Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Эмоциональный интеллект и стиль саморегуляции поведения в юношеском возрасте

Научный руководитель
Психология
17.05.2025
21
Поделиться
Библиографическое описание
Николаева, А. М. Эмоциональный интеллект и стиль саморегуляции поведения в юношеском возрасте / А. М. Николаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20 (571). — С. 681-683. — URL: https://moluch.ru/archive/571/125409/.


В статье автор исследует связь эмоционального интеллекта и стиля саморегуляции поведения в юношеском возрасте.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, юношеский возраст, стиль саморегуляции.

На данный момент в научном сообществе назрела проблема изучения возможности и способности человека к осознанию эмоций, исходя из сформированности собственного стиля саморегуляции, то есть как человек может распознавать свои и чужие эмоции, регулировать их, идентифицировать и находить нужное словесное выражение, осознавать причины и следствия эмоций.

До момента появления в психологии термина «эмоциональный интеллект» было другое понятие, данное впервые американским психологом Э. Торндайком в 1920 году, — «социальный интеллект». Он определил «социальный интеллект» как способность понять других людей, результатом которого является успешное сотрудничество [4]. Позже термин «эмоциональный интеллект» ввели Джон Мэйер и Питер Сэловей в 1990 году.

Эмоциональный интеллект авторы определяли как способность распознавать, понимать собственные мысли и эмоции, умение их выражать и регулировать, а также воспринимать мысли и эмоции других людей.

Д. В. Люсин в своей модели эмоционального интеллекта представляет два основных компонента:

  1. Внутриличностный компонент (осознание и регуляция собственных эмоций, а также контроль за их экспрессивным выражением);
  2. Межличностный (понимание и регуляция эмоций других людей) [2].

В современной психологической науке наблюдается множество концепций и подходов к определению понятия «саморегуляция», в основе которых представлены исследования различных аспектов человеческой психики.

В. И. Моросанова, О. А. Конопкин и А. К. Осницкий рассматривали саморегуляцию как внутреннюю активность человека, направленную на достижение определённых целей, которая осуществляется посредством различных уровней психики, явлений, а также процессов психической деятельности [3].

В. И. Моросанова выделяет следующие стилевые характеристики саморегуляции: особенности планирования, программирования, оценки результатов, моделирования, гибкости, самостоятельности и общего уровня саморегуляции. От того, насколько будет сформирована целостная система саморегуляции, зависит успешность различных видов практической деятельности человека.

В период юношеского возраста, становление личности претерпевает значительные изменения со стороны эмоциональной сферы, это может быть связано с активным развитием соответствующих отделов головного мозга. У юношей и девушек появляется больше свободы в действиях, связи с процессом сепарации, но также больше ответственности, самостоятельности и самоконтроля [5].

Эмоциональный интеллект и стиль саморегуляции поведения играют большую роль в становлении и развитии полноценной личности в юношеском возрасте. Юноши и девушки, обладающие развитым эмоциональным интеллектом и развитыми процессами саморегуляции, являются наиболее успешными в профессиональной деятельности и коммуникативной сфере.

В эмпирической части, мы планируем выявить связь эмоционального интеллекта и стиля саморегуляции поведения у лиц юношеского возраста.

В исследования участвовали респонденты юношеского возраста от 18 до 23 лет, обучающиеся в высших учебных заведениях г. Москва. Всего 100 человек, из которых 36 юношей и 64 девушки.

В ходе исследования использовались следующие диагностические методики: опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д. В. Люсин), опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой, вопросник для выявления выраженности самоконтроля (Г. С. Никифоров, В. К. Васильев, С. В. Фирсова).

На первом этапе нашего исследования был выявлен уровень развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, с использованием опросника эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д. В. Люсин). Большинство респондентов юношеского возраста (в возрасте от 18 до 23 лет) имеют средний общий уровень развития эмоционального интеллекта (62 %).

На втором месте находятся юноши и девушки с высоким показателем общего уровня развития эмоционального интеллекта (24 %). На третьем месте в общей выборке располагаются представители юношеского возраста с низким уровнем (14 %). Средний уровень развития эмоционального интеллекта показывает, что испытуемые обладают способностью определять какие эмоции и состояния они испытывают в данный момент, однако регуляция собственного поведения может вызывать у них определённые затруднения.

