В статье рассматривается роль социальной сети «ВКонтакте» в организации специальных мероприятий для продвижения творческих конкурсов. Современные цифровые технологии открывают многочисленные возможности для взаимодействия с аудиторией и реализации уникальных инициатив, опираясь на мнения экспертов в области специальных мероприятий. Автор уделил особое внимание практическим аспектам организации мастер-классов, live-трансляций, опросов, интервью и т. д., которые могут стать эффективным инструментом вовлечения участников и повышения интереса к конкурсам. Статья содержит рекомендации по использованию платформы «ВКонтакте» для создания привлекательных мероприятий, обеспечивающих успешное продвижение творческих идей и укрепление имиджа бренда.
Ключевые слова: специальное мероприятие, event, конкурс «Во все книжные», продвижение, литература, мастер-класс.
По мнению Ерёминой Е. А., специальные мероприятия — это «спланированные, определённым образом организованные акции, реализуемые в рамках конкретной коммуникационной программы… в ходе проведения, которых происходит формирование информационного поля, воздействующего на целевую аудиторию» [1]. Необходимо понимать, что мероприятия — один из важнейших инструментов специалиста по связям с общественностью, и данные мероприятия способны сильно влиять на репутацию организации. Общественность обращает особое внимание на подобные акции, их результат прямым образом сказывается на её будущих отношениях с компанией. Таким образом, необходимо не забывать об этических нормах и принципах при проведении таких мероприятий, ведь именно этический аспект играет важнейшую роль в деятельности PR-специалиста [2].
Алексей Васильевич Хашовский дает следующее определение специальным мероприятиям: «Специальные мероприятия как направления коммуникативной деятельности известны еще с древних времен, когда они представляли собой увеселительные события — театральные постановки, выступления и многое другое. В современной же практике специальные мероприятия играют важнейшую роль в организации связей с общественностью, несут образовательную функцию, развлекательную и, конечно, функции по продвижению брендов, товаров и услуг» [4].
Ещё одним определением понятия «специальное событие» является трактовка Шумовича А. В., автора исследований по событийному маркетингу, руководителя креативного агентства «Eventum», согласно которой «это форма человеческой деятельности, в основе которой лежат взаимодействие и встреча группы людей, ограниченной по времени и объединенной достижением каких-либо общих целей» [5].
Ульрих Хальцбаур, автор известного научного труда «Event-менеджмент», определяет специальные мероприятия, как исключительные события с точки зрения зрителей и посетителей, которые были созданы при помощи внешних факторов [4].
В современных условиях развития цифровых технологий социальные сети играют ключевую роль в продвижении различных инициатив, включая творческие конкурсы. «ВКонтакте» как одна из самых популярных платформ предоставляет множество возможностей для эффективной организации специальных мероприятий.
Залогом успеха любого мероприятия является постоянное взаимодействие с аудиторией, что способствует формированию позитивного настроя, налаживанию новых контактов с потенциальными потребителями. При подобном подходе участники могут ощутить себя частью компании, они могут приобщиться к общему делу, в результате чего у них произойдет формирование положительного отношения к организации [6]. Для того, чтобы привлечь, как можно больше людей к мероприятию используют онлайн-платформы, а именно социальный сети.
Как пишет Е. И. Петрова, на первом этапе социальные сети рассматривались журналистами исключительно, как источник получения информации [7]. Однако уже сейчас мы можем наблюдать существенное изменение в подходе к использованию социальных сетей журналистами: социальные сети стали отдельной площадкой, «медиаполем», где журналисты не только черпают информацию, но и делятся ею со своей аудиторией. Справедливо будет отменить, что с расцветом социальных сетей стала популярна так называемая «гражданская журналистика», где в качестве журналиста выступает пользователь сети, располагающий какой-либо значимой информацией. Важнейшей чертой публикаций в социальных сетях является оперативность.
Вместе с тем Е. С. Пустовалова отмечает, что «социальные сети — самые удобные платформы для создания сообществ лояльных пользователей. Они также являются отличным распространителем контента [8].
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за 2023 год опубликовал статистику вовлеченности пользователей в социальные сети и мессенджеры с коммуникационным функционалом («ВКонтакте», WhatsApp, Telegram, «Одноклассники» и пр.) в среднем тратят на них 272 минуты или 4,5 часа в день. Показатель ощутимо выше среди молодежи 18–24 лет — на обмен сообщениями, чтение ленты новостей, звонки и другие активности молодые люди в среднем тратят 493 минуты или более восьми часов в день.
Больше всего времени в сети пользователи проводят во «ВКонтакте» — 129 минут в сутки. На втором и третьем месте TikTok и Telegram — 125 и 123 минут соответственно [9].
Главное различие между ними — это работа алгоритмов. Во «ВКонтакте» есть рекомендательная лента, которая может продвигать контент широкой аудитории. В Телеграме же такой системы нет — охват зависит только от подписчиков и способов привлечения новой аудитории. Таким образом «ВКонтакте» посты могут попадать в «рекомендованное» и показываться людям, которые на вас не подписаны. Это позволяет расширять охват без рекламы — за счёт одного только контента. Поэтому исходя из вышесказанного, «ВКонтакте» является более перспективной площадкой для продвижения творческих конкурсов, например, конкурса «Во все книжные» [10].
Целью данного конкурса является содействие в популяризации библиотек и чтения среди молодежи, а также создание условий для профессионального роста творческого потенциала молодых людей.
