Стресс — неизбежный спутник профессиональной деятельности. Его могут провоцировать различные факторы: неопределённость будущего, жёсткая конкуренция, постоянные требования, динамично меняющиеся условия работы, информационная перегрузка и необходимость регулярного взаимодействия с людьми. Однако для сотрудников организаций, работающих с детьми с ментальными нарушениями, стрессовые факторы усугубляются из-за специфики их профессиональной среды. В связи с этим актуализируется изучение этой специфики для подбора методов коррекции и профилактики профессионального стресса персонала таких организаций.
Ключевые слова: профессиональный стресс, ментальные нарушения, эмоциональное выгорание, стрессогенные факторы, психологическая нагрузка, работа с особыми детьми, профилактика стресса.
В современной науке сформировались ключевые теоретические подходы к пониманию стресса, имеющие принципиальное значение для исследования его профессиональных форм.
Физическая аналогия, заимствованная из инженерных наук, определяет стресс как «внешнюю силу, приложенную к физическому объекту, и которая вызвала его напряженность» [2], подчеркивая объективную природу воздействий. В психологической традиции, согласно Ч. Д. Спилбергеру, стресс представляет собой «совокупность внешних воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважению» [3], что акцентирует субъективный компонент. Фундаментальный вклад Г. Селье раскрывает стресс как «состояние, проявляющееся специфическим синдромом, который включает в себя все неспецифически вызванные изменения в биологической системе» [4]. Значительное дополнение внесла когнитивная теория Р. Лазаруса, выделившая роль оценочных механизмов в стрессовой реакции [1].
Актуальные исследования констатируют нарастание стрессогенных факторов в профессиональной среде. Как отмечают эксперты ВОЗ, «Всемирная организация здравоохранения называет профессиональный стресс «болезнью XXI века», так как данный вид стресса встречается практически во всех профессиях мира, в связи с существенным изменением условий и содержания труда» [5]. Эта тенденция усугубляется глобализационными процессами, цифровой трансформацией и возрастающими требованиями к профессиональной мобильности. Особую опасность представляет хроническая форма стресса, которая при длительном воздействии даже умеренных стрессоров может приводить к серьезным медико-психологическим последствиям, что требует разработки комплексных профилактических программ.
С целью качественного учета всех факторов, влияющих на специалистов, работающих с детьми с ментальными нарушениями, было проведено исследование специфических факторов, связанных с особенностями такой трудовой деятельности.
Исследование проводилось на базе АНО Центр содействия людям с ограниченными возможностями «МЕНТОР», которая предоставляет услуги проведения коррекционных занятий по индивидуальным программам с детьми с различными ментальными нарушениями, такими как расстройство аутистического спектра, задержка психического и речевого развития, синдром Дауна и др.
С целью выявления специфических факторов сотрудникам организации было предложено самостоятельно выделить источники их профессионального стресса. В опросе приняли участие 19 сотрудников организации, как штатных, так и работающих на нерегулярной основе: дефектологи, психологи, логопеды и инструкторы коррекционного воспитания.
Ответы респондентов были скоррелированы со следующими факторами, сформулированными клиническим директором центра, на основании его оценки психологического здоровья сотрудников организации:
- Дополнительная эмоциональная нагрузка. Работа с детьми с ментальными нарушениями требует исключительной эмоциональной отдачи. Специалисты ежедневно сталкиваются с переживаниями за прогресс детей, чувством ответственности за их развитие, необходимостью проявлять терпение и эмпатию в сложных ситуациях. Такая интенсивная вовлеченность часто приводит к эмоциональному истощению.
- Поведенческие особенности детей с ментальными нарушениями. В практике встречаются агрессивные или аутоагрессивные действия, импульсивность, гиперактивность или, напротив, крайняя замкнутость. Эти проявления требуют постоянного контроля, быстрого реагирования и коррекции. Непредсказуемость поведения создает напряжение, вынуждая сотрудников всегда быть готовыми к нестандартным ситуациям.
- Усложненная коммуникация. Многие дети имеют ограниченные вербальные или невербальные навыки общения, что затрудняет установление контакта. Каждый случай требует индивидуального подхода, а риск неверной интерпретации потребностей ребенка остается высоким.
- Увеличенная этическая ответственность. Специалисты сталкиваются с необходимостью соблюдать конфиденциальность, переживают из-за невозможности помочь всем в равной степени, испытывают чувство вины при недостаточных результатах или конфликтах. Ограниченность ресурсов — как личных, так и организационных — усугубляет стресс.
- Осознание зависимости будущего детей от качества работы. Каждое решение — от выбора методик до составления программ — имеет долгосрочные последствия для социализации детей. Давление усиливается необходимостью демонстрировать прогресс, даже когда изменения минимальны, что провоцирует тревожность и неуверенность.
- Физические нагрузки при работе с детьми с двигательными нарушениями. Сотрудники оказывают постоянную помощь в базовых действиях: гигиене, перемещении, кормлении. Необходимость предотвращать травмы требует физического напряжения, ведущего к хронической усталости.
- Необходимость сохранять высокую концентрацию внимания. Специалисты должны непрерывно отслеживать поведение и состояние детей, предупреждая риски. Даже в спокойные моменты расслабление невозможно — это приводит к хроническому напряжению.
