В статье рассматриваются особенности проектов в психологии. Описываются ключевые характеристики, которые отличают психологические проекты от других видов научных исследований. Также обсуждаются этические аспекты и проблемы, с которыми сталкиваются психологи при работе над проектами. Статья будет полезна как начинающим исследователям, так и опытным специалистам, интересующимся особенностями проектной деятельности в психологии.
Ключевые слова: проект, психология проектной деятельности, метод познании, классификация в психологии.
Три качества: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова.
Н. Г. Чернышевский
Классификация — это общенаучный метод систематизации знания, направленный на организацию некоторой совокупности (множества) изучаемых объектов различных областей действительности, знания и деятельности, в систему соподчинённых групп (классов), по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определённых сущностных свойствах.
С научной точки зрения проект представляет собой ограниченный по времени и ресурсам процесс выработки систематизированного обобщенного научного знания о каком-либо объекте с применением научных методов и направленный на решение определенной исследовательской проблемы. Проект является совокупностью взаимосвязанных действий, выполняющихся для достижения результата в рамках заданных требований к качеству, срокам и бюджету [1, с. 14]. Сегодня проектирование широко применяется не только в бизнесе, но и в науке, культуре, искусстве, социологии, психологии и т. п.
Методология проектов описана в технических и социальных науках (архитектура, экономика, менеджмент, юриспруденция), однако, психология еще не отрефлексировала проблемы проектирования:
— объект и субъект проектной деятельности;
— предметные области проектирования;
— цели и задачи, представление о результате проектирования;
— методы проектирования;
— внедрение проектов.
В то же время многие прикладные исследования в психологии можно было бы назвать проектами, поскольку они направлены на создание нового:
— создание психодиагностической методики;
— консультирование человека и организации с целью их преобразования, развития;
— политические технологии с целью изменения отношения населения к политическим объектам;
— исследования в области маркетинга и рекламы с целью изменения экономического поведения человека [2, с. 81–82].
Классификация в психологии это мыслительная операция, заключающаяся в группировке объектов по существенным признакам.
Одни и те же предметы можно классифицировать по-разному в зависимости от того, какой признак положен в основу классификации. Например, можно разбить учащихся в группе по успеваемости, по дисциплине, по активности в общественной работе и другим признакам
Классификация как мыслительная операция предполагает разделение объектов на группы по определённым признакам:
— У. Х. Килпатрик. . Классификация по двум признакам: целевой установке (созидательный, потребительский, интеллектуальный) и количеству участников проекта (индивидуальный, групповой).
— Э. Коллингс. Классификация по видам деятельности (игровые, экскурсионные, проекты-рассказы, трудовые).
— Е. С. Полат . Система основных критериев проектной деятельности, включающая такие признаки, как доминирующий в проекте метод или вид деятельности, признак предметно-содержательной области и другие.
— А. С. Сиденко. Классификация по характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный), форме (видеофильм, телепрограмма), характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный) и профилю знаний (монопроекты — один учебный предмет; межпредметные — несколько учебных дисциплин).
Проектирование (от лат. «projectus» — брошенный вперед) — это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта (состояния) и обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.
Проект — это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.
Проектная деятельность имеет конкретную структуру: цель, мотивы, функции, содержание, результат.
Метод проектов в педагогике — способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы учащимися и педагогом, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Педагогическая цель создания проекта: развитие познавательной, творческой, изобретательской и практической активности учащихся, в результате которой обучаемые применяют полученные знания на практике, создают новый конечный интеллектуальный или практический продукт.
Существует множество подходов к классификации проектов.
По А. С. Сиденко, типы проектирования:
— Репродуктивное проектирование;
— Продуктивное проектирование.
— Инновационное проектирование.
Классификация проектов:
- По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, проект-инсценировка, альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ или фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, публикация в СМИ, туристический буклет, веб-сайт и т. д.).
- По форме (видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера).
