Л. Н. Юровский. — Москва: Экономика, 2008.
6. Беляев, С. А. Место и роль Центрального банка в рыночной экономике Российской Федерации / С. А. Беляев // Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. — 2021. — Т. 10, № 2(35). — С. 80–83. — DOI: 10.26140/anie-2021–1002–0005. — URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?titleid=87023 (дата обращения: 24.04.2025).
7. Грудцына, Л. Ю. Идея гражданского общества в творчестве М. М. Сперанского / Л. Ю. Грудцына // Образование и право. — 2011. — № 3(19). — С. 219.
8. Левичева, И. Н. Особенности эволюции денежной системы и проведения денежных реформ в России / И. Н. Левичева // Вестник Банка России. — 2005. — № 2. — С. 39–49.
9. Мусифуллина, Ю. И. Преобразование банковской системы России (1990–1999 гг.) / Ю. И. Мусифуллина // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2007. — № 8. — С. 15–23.
10. Солнцев, О. Г. Российская банковская система: смена модели развития / О. Г. Солнцев // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2007. — № 8. — С. 41–65.
11. Степанов, В. Л. Денежная реформа 1961 г. в отечественной историографии / В. Л. Степанов // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2021. — № 4. — С. 7–23. — DOI: 10.52180/2073–6487_2021_4_7_23.
12. Уразова, С. А. Особенности и проблемы развития банковской системы СССР со второй половины 1950-х гг. и до 1987 г. / С. А. Уразова // Финансы и кредит. — 2010. — № 37(421). — С. 56–68.
13. Именной указ императрицы Екатерины II «Об учреждении в Санкт-Петербурге и Москве государственных банков для вымена ассигнаций» от 29 декабря 1768 г. // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). — Собрание 1-е. — Санкт-Петербург, 1830. — Т. XVIII. — № 13219. — С. 995–997.