Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности классификации проектов в психологии

Психология
11.05.2025
88
Поделиться
Библиографическое описание
Гаргар, А. И. Особенности классификации проектов в психологии / А. И. Гаргар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20 (571). — С. 644-648. — URL: https://moluch.ru/archive/571/125114/.


В статье рассматриваются особенности проектов в психологии. Описываются ключевые характеристики, которые отличают психологические проекты от других видов научных исследований. Также обсуждаются этические аспекты и проблемы, с которыми сталкиваются психологи при работе над проектами. Статья будет полезна как начинающим исследователям, так и опытным специалистам, интересующимся особенностями проектной деятельности в психологии.

Ключевые слова: проект, психология проектной деятельности, метод познании, классификация в психологии.

Три качества: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова.

Н. Г. Чернышевский

Классификация это общенаучный метод систематизации знания, направленный на организацию некоторой совокупности (множества) изучаемых объектов различных областей действительности, знания и деятельности, в систему соподчинённых групп (классов), по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определённых сущностных свойствах.

С научной точки зрения проект представляет собой ограниченный по времени и ресурсам процесс выработки систематизированного обобщенного научного знания о каком-либо объекте с применением научных методов и направленный на решение определенной исследовательской проблемы. Проект является совокупностью взаимосвязанных действий, выполняющихся для достижения результата в рамках заданных требований к качеству, срокам и бюджету [1, с. 14]. Сегодня проектирование широко применяется не только в бизнесе, но и в науке, культуре, искусстве, социологии, психологии и т. п.

Методология проектов описана в технических и социальных науках (архитектура, экономика, менеджмент, юриспруденция), однако, психология еще не отрефлексировала проблемы проектирования:

— объект и субъект проектной деятельности;

— предметные области проектирования;

— цели и задачи, представление о результате проектирования;

— методы проектирования;

— внедрение проектов.

В то же время многие прикладные исследования в психологии можно было бы назвать проектами, поскольку они направлены на создание нового:

— создание психодиагностической методики;

— консультирование человека и организации с целью их преобразования, развития;

— политические технологии с целью изменения отношения населения к политическим объектам;

исследования в области маркетинга и рекламы с целью изменения экономического поведения человека [2, с. 81–82].

Классификация в психологии это мыслительная операция, заключающаяся в группировке объектов по существенным признакам.

Одни и те же предметы можно классифицировать по-разному в зависимости от того, какой признак положен в основу классификации. Например, можно разбить учащихся в группе по успеваемости, по дисциплине, по активности в общественной работе и другим признакам

Классификация как мыслительная операция предполагает разделение объектов на группы по определённым признакам:

У. Х. Килпатрик. . Классификация по двум признакам: целевой установке (созидательный, потребительский, интеллектуальный) и количеству участников проекта (индивидуальный, групповой).

Э. Коллингс. Классификация по видам деятельности (игровые, экскурсионные, проекты-рассказы, трудовые).

Е. С. Полат . Система основных критериев проектной деятельности, включающая такие признаки, как доминирующий в проекте метод или вид деятельности, признак предметно-содержательной области и другие.

А. С. Сиденко. Классификация по характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный), форме (видеофильм, телепрограмма), характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный) и профилю знаний (монопроекты — один учебный предмет; межпредметные — несколько учебных дисциплин).

Проектирование (от лат. «projectus» — брошенный вперед) — это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта (состояния) и обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

Проект — это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.

Проектная деятельность имеет конкретную структуру: цель, мотивы, функции, содержание, результат.

Метод проектов в педагогике — способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы учащимися и педагогом, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Педагогическая цель создания проекта: развитие познавательной, творческой, изобретательской и практической активности учащихся, в результате которой обучаемые применяют полученные знания на практике, создают новый конечный интеллектуальный или практический продукт.

Существует множество подходов к классификации проектов.

По А. С. Сиденко, типы проектирования:

— Репродуктивное проектирование;

— Продуктивное проектирование.

— Инновационное проектирование.

