В статье представлен анализ теоретических аспектов медиавоздействия и результатов эмпирического исследования, проведенного среди жителей Белгородской области. Осуществляется выявление способов воздействия средств массовой информации на общественное мнение, определяется уровень доверия к различным источникам данных, а также анализируются предпочтения аудитории. Свидетельствуется о преобладании цифровых каналов — мессенджеров и социальных сетей — в ежедневном информационном потреблении, при этом уровень доверия к ним остаётся неоднозначным. Признается высокое влияние СМИ на общественные установки и возможность манипулирования сознанием, в связи с чем подчеркивается необходимость дальнейшего изучения процессов восприятия информации и разработки подходов к анализу медиавиоздействия.
Ключевые слова: СМИ, средства массовой информации, общественное мнение, формирование общественного мнения, медиавоздействие, доверие к СМИ.
В условиях стремительной цифровизации и роста потребления новостей роль средств массовой информации в формировании общественного мнения приобретает особую актуальность. Так, на основе анализа теоретических источников выявлено, что медиа рассматриваются как инструмент социологического воздействия и социального контроля с выраженным манипулятивным потенциалом. Современные технологии управления массовым сознанием позволяют формировать восприятие реальности и внедрять определенные идеологические установки. Цифровизация осуществляет трансформацию общей концепции медиапотребления, на ряду с этим снижая значимость традиционных каналов и усиливая роль цифровых платформ, тем самым требуя новых методологических подходов к анализу аудитории. Из чего следует, что, несмотря на расширение каналов коммуникации, механизм восприятия информации аудиторией и влияния различных типов медиа на формирование взглядов и установок остаётся недостаточно изученным в связи с изменением структуры потребления данных и роста влияния новых аспектов.
Исходя из вышесказанного, выделяется цель проведенного эмпирического исследования — определение роли СМИ в формировании общественного мнения, выявление основных факторов и механизмов их влияния, а также анализ восприятия информации аудиторией. Комплексное исследование «Роль СМИ в формировании общественного мнения» было проведено среди жителей Белгородской области. В качестве основного метода сбора информации выступило онлайн-анкетирование по рассылке в социальных сетях, в ходе которого было опрошено 100 человек.
Первый вопрос анкеты был нацелен на получение данных об использовании источников информации. Выявлено, что наиболее часто респонденты получают информацию из мессенджеров (68 %) и социальных сетей (54 %), что свидетельствует о смещении предпочтений аудитории в сторону цифровых медиа и персонализированных каналов распространения сведений. Далее идут телевидение (46 %) и новостные сайты в равном распределении с разговорами с друзьями и коллегами (37 %). Наименьшее внимание среди опрошенных занимают YouTube/