Образ матери — один из центральных как в русской культуре, так и в русской поэзии. Мать — особенная женщина в жизни каждого человека, которая дарит любовь и заботу своим детям. В русской литературе к образу матери обращались как поэты-классики, так и поэты Серебряного века.
На образ матери в русской культуре повлияли различные факторы.
Религиозное происхождение. Возникновение образа русской матери имеет глубокую религиозную подоплеку, которая тесно связана с поклонением земле и почитанием Девы Марии в традиционной русской культуре. В политеистической культуре Древней Руси у древних славян была сильна зависимость от земли, что породило поклонение земле. После крещения Руси обширный женский культ политеизма слился с представлением о женской сущности христианской культуры и постепенно перерос в культ Богородицы в православном христианстве.
Историческая эволюция. Образ Матери-России прошел длительный процесс развития. С момента возникновения русского национализма национальный характер Матери-России усилился, и она стала одним из главных общепризнанных символов российской нации / государства.
Выражение в литературе и искусстве. В русской литературе и искусстве образ матери играет важную роль. Например, «Война и мир» Толстого изобилует изображениями матерей, демонстрируя типичные черты материнства и семейных ролей в русской культуре.
Семейные отношения и социальный статус. Русское материнство глубоко укоренено в семейных отношениях. В русской семье мать, как правило, отвечает за уход за детьми и домашние дела, а также становится самым важным воспитателем и наставником. В наше время статус русской матери изменился, и она не только отвечает за заботу о детях и семье, но и часто играет важную социальную роль.
Под влиянием этих культурных контекстов образ русской матери превратился в сложный и глубокий социокультурный символ, отражающий не только исторические и религиозные традиции русского народа, но и социальные изменения и вызовы современной жизни.
Образ матери — один из знаковых в русской литературе. Поэты обращались к образу матери как источнику любви, заботы, преданности, бескорыстности.
Стоит отметить, что русские классики нечасто обращались к образу матери, что, вероятно, связано с особенностями воспитания дворян и купцов. Чаще всего матери оставляли воспитание на няней и кормилиц, которые и занимали роль матерей. Например, у А. С. Пушкина в стихотворении «Я сам не рад болтливости своей» (1813 г.) описана не мама, а мамушка, то есть няня или кормилица, ее поведение типично для любимой няни: она читает сказки на ночь, набожна и искренне любит воспитанника:
«Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклони,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…» [1]
Образ матери ярко воплощен в творчестве Н. Некрасова, который описывал жизнь простых людей, их горести и беды. Простые люди, крестьяне сами воспитывали своих детей и искренне любили их, несмотря на большое количество детей и постоянную занятость. Некрасов писал в стиле реализма, поэтому его герои стихотворений — обычные люди.
В стихотворении «Мать» поэт описывает уставшую женщину, мученицу, которая переживает за судьбу и путь своих детей. Считается, что стихотворение во многом автобиографично. Мать поэта, у которой было четырнадцать детей, обижал их отец. Поэт искренне переживал за родную и близкую женщину, он не мог ее защитить, но чувствовал ее грусть и тоску, что отразилось и в стихотворении: Она была исполнена печали,
«И между тем, как шумны и резвы
Три отрока вокруг нее играли,
Ее уста задумчиво шептали:
«Несчастные! зачем родились вы?
Пойдете вы дорогою прямою
И вам судьбы своей не избежать!»
Не омрачай веселья их тоскою,
Не плачь над ними, мученица-мать!» [1]
Мать — мученица, которая живет своими детьми, она еще в детстве видит нелегкую судьбу своих детей, их путь и тяготы жизни.
Поэты Серебряного века чаще обращались к образу матери, тема материнства раскрыта в творчестве С. Есенина, М. Цветаевой, А. Блока.
Сергей Есенин основной темой своей поэзии сделал простой народ, их жизнь. Он воспевал труд простых людей, их чувства, образы.
Образу матери посвящены несколько значимых для русской литературы стихотворений. В стихотворении «Письмо матери» поэт обращается к собственной матери, которую не видел долгие годы, так как уехал в город, где его закрутила городская жизнь. Есенин перед поездкой к матери написал это стихотворение, полное грусти и горечи от разлуки, но в то же время надежды на встречу:
«Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет». [1]
Поэт описывает свою мать как старенькую женщину — старушку, которая грустит по сыну и выходит на дорогу, не видно ли движения. Это простая женщина в старомодной одежде. Обращение к матери пронизано любовью и искренней заботой, поэт надеется на скорую встречу с родным человеком.
Есенин называет мать помощью и отрадой, несказанным светом, считая мать единственным по-настоящему близким и родным человеком:
«И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет». [1]
В стихотворении «Я покинул родимый дом» поэт продолжает тему тоски по родному дому, который он покинул и давно не видел отца и мать. В стихотворении «Разбуди меня завтра рано» поэт обращается к матери, называя ее терпеливая:
«Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!» [1]
Терпение русских женщин считалось добродетелью и часто являлось и частью жертвенности. В этом же стихотворении Есенин обещает матери воспеть ее, как святую женщину. Образ матери приобретает черты и святой женщины, терпеливой и жертвенной.