Классификация проектов:

  1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, проект-инсценировка, альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ или фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, публикация в СМИ, туристический буклет, веб-сайт и т. д.).
  2. По форме (видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера).
  3. По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный).
  4. По профилю знаний (монопроекты — по одному учебному предмету; межпредметные — по 2–3 учебным предметам, проекты «на стыке наук». Такая типология развивается в работах В. В. Гузеева, Е. С. Полат, И. Д. Чечель.
  5. По характеру координации :

— в таких проектах координатор участвует в проекте в собственной своей функции, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников;

— со скрытой координацией: в таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как полноправный участник проекта).

  1. По уровню контакт ов (внутришкольные (локальные), межшкольные или региональные: это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны; международные: участники проекта являются представителями разных стран).
  2. По количеству участников (личностные — индивидуальные, парные, групповые).
  3. По продолжительности (минипроекты; краткосрочные на 1–5 уроков; среднесрочные — на 1–2 месяца; долгосрочные — до 1 года)..
  4. По типу объекта проектирования (морфологическое (проектирование вещей, создание новых моделей); социальное (направленных на социальные вопросы); экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого «Я»).

Проектная деятельность ставит перед профессионалом сложную задачу, поскольку нет аналогов нового продукта; знания, умения и навыки, ориентированные на выполнение простых операций, вряд ли помогут. Мало того, профессиональные стереотипы, штампы могут помешать реализации проектной деятельности. Опорой здесь являются метакогнитивные знания (способность к проблематизации, целеполаганию, рефлексии), концептуальные знания в виде актуализированных в профессиональном сознании понятий и моделей; способность правильно организовать коммуникативное пространство. Прямых рекомендаций (технологии выполнения проекта) не существует, но можно выделить некоторые принципы деятельности. Один из них — предварительная теоретическая работа, результатом которой является формулирование цели и предмета исследования в профессиональных терминах, а также создание содержательной модели будущего результата [2, с. 83].

Управление проектами: основные характеристики и критерии оценки

В современной научной литературе по управлению проектами выделяются два основных подхода к определению и пониманию проекта: системный и деятельностный.

Системный подход рассматривает проект как временную систему целенаправленных действий, направленную на достижение уникального, но определённого результата. Проект определяется как временное предприятие, направленное на создание новых продуктов, услуг или результатов. В рамках системного подхода выделяются ключевые характеристики проектов:

Инновационность : проекты всегда включают элементы новизны и креативности, что способствует развитию и совершенствованию;

Уникальность : каждый проект имеет свою неповторимую концепцию и способ реализации, что отличает его от других ;

Результативность : проекты направлены на достижение конкретных целей и результатов, будь то строительство здания, реорганизация компании, проведение мероприятия, создание литературного произведения и т.д.;

Временная локализация : проекты имеют чётко определённые временные рамки и сроки завершения.

Эти характеристики взаимосвязаны и формируют основу для планирования и реализации проекта. Они определяют три ключевых измерения проекта:

1. Временные рамки.

2. Бюджетные ограничения.

3. Соответствие конечных результатов первоначальным целям.

Универсальность и многогранность проектной деятельности обусловлены её многоаспектностью и многоуровневыми взаимодействиями. Основная задача проект-менеджера заключается в нахождении оптимального баланса между этими тремя измерениями, что способствует достижению целей проекта и удовлетворению интересов всех участников.

Деятельностный подход рассматривает проект как процесс целенаправленной деятельности субъекта, направленной на преобразование объекта из текущего состояния в желаемое будущее.

Проект в этом контексте понимается как творческая, разумная и целеполагающая деятельность, направленная на достижение определённых результатов.

Проектная деятельность имеет двойственную природу:

— с одной стороны, она является идеальной , так как связана с планированием и предвидением будущего,

технологической , поскольку включает процессы реализации задуманного. Таким образом, проектная деятельность объединяет элементы идеального планирования и практической реализации, что делает её ключевым инструментом в достижении поставленных целей.