- По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный).
- По профилю знаний (монопроекты — по одному учебному предмету; межпредметные — по 2–3 учебным предметам, проекты «на стыке наук». Такая типология развивается в работах В. В. Гузеева, Е. С. Полат, И. Д. Чечель.
- По характеру координации :
— в таких проектах координатор участвует в проекте в собственной своей функции, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников;
— со скрытой координацией: в таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как полноправный участник проекта).
- По уровню контакт ов (внутришкольные (локальные), межшкольные или региональные: это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны; международные: участники проекта являются представителями разных стран).
- По количеству участников (личностные — индивидуальные, парные, групповые).
- По продолжительности (минипроекты; краткосрочные на 1–5 уроков; среднесрочные — на 1–2 месяца; долгосрочные — до 1 года)..
- По типу объекта проектирования (морфологическое (проектирование вещей, создание новых моделей); социальное (направленных на социальные вопросы); экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого «Я»).
Проектная деятельность ставит перед профессионалом сложную задачу, поскольку нет аналогов нового продукта; знания, умения и навыки, ориентированные на выполнение простых операций, вряд ли помогут. Мало того, профессиональные стереотипы, штампы могут помешать реализации проектной деятельности. Опорой здесь являются метакогнитивные знания (способность к проблематизации, целеполаганию, рефлексии), концептуальные знания в виде актуализированных в профессиональном сознании понятий и моделей; способность правильно организовать коммуникативное пространство. Прямых рекомендаций (технологии выполнения проекта) не существует, но можно выделить некоторые принципы деятельности. Один из них — предварительная теоретическая работа, результатом которой является формулирование цели и предмета исследования в профессиональных терминах, а также создание содержательной модели будущего результата [2, с. 83].
Управление проектами: основные характеристики и критерии оценки
В современной научной литературе по управлению проектами выделяются два основных подхода к определению и пониманию проекта: системный и деятельностный.
Системный подход рассматривает проект как временную систему целенаправленных действий, направленную на достижение уникального, но определённого результата. Проект определяется как временное предприятие, направленное на создание новых продуктов, услуг или результатов. В рамках системного подхода выделяются ключевые характеристики проектов:
— Инновационность : проекты всегда включают элементы новизны и креативности, что способствует развитию и совершенствованию;
— Уникальность : каждый проект имеет свою неповторимую концепцию и способ реализации, что отличает его от других ;
— Результативность : проекты направлены на достижение конкретных целей и результатов, будь то строительство здания, реорганизация компании, проведение мероприятия, создание литературного произведения и т.д.;
— Временная локализация : проекты имеют чётко определённые временные рамки и сроки завершения.
Эти характеристики взаимосвязаны и формируют основу для планирования и реализации проекта. Они определяют три ключевых измерения проекта:
1. Временные рамки.
2. Бюджетные ограничения.
3. Соответствие конечных результатов первоначальным целям.
Универсальность и многогранность проектной деятельности обусловлены её многоаспектностью и многоуровневыми взаимодействиями. Основная задача проект-менеджера заключается в нахождении оптимального баланса между этими тремя измерениями, что способствует достижению целей проекта и удовлетворению интересов всех участников.
Деятельностный подход рассматривает проект как процесс целенаправленной деятельности субъекта, направленной на преобразование объекта из текущего состояния в желаемое будущее.
Проект в этом контексте понимается как творческая, разумная и целеполагающая деятельность, направленная на достижение определённых результатов.
Проектная деятельность имеет двойственную природу:
— с одной стороны, она является идеальной , так как связана с планированием и предвидением будущего,
— технологической , поскольку включает процессы реализации задуманного. Таким образом, проектная деятельность объединяет элементы идеального планирования и практической реализации, что делает её ключевым инструментом в достижении поставленных целей.