М. Цветаева в стихотворении «Мама на лугу» описывает мать, которая и из могилы будет любить своего сына:
«Вы бродили с мамой на лугу
И тебе она шепнула: «Милый!
Кончен день, и жить во мне нет силы.
Мальчик, знай, что даже из могилы
Я тебя, как прежде, берегу!» [1]
У М. Цветаевой были сложные отношения со своими детьми и непростая судьба, но она искренне любила сына, которому посвящала горькие стихи, полные скорби, например, «Мама на лугу»:
«Мама стала на колени
Перед ним в траве.
Солнце пляшет на прическе,
На голубенькой матроске,
На кудрявой голове.
Только там, за домом, тени…» [1]
В яркой сцене стихотворения чувствуется тревога, собираются тени за домом, которые нарушаю простую и счастливую жизнь. В стихотворении Цветаева передает чувства матери, которая не может защитить своих детей, чувство потери, ее эмоции.
Образ матери в поэзии М. Цветаевой — это образ эмоциональной матери, которая любит своих детей, но не может защитить их и спасти.
А. Блок, как и М. Цветаева, обращается к эмоциям и чувствам женщин-матерей, которые не могут справиться с тяготами жизни. В стихотворении «Из газет» поэт описывает воспоминания ребенка, когда однажды их мать, перекрестив детей, оставила их на соседку и ушла. Оказалось, что она решила покончить жизнь самоубийством:
«Мамочке не больно, розовые детки.
Мамочка сама на рельсы легла.
Доброму человеку, толстой соседке,
Спасибо, спасибо. Мама не могла…
Мамочке хорошо. Мама умерла». [1]
Блок описывает эмоции и переживания женщины, которая бросает своих детей, выбрав смерть, а не борьбу. Это новый образ матери для русской литературы, так как в русской культуре женщины-матери, наоборот, хранили семью ценой собственного труда, жизни, эмоций, выбирая служение детям.
Итак, образ матери в русской поэзии связан с образом простых женщин, крестьянок, которые любят своих детей и готовы на все ради их счастья и благополучия. Это образ мученицы, жертвующей собой ради детей, образ святой.
Еще одним образом является образ любящей матери, любовь матери бескорыстна и вечна, только одна мать будет любить своего ребенка несмотря ни на что.
В поэзии Серебряного века появился новый образ женщины, которая из-за своих эмоций, невозможности спасти детей, умирает. Она не служит своим детям, а выбирает иной путь. Данный образ — не традиционный, он связан с переосмыслением эмоциональности женщины, ее судьбы.
В русской литературе фигура матери имеет глубокое культурное и психологическое значение и часто несет в себе множество символов и эмоций. К основным характеристикам материнской фигуры в русской литературе относятся:
— бескорыстная преданность: матери обычно изображаются как самоотверженные и жертвенные фигуры. Они отдают все свое время и силы семье, детям и обществу, часто отодвигая на второй план свои личные потребности и желания;
— стойкость: перед лицом невзгод матери часто проявляют сверхчеловеческое мужество и стойкость. Они обычно становятся опорой семьи, воплощая в себе стойкую волю к выживанию перед лицом жизненных трудностей, социальной несправедливости или разрушительных последствий войны;
— эмоциональный центр: матери часто являются эмоциональным звеном семьи; они олицетворяют тепло, терпимость и понимание. Глубокие эмоции между матерями и их детьми часто находятся в центре повествования, изображая сложность и глубину взаимоотношений родных людей;
— моральные и этические символы: во многих произведениях матери рассматриваются как воплощение морали и этики, берущие на себя ответственность за обучение и воспитание следующего поколения. Они не только передают культуру и ценности, но и играют роль в поддержании морали и справедливости в обществе;
— сложность и противоречивость: фигура матери в русской литературе не всегда представляет собой единую гармонию. Время от времени в произведениях возникают противоречия и борьба вокруг роли матерей. С одной стороны, они являются великими защитницами, а с другой — могут создавать ограничения для ребенка или даже формировать психологический гнет из-за чрезмерной заботы;
— исторические и национальные символы: образ матери в русской литературе порой пронизан исторической и национальной символикой. На фоне бурной истории мать символизирует выживание и преемственность нации, отражает национальную и этническую идентификацию с семьей и историей.
В целом мать в русской литературе — сложный и многомерный образ, одновременно теплый и заботливый, но в то же время обладающий стойкостью и самопожертвованием. Они являются не только ядром семьи, но и важным носителем культурных ценностей и социальной этики. Через эти образы русская литература глубоко отражает отношения между обществом и семьей, а также сплетение личности и истории.
Литература:
- Стихи о матери. URL: https://www.culture.ru/literature/poems/tag-o-materi (дата обращения: 17.04.2025).