Проектные работы в области психологии носят прикладной характер, ориентированы на заказчика, что приводит к дефициту рефлексии методологии данных работ. Представляется важным привести удачные образцы подобных работ, в определенной степени реконструируя ход их выполнения. Ниже приводятся три кейса, в двух их которых автор принимал непосредственное участие. Третий кейс («Парк»), выполненный под руководством А. Н. Леонтьева и А. Н. Розенблюм, — это классическая проектная работа, в которой изучаемые процессы реализованы в двух формах: практической и когнитивной [2, с. 83].

Психологические проекты представляют собой комплексные мероприятия, нацеленные на решение задач в области психического здоровья, личностного развития, коррекции поведения и других аспектов. Классификация таких проектов играет ключевую роль в систематизации и упорядочении их многообразия, что способствует повышению эффективности планирования, реализации и оценки результатов. В данной статье рассматриваются основные подходы к классификации проектов в психологии, их особенности и научная значимость.

Психология проектной деятельности — дисциплина, изучающая законы и закономерности взаимодействия людей в рамках проектной деятельности.

Психология проектной деятельности — отрасль психологии, предметом изучения которой являются психические явления, реализуемые в системах управления проектами и в процессах взаимоотношений и взаимодействий между людьми.

Психологические вопросы управления универсальны для любой сферы проектной деятельности, поскольку главным звеном управления является человек, чьи психологические особенности остаются неизменными и имеют универсальное значение.

Основные подходы к классификации проектов в психологии

Классификация по целям и задачам

  1. Исследовательские проекты направлены на изучение психологических явлений, механизмов и закономерностей. Они включают экспериментальные исследования, опросы, наблюдения и иные методы сбора и анализа данных;
  2. Практические проекты ориентированы на решение конкретных психологических проблем, таких как коррекция поведения, развитие компетенций, преодоление стрессовых состояний и другие;
  3. Образовательные проекты направлены на повышение психологической компетентности, развитие навыков и умений в области психологии.

Классификация по масштабу и сложности;

  1. Малые проекты характеризуются ограниченным объёмом и сложностью, реализуются в рамках одного учреждения или небольшой группы специалистов;
  2. Средние проекты требуют значительных ресурсов и координации усилий нескольких специалистов, что обусловлено их более сложной структурой и масштабностью;
  3. Крупные проекты представляют собой масштабные мероприятия, охватывающие значительные группы людей, организации или даже регионы.

Классификация по продолжительности:

  1. Краткосрочные проекты реализуются в течение непродолжительного времени, например, нескольких дней или недель;
  2. Среднесрочные проекты охватывают период от нескольких месяцев до года;
  3. Долгосрочные проекты рассчитаны на реализацию в течение нескольких лет или даже десятилетий.

Классификация по методам и подходам:

  1. Когнитивно-ориентированные проекты основаны на когнитивных теориях и направлены на изменение когнитивных процессов, таких как мышление, восприятие, память и другие;
  2. Эмоционально-ориентированные проекты нацелены на регуляцию эмоций, снижение уровня стресса и развитие эмоциональной компетентности;
  3. Поведенчески-ориентированные проекты ориентированы на изменение поведения, формирование полезных навыков и преодоление деструктивных поведенческих паттернов.

Классификация по целевой аудитории:

  1. Проекты для детей и подростков направлены на развитие личности, коррекцию поведенческих отклонений и профилактику психологических проблем в детском и подростковом возрастах;
  2. Проекты для взрослых ориентированы на решение психологических проблем, улучшение качества жизни и развитие личностных качеств;
  3. Проекты для пожилых людей направлены на поддержание психического здоровья, преодоление возрастных кризисов и улучшение качества жизни в старости.

Особенности классификации проектов в психологии

Классификация психологических проектов обладает рядом специфических особенностей, обусловленных природой психологической науки и практики.