На втором этапе эмпирического исследования были выявлены стили саморегуляции поведения в юношеском возрасте с применением опросника «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой. У большинства лиц юношеского возраста процессы саморегуляции находятся на среднем уровне развития (53 %). На втором месте находятся респонденты с высоким уровнем (34 %) развития саморегуляции поведения. И в меньшинстве находятся испытуемые с низким уровнем развития (13 %).

На третьем этапе исследования был выявлен уровень самоконтроля в юношеском возрасте по вопроснику для выявления выраженности самоконтроля (Г. С. Никифоров, В. К. Васильев, С. В. Фирсова). У большинства респондентов регистрируется высокий (53 %) показатель выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере. Это свидетельствует о том, что юноши и девушки имеют хорошо развитую способность следить за выражением своих чувств и эмоций, жеста, голоса и мимики. В данной выборке низкий показатель самоконтроля в эмоциональной сфере наблюдается у 11 % респондентов.

На четвёртом этапе был проведен корреляционный анализ связи эмоционального интеллекта и стиля саморегуляции поведения в юношеском возрасте (Критерий r-Пирсона) и была выявлена связь эмоционального интеллекта и стиля саморегуляции поведения в юношеском возрасте.

Для наглядности представления значимых корреляций (на уровне 0,01), мы прикрепляем корреляционную плеяду связи эмоционального интеллекта и его компонентов со стилем саморегуляции поведения в юношеском возрасте.

Корреляционная плеяда связи эмоционального интеллекта и его компонентов со стилем саморегуляции поведения в юношеском возрасте

Рис. 1. Корреляционная плеяда связи эмоционального интеллекта и его компонентов со стилем саморегуляции поведения в юношеском возрасте

Согласно корреляционному анализу, наблюдается связь эмоционального интеллекта и стиля саморегуляции поведения у лиц юношеского возраста. Высокий уровень общего эмоционального интеллекта и управления эмоциями связаны с таким стилем саморегуляции, как программирование. А высокий уровень понимания чужих эмоций связан с высоким общим уровнем саморегуляции.

На пятом этапе был проведен корреляционный анализ связи эмоционального интеллекта и выраженности самоконтроля в юношеском возрасте (Критерий r-Пирсона), была выявлена связь компонентов эмоционального интеллекта и показателей выраженности самоконтроля в юношеском возрасте.

Для наглядности представления значимых корреляций (на уровне 0,01), мы прикрепляем ниже корреляционную плеяду связи эмоционального интеллекта и самоконтроля в юношеском возрасте.

Корреляционная плеяда связи эмоционального интеллекта и выраженности самоконтроля в юношеском возрасте

Рис. 2. Корреляционная плеяда связи эмоционального интеллекта и выраженности самоконтроля в юношеском возрасте

Согласно корреляционному анализу, наблюдается связь эмоционального интеллекта и выраженности самоконтроля у лиц юношеского возраста. Высокий показатель общего уровня эмоционального интеллекта связан с выраженным показателем самоконтроля в эмоциональной сфере. Такие компоненты эмоционального интеллекта, как: понимание эмоций, внутриличностный эмоциональный интеллект и понимание своих эмоций, также связаны с выраженным показателем самоконтроля в эмоциональной сфере.

На основе полученных результатов можно разработать ряд рекомендаций и тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта, предназначенных для юношей и девушек. Это может способствовать развитию процессов саморегуляции, а также самоконтроля в юношеском возрасте.

Литература:

  1. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Институт психологии РАН, 2012. — С. 29–36.
  2. Моросанова, Варвара Ильинична. Самосознание и саморегуляция поведения / В. И. Моросанова, Е. А. Аронова; Ин-т психологии РАН, Психологический ин-т РАО. — Москва: Ин-т психологии РАН, 2007. — 212, [1] с.: ил., табл.; 22 см.; ISBN 978–5–9270–0104–0 (В пер.)
  3. Наймушина Л. М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 4. с. 63–70.
  4. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
эмоциональный интеллект
юношеский возраст
стиль саморегуляции
Молодой учёный №20 (571) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 681-683):
Часть 10 (стр. 639-709)
Расположение в файле:
стр. 639стр. 681-683стр. 709

Молодой учёный