В процессе продвижения данного конкурса мы столкнулись с недостаточной вовлеченностью в одну из номинаций конкурса: «Реклама библиотеки». Существует множество факторов, препятствующих участию студентов в данной номинации. Мы выявили, что одна из основных причин, заключается в недостаточной уверенности участников в собственных профессиональных навыках, а также недостаточной информированности о том, как осуществить процесс создания рекламных материалов качественно и бесплатно, а также какие программы выбрать и как в них работать. Особенно это важно для студентов и начинающих профессионалов. Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой задачу: продемонстрировать простоту и доступность процесса создания рекламного ролика для студентов и начинающих профессионалов бесплатно и в приложениях с понятным и простым интерфейсом.
В рамках этой задачи, направленной на активизацию участия в номинации «Реклама библиотеки», был разработан мастер-класс, интегрирующий в себя широкий спектр PR-инструментов с целью повышения эффективности создаваемых рекламных роликов. В частности, предусмотрено обучение использованию функционала приложений для наложения звукового сопровождения, озвучивания видеоматериалов, редактирования посредством обрезки, добавления субтитров, а также применения эффекта «наложения». Данный комплекс инструментов позволит участникам конкурса создавать эффектные и запоминающиеся рекламные продукты не только в рамках конкурса, но и в жизни.
В качестве дополнительного элемента образовательной программы в видеоролик интегрирована реклама книги Алексея Иванова «Реклама: игра на эмоциях». Данное издание позиционируется как ресурс, содержащий релевантную информацию в области рекламы и PR, направленную на формирование эмоционального отклика у целевой аудитории и создание «цепляющего контента».
Важным аспектом мастер-класса является акцент на укреплении обратной связи с аудиторией. В частности, предусмотрена работа с комментариями, поступающими от участников. Данный формат позволяет не только стимулировать интерес к номинации, но и расширить охват потенциальной аудитории за счет алгоритмов социальной сети «ВКонтакте».
Также стратегически важным элементом продвижения конкурса в качестве значимого PR-инструмента выступает, проведенное нами интервью с заказчиком рекламы библиотеки, а именно с представителями Центральной библиотечной системы им. М. Ю. Лермонтова. Мы обсудили бриф, который играет ключевую роль в согласовании целей и задач между заказчиком (в данном случае, представляющим библиотеку и выступающим в качестве члена жюри) и исполнителем (участником конкурса).
Проведенное интервью с представителями библиотеки позволило получить развернутую информацию об особенностях функционирования библиотеки, проводимых мероприятиях, используемых каналах продвижения, а также о показателях успеха рекламы, ее эффективности.
Организация специальных мероприятий в социальной сети «ВКонтакте» представляет собой ключевой элемент стратегии продвижения творческих конкурсов. В качестве таких мероприятий рассматриваются мастер-классы, конкурсы, челленджи и интерактивные сессии с привлечением экспертов. Подобные активности способствуют не только привлечению внимания к конкурсу, но и формированию активного сообщества, объединенного вокруг данной инициативы. При планировании и реализации специальных мероприятий необходимо учитывать потребности и интересы целевой аудитории для достижения максимальной эффективности и вовлеченности участников.
Таким образом организация специальных мероприятий в социальной сети «ВКонтакте» — это ключевой элемент в продвижении творческих конкурсов. Варианты таких мероприятий, как мастер-классы, интервью, челленджи и лайв-сессии с экспертами, позволяют не только привлечь внимание, но и создать активное сообщество вокруг творческого конкурса. Важно помнить о потребностях и интересах вашей целевой аудитории для достижения максимальной эффективности и вовлеченности.
Специальные мероприятия имеют непосредственное влияние на узнаваемость творческих конкурсов, укрепления эмоциональной связи с общественностью, а также привлечения спонсоров и пожертвователей.
Литература:
- Янковская, Л. В. Специальные мероприятия как средство повышения мотивации населения к занятиям адаптивной физической культурой / Л. В. Янковская, Д. С. Кучерук // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. — 2024. — № 1. — С. 169–171.
- Султанов, Г. С. Этические принципы и нормы проведения специальных мероприятий PR-кампании / Г. С. Султанов // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. — 2018. — № 9. — С. 43–45.
- Кузнецова Ю. М. Развитие бренда бизнес-экосистемы через специальные мероприятия, опыт VK / Ю. М. Кузнецова // Вопросы медиабизнеса. — 2024. — Т. 3, № 2. — С. 49–59.
- Зубкова К. А. Организация специальных мероприятии в онлайн-формате: возможности и риски // StudNet. — Экономика и бизнес. — 2021. — № 11. — С. 107
- Шумович А. В. Великолепные мероприятия. Технологии и практика event management / Шумович А. В. — Москва. — 2017. — 327 с.
- Пядышева Т. Г. Разработка концепции подготовки и проведения специального мероприятия / Т. Г. Пядышева, Д. А. Слогоцкий // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. — 2018. — № 13. — С. 57–63
- Петрова Е. И. Интернет-СМИ и социальные сети: этапы конвергенции // Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 128–133.
- Корнышева П. Е. Социальная сеть «ВКонтакте»: особенности оформления и ведения сообществ на примере интернет-изданий Белгородской области // Наука и школа. — СМИ (медиа) и массовые коммуникации. — 2023. — № 5. С. 54–64
- Социальные сети и мессенджеры: вовлеченность и предпочтения. [Электронный ресурс]. – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/socialnye-seti-i-messendzhery-vovlechennost-i-predpochtenija (дата обращения: 15.03.2025)
- Во все книжные [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/vovseknignye?from=groups (дата обращения: 15.03.2025)