- Давление ожиданий со стороны родителей, руководства и общества. Требования к результатам часто завышены, а прогресс детей не всегда линейно измерим. Непонимание этой специфики порождает у специалистов чувство несостоятельности, несмотря на их усилия.
- Взаимодействие с родителями. Эмоции родителей (гнев, отчаяние, гиперопека) часто направляются на сотрудников. Приходится сочетать профессиональную поддержку с выдерживанием критики, объяснением методик и поиском баланса между честностью и эмпатией.
Факторы, обозначенные сотрудниками организации с количеством сотрудников, указавших их в своих ответах, представлены в таблице 1.
Результаты опроса показывают, что все факторы, обозначенные руководителем клинической службы организации существенны и оказывают значимое влияние на профессиональный стресс сотрудников. При этом взаимодействие с родителями как стрессовый фактор, занимает более высокий ранг в системе оценке сотрудников.
Помимо указанных ранее специфических факторов, сотрудники выделили еще ряд факторов, которые присущи и другим профессиям, но в контексте работы с особыми детьми усиливают свой стрессопорождающий потенциал, оказывая значительное влияние на психологическое состояние сотрудников.
Таблица 1
Факторы, влияющие на профессиональный стресс по мнению сотрудников организации, работающих с детьми с ментальными нарушениями
Фактор |
Кол-во респондентов, отметивших фактор |
Доля респондентов, среди всех опрошенных, % |
Дополнительная эмоциональная нагрузка |
19 |
100,0 |
Усложненная коммуникация |
18 |
94,7 |
Поведенческие особенности детей с ментальными нарушениями |
16 |
84,2 |
Увеличенная этическая ответственность |
14 |
73,7 |
Осознание прямой зависимости будущего детей от качества их работы |
12 |
63,2 |
Взаимодействие с родителями |
12 |
63,2 |
Непрерывность физического сопровождения |
11 |
57,9 |
Необходимость сохранять высокую концентрацию внимания в течение всего дня |
10 |
52,6 |
Давление ожиданий, исходящих от родителей, руководства и общества |
10 |
52,6 |
Высокие требования к профессионализму |
8 |
42,1 |
Необходимость постоянного обучения и адаптации к новым методикам работы |
8 |
42,1 |
Физическая и психологическая усталость |
6 |
31,6 |
Отсутствие времени для отдыха и восстановления в течение рабочего дня |
6 |
31,6 |
Работа с детьми с ментальными нарушениями предъявляет особо высокие требования к профессионализму специалистов, так как любые ошибки могут иметь долгосрочные последствия для развития детей. Каждое действие — от выбора педагогического подхода до реакции на нестандартное поведение — требует глубоких знаний и точности исполнения. При этом отсутствие универсальных решений создает ситуацию постоянной профессиональной неопределенности, когда методика, эффективная для одного ребенка, может оказаться бесполезной или вредной для другого.
Необходимость постоянного обучения и адаптации к новым методикам становится насущной потребностью в условиях быстро развивающейся сферы коррекционной педагогики. Однако высокая загруженность и эмоциональная усталость превращают процесс освоения новых знаний в дополнительную нагрузку, ставя специалистов перед сложным выбором между профессиональным развитием и отдыхом.
Физическая и психологическая усталость в этой профессии накапливается особенно быстро из-за необходимости постоянной вовлеченности и отсутствия возможностей для полноценного восстановления в течение рабочего дня. Дети требуют непрерывного внимания, что исключает даже кратковременные перерывы и приводит к хроническому истощению.
Особенностью данной профессии является невозможность переключения на менее напряженные виды деятельности в течение рабочего дня. Постоянная готовность к непредсказуемым ситуациям создает эффект непрерывного напряжения, требующего длительного восстановления после работы. В результате стресс становится постоянным фоном профессиональной деятельности.
Все эти факторы приводят к развитию личностных изменений, которые не только снижают качество работы, но и сами становятся новыми источниками стресса. Длительное профессиональное напряжение может вызывать профессиональную деформацию, проявляющуюся в искаженном восприятии возрастных норм и автоматическом занижении ожиданий. Формирование стереотипов восприятия детей по диагнозам вместо индивидуального подхода постепенно снижает эффективность работы. Хронический стресс приводит к утрате мотивации, когда даже осознание важности миссии перестает вдохновлять.
Таким образом, профессиональная деятельность с детьми с ментальными нарушениями сопряжена с комплексом стрессогенных факторов, обусловленных как особенностями контингента, так и организационными условиями работы. Возникающий замкнутый круг стресса требует системных мер профилактики, так как психологическое благополучие специалистов напрямую влияет на качество помощи детям.
Литература:
- Бильданова, В. Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / В. Р. Бильданова, Г. К. Бисерова, Г. Р. Шагивалеева. — Елабуга: Издательство Елабужского института КФУ, 2015. — 142 с.
- Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. — Москва: ПЕР СЭ, 2006. — 528 с.
- Бохан, Т. Г. Психология стресса: системный подход: учебное пособие / Т. Г. Бохан. — Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. — 140 с.
- Полякова, О. Б. Психологические предпосылки профессионального стресса будущих психологов / О. Б. Полякова // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2009. — № 3. — С. 33–48.
- Чуева, Е. Н. Специфика проявления профессионального стресса у представителей социономических профессий / Е. Н. Чуева // Вестник Краунц. Гуманитарные науки. — 2012. — № 2 (20). — С. 165–174.