— психологические проекты часто носят междисциплинарный характер, интегрируя элементы различных психологических теорий, а также смежных наук, таких как социология, педагогика и медицина;

— классификация должна учитывать разнообразие целей, задач, методов и подходов, применяемых в психологии;

— должна быть гибкой и адаптивной, чтобы адекватно отражать изменения в психологической науке и практике;

Проектная деятельность в области психодиагностики может быть рассмотрена на примере разработки методики для измерения самооценки. В данной работе основное внимание уделяется методологическим аспектам и этапам познавательной деятельности исследователя. Ключевыми этапами являются целеполагание, включающее определение критериев будущего продукта, и моделирование, основанное на анализе эмпирических и теоретических феноменов.

Целью исследования: разработка валидного и надежного метода для изучения самооценки. В процессе достижения этой цели выделены и последовательно реализованы следующие этапы:

1. Определение цели работы и обзор подходов к изучению самооценки:

— Постановка задачи разработки методики измерения самооценки;

— Анализ существующих теоретических концепций самосознания и самооценки для выявления ключевых феноменов.

2. Составление таблиц эмпирических и теоретических феноменов:

— Систематизация эмпирических данных о самооценке на основе анализа литературы;

— Формулирование теоретических моделей самооценки, отражающих её когнитивные, эмоциональные и регулятивные аспекты.

3. Анализ методических требований к методике:

— Выделение психометрических характеристик (валидность, надежность);

— Определение процедурных требований, связанных с когнитивными и мотивационными особенностями испытуемых.

4. Разработка критериев для оценки методик измерения самооценки:

— Определение критериев, учитывающих когнитивные, эмоциональные, регулятивные и интегративные аспекты самооценки;

— Учёт влияния установки на социальную желательность при ответах и её элиминация в процессе обработки данных.

5. Сравнительный анализ существующих методов измерения самооценки:

— Создание таблицы, в которой представлены результаты анализа различных методик по выделенным критериям;

— Выявление сильных и слабых сторон существующих подходов для обоснования необходимости разработки новой методики.

При разработке новой методики расчета самооценки особое внимание уделяется её психологическому обоснованию. Среди ключевых содержательно-психологических требований можно выделить следующие:

1. Когнитивный аспект: Самооценка отражает осознанное выделение человеком присущих ему качеств.

2. Эмоциональный аспект: Методика должна учитывать не только сознательное, но и неосознанное отношение к себе.

3. Регуляторный аспект: Процедура измерения самооценки должна учитывать эталонную роль «идеальных образов Я» и «образа другого человека».

4. Интегративный аспект: Самооценка является интегральным показателем единства самосознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции поведения.

5. Субъективность шкалирования: Методика должна учитывать индивидуальные критерии оценки качеств, которые могут быть трудно сопоставимы.

Методические требования включают в себя психометрические характеристики (валидность и надежность) и процедурные аспекты, связанные с когнитивными и мотивационными особенностями испытуемых, а также с минимизацией влияния установки на социальную желательность.

Новая модифицированная методика, основанная на подходе Ч. Осгуда, отличается более полным учётом эталонной роли «обобщенного Другого», а также более полным соответствием психометрическим и процедурным требованиям. Это позволяет повысить точность и надежность измерения самооценки, что является важным шагом в развитии психодиагностических инструментов [2, с. 83–86].

Классификация психологических проектов является важным инструментом систематизации и упорядочения их многообразия, что способствует повышению эффективности планирования, реализации и оценки результатов.

Выбор подхода к классификации зависит от множества факторов, включая цели и задачи проекта, его масштаб, продолжительность и используемые методы.

Понимание особенностей классификации проектов в психологии имеет важное значение для специалистов в этой области, а также для организаций и учреждений, занимающихся психологической работой.

Литература:

  1. Фомичев, А. Н. Управление проектами: учебник для бакалавров / А. Н. Фомичев. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. — 257 с.
  2. О. В. Оконешникова Особенности проектной деятельности в психологии: три кейса, — 101 с.
  3. Проектная деятельность как способ развития личности студентов и их профессиональной подготовки: методические указания / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т; сост. е.А. Булатова — Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. -32 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
проект
психология проектной деятельности
метод познании
классификация в психологии
Молодой учёный №20 (571) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 644-648):
Часть 10 (стр. 639-709)
Расположение в файле:
стр. 639стр. 644-648стр. 709

Молодой учёный