Проектные работы в области психологии носят прикладной характер, ориентированы на заказчика, что приводит к дефициту рефлексии методологии данных работ. Представляется важным привести удачные образцы подобных работ, в определенной степени реконструируя ход их выполнения. Ниже приводятся три кейса, в двух их которых автор принимал непосредственное участие. Третий кейс («Парк»), выполненный под руководством А. Н. Леонтьева и А. Н. Розенблюм, — это классическая проектная работа, в которой изучаемые процессы реализованы в двух формах: практической и когнитивной [2, с. 83].
Психологические проекты представляют собой комплексные мероприятия, нацеленные на решение задач в области психического здоровья, личностного развития, коррекции поведения и других аспектов. Классификация таких проектов играет ключевую роль в систематизации и упорядочении их многообразия, что способствует повышению эффективности планирования, реализации и оценки результатов. В данной статье рассматриваются основные подходы к классификации проектов в психологии, их особенности и научная значимость.
Психология проектной деятельности — дисциплина, изучающая законы и закономерности взаимодействия людей в рамках проектной деятельности.
Психология проектной деятельности — отрасль психологии, предметом изучения которой являются психические явления, реализуемые в системах управления проектами и в процессах взаимоотношений и взаимодействий между людьми.
Психологические вопросы управления универсальны для любой сферы проектной деятельности, поскольку главным звеном управления является человек, чьи психологические особенности остаются неизменными и имеют универсальное значение.
Основные подходы к классификации проектов в психологии
Классификация по целям и задачам
- Исследовательские проекты направлены на изучение психологических явлений, механизмов и закономерностей. Они включают экспериментальные исследования, опросы, наблюдения и иные методы сбора и анализа данных;
- Практические проекты ориентированы на решение конкретных психологических проблем, таких как коррекция поведения, развитие компетенций, преодоление стрессовых состояний и другие;
- Образовательные проекты направлены на повышение психологической компетентности, развитие навыков и умений в области психологии.
Классификация по масштабу и сложности;
- Малые проекты характеризуются ограниченным объёмом и сложностью, реализуются в рамках одного учреждения или небольшой группы специалистов;
- Средние проекты требуют значительных ресурсов и координации усилий нескольких специалистов, что обусловлено их более сложной структурой и масштабностью;
- Крупные проекты представляют собой масштабные мероприятия, охватывающие значительные группы людей, организации или даже регионы.
Классификация по продолжительности:
- Краткосрочные проекты реализуются в течение непродолжительного времени, например, нескольких дней или недель;
- Среднесрочные проекты охватывают период от нескольких месяцев до года;
- Долгосрочные проекты рассчитаны на реализацию в течение нескольких лет или даже десятилетий.
Классификация по методам и подходам:
- Когнитивно-ориентированные проекты основаны на когнитивных теориях и направлены на изменение когнитивных процессов, таких как мышление, восприятие, память и другие;
- Эмоционально-ориентированные проекты нацелены на регуляцию эмоций, снижение уровня стресса и развитие эмоциональной компетентности;
- Поведенчески-ориентированные проекты ориентированы на изменение поведения, формирование полезных навыков и преодоление деструктивных поведенческих паттернов.
Классификация по целевой аудитории:
- Проекты для детей и подростков направлены на развитие личности, коррекцию поведенческих отклонений и профилактику психологических проблем в детском и подростковом возрастах;
- Проекты для взрослых ориентированы на решение психологических проблем, улучшение качества жизни и развитие личностных качеств;
- Проекты для пожилых людей направлены на поддержание психического здоровья, преодоление возрастных кризисов и улучшение качества жизни в старости.
Особенности классификации проектов в психологии
Классификация психологических проектов обладает рядом специфических особенностей, обусловленных природой психологической науки и практики.
