Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Аспекты профессионального самоопределения личности

Педагогика
17.09.2013
6762
Поделиться
Библиографическое описание
Богданова, Г. В. Аспекты профессионального самоопределения личности / Г. В. Богданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 497-499. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7791/.

Анализ проблемы профессионального самоопределения в отечественных и зарубежных исследованиях раскрывает многообразие научных подходов к изучению данной проблемы. В зарубежных работах круг проблем, связанных с профессиональным самоопределением решается в рамках теорий профессионального развития и профориентации. Концепции профессионального развития могут быть разделены на три группы: структурные, мотивационные, индивидуальные. Основная идея структурных теорий — профессиональное развитие и профессиональное поведение изменяются на различных этапах жизни и в разных условиях (С. Аксельрод, Д. Миллер, Д. Сьюпер и др.) [4]. Представители мотивационных теорий (А. Маслоу, Э. Роу и др.) стремятся выявить внутренние силы личности, которые побуждают ее к определенному типу профессионального поведения и деятельности. Наконец, теории «индивидуальности» трактуют профессиональное развитие как процесс формирования и упрочения самопонимания, а выбор профессии как попытку реализовать свою «Я-концепцию». Эти теории представлены работами К. Роджерса, Д. Сьюпера, Д. Холланда и других зарубежных исследователей [4]. Наиболее прогрессивной считается концепция профессиональной зрелости Д. Сьюпера, где сам процесс профессионального самоопределения (построения карьеры) определяется как постоянно чередующиеся выборы [7]. По мнению Холланда, приверженца типологической теории, все существующие профессии можно объединить в основные группы. У личностей существует склонность не только к тем или иным группам или типам специальностей, но и к определенным должностям, к положению в профессиональной иерархии. Процесс профессионального развития по Холланду заключается в том, что профессиональная успешность, удовлетворенность зависит от соответствия типа личности типу профессиональной среды [4]. Таким образом, неадекватный выбор профессиональный выбор в дальнейшем приводит к проблемам в профессиональном развитии.

Также сложность ситуации выбора профессии обусловлена неопределенностью подлежащих рассмотрению альтернатив и отдаленных следствий тех или иных решений. Ключевым звеном в выборе профессии Д. А. Леонтьев и Е. В. Шелобанова считают конструктивно-познавательскую деятельность построения возможных вариантов будущего [6]. Среди возможных вариантов выбора профессии выделяют следующие: 1) выбор профессии соответственно семейной традиции; 2) выбор профессии наугад; 3) выбор профессии по призванию; 4) выбор профессии по расчету. Приемлемым считается лишь четвертый вариант- осознанный, самостоятельный выбор профессии с учетом потребностей рынка труда, условий избираемой деятельности, предполагаемых форм вознаграждений в труде, оценки своих материальных и физических ресурсов при выборе профессионального учреждения как средства овладения профессией. После осуществления выбора профессии сущность профессионального самоопределения состоит не столько в новых выборах, сколько в нахождении смысла в избранной сфере (Пряжников Н. С. и др.).

Процесс обучения новой профессии соответствует одному из этапов профессионального самоопределения, на котором происходит уточнение своих интересов и целей в профессиональной деятельности, выбор путей к поставленным целям, познание профессии и себя в профессии.

Профессиональное самоопределение личности в отечественной педагогической науке понимается многопланово:

-          как критерий профессионального становления человека в процессе его социализации;

-          как главный компонент принятия решения о выборе профессии;

-          как проблема трудоустройства работника;

-          как ориентация человека на определенный вид деятельности;

-          как формирование важных для человека новообразований — профессиональной направленности и профессионального самосознания;

-          как готовность субъекта к самостоятельной профессиональной деятельности;

-          как переживание человеком своего профессионального призвания.

По структуре профессиональное самоопределение представлено в литературе в рамках процессуального и уровневого подходов.

Процессуальный подход предполагает выделение последовательных закономерных этапов профессионального самоопределения: поиск профессии — выбор профессии — профессиональная самооценка — профессиональная подготовка — профессиональное самосовершенствование — выход из профессии. Здесь в рамках данного подхода есть две позиции относительно конечности профессионального самоопределения личности:

а) Постулируется положение о профессиональном самоопределении как о процессе, сопровождающем всю профессиональную жизнь человека в рамках одной конкретной профессии. При перемене профессии все этапы повторяются вновь.

б) Профессиональное самоопределение личности заканчивается с моментом принятия ею решения о выборе конкретной профессии.

Уровневый подход предполагает выделение уровней профессионального самоопределения:

1-й уровень — осознание целей и способов профессиональной деятельности;

2-й уровень — осознание смысла профессиональной деятельности;

3-й уровень — осознание отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности;

В рамках данного подхода предлагается считать завершением профессионального становления момент позитивного отношения к себе как к субъекту определенной профессиональной деятельности. При перемене профессии весь процесс осознания повторяется.

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде,самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность жепостоянно изменяется, развивается. Значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы.

Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиоведении объясняют понятием «профессиональное самоопределение».Естественно, что такое сложное явление не могло получить «единственно правильное» объяснение в педагогической науке.

Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса:

1.         Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2.         Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

3.         Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

4.         Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими, как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена места жительства, аттестация, увольнение с работы и др.

5.         Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Литература:

1.                  Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи/ Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1988.144с.

2.                  Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения/ Е. А. Климов.-Ростов-на-Дону, 1996.512 с.

3.                  Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1990.150

4.                  Кондаков, И. М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития/ И. М. Кондаков, А. В. Сухарев//Вопросы психологии.-1989.-№ 1.- с. 158–164.

5.                  Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание/ И. С. Кон.- М.: Политиздат, 1984.- 213 с.

6.                  Леонтьев, Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего/ Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова//Вопросы психологии.-2001.-№ 5- с.91–96.

7.                  Михайлов, И. В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д. Е. Сьюпера/ И. В. Михайлов//Вопросы психологии.-1975.-№ 5.

8.                  Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда/ Н. С. Пряжников.-М.: Из-во «Институт практической психологии», 1996.-352 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 497-499):
Часть 3 (стр. 423-555)
Расположение в файле:
стр. 423стр. 497-499стр. 555

Молодой учёный