— психологические проекты часто носят междисциплинарный характер, интегрируя элементы различных психологических теорий, а также смежных наук, таких как социология, педагогика и медицина;
— классификация должна учитывать разнообразие целей, задач, методов и подходов, применяемых в психологии;
— должна быть гибкой и адаптивной, чтобы адекватно отражать изменения в психологической науке и практике;
Проектная деятельность в области психодиагностики может быть рассмотрена на примере разработки методики для измерения самооценки. В данной работе основное внимание уделяется методологическим аспектам и этапам познавательной деятельности исследователя. Ключевыми этапами являются целеполагание, включающее определение критериев будущего продукта, и моделирование, основанное на анализе эмпирических и теоретических феноменов.
Целью исследования: разработка валидного и надежного метода для изучения самооценки. В процессе достижения этой цели выделены и последовательно реализованы следующие этапы:
1. Определение цели работы и обзор подходов к изучению самооценки:
— Постановка задачи разработки методики измерения самооценки;
— Анализ существующих теоретических концепций самосознания и самооценки для выявления ключевых феноменов.
2. Составление таблиц эмпирических и теоретических феноменов:
— Систематизация эмпирических данных о самооценке на основе анализа литературы;
— Формулирование теоретических моделей самооценки, отражающих её когнитивные, эмоциональные и регулятивные аспекты.
3. Анализ методических требований к методике:
— Выделение психометрических характеристик (валидность, надежность);
— Определение процедурных требований, связанных с когнитивными и мотивационными особенностями испытуемых.
4. Разработка критериев для оценки методик измерения самооценки:
— Определение критериев, учитывающих когнитивные, эмоциональные, регулятивные и интегративные аспекты самооценки;
— Учёт влияния установки на социальную желательность при ответах и её элиминация в процессе обработки данных.
5. Сравнительный анализ существующих методов измерения самооценки:
— Создание таблицы, в которой представлены результаты анализа различных методик по выделенным критериям;
— Выявление сильных и слабых сторон существующих подходов для обоснования необходимости разработки новой методики.
При разработке новой методики расчета самооценки особое внимание уделяется её психологическому обоснованию. Среди ключевых содержательно-психологических требований можно выделить следующие:
1. Когнитивный аспект: Самооценка отражает осознанное выделение человеком присущих ему качеств.
2. Эмоциональный аспект: Методика должна учитывать не только сознательное, но и неосознанное отношение к себе.
3. Регуляторный аспект: Процедура измерения самооценки должна учитывать эталонную роль «идеальных образов Я» и «образа другого человека».
4. Интегративный аспект: Самооценка является интегральным показателем единства самосознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции поведения.
5. Субъективность шкалирования: Методика должна учитывать индивидуальные критерии оценки качеств, которые могут быть трудно сопоставимы.
Методические требования включают в себя психометрические характеристики (валидность и надежность) и процедурные аспекты, связанные с когнитивными и мотивационными особенностями испытуемых, а также с минимизацией влияния установки на социальную желательность.
Новая модифицированная методика, основанная на подходе Ч. Осгуда, отличается более полным учётом эталонной роли «обобщенного Другого», а также более полным соответствием психометрическим и процедурным требованиям. Это позволяет повысить точность и надежность измерения самооценки, что является важным шагом в развитии психодиагностических инструментов [2, с. 83–86].
Классификация психологических проектов является важным инструментом систематизации и упорядочения их многообразия, что способствует повышению эффективности планирования, реализации и оценки результатов.
Выбор подхода к классификации зависит от множества факторов, включая цели и задачи проекта, его масштаб, продолжительность и используемые методы.
Понимание особенностей классификации проектов в психологии имеет важное значение для специалистов в этой области, а также для организаций и учреждений, занимающихся психологической работой.
Литература:
- Фомичев, А. Н. Управление проектами: учебник для бакалавров / А. Н. Фомичев. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. — 257 с.
- О. В. Оконешникова Особенности проектной деятельности в психологии: три кейса, — 101 с.
- Проектная деятельность как способ развития личности студентов и их профессиональной подготовки: методические указания / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т; сост. е.А. Булатова — Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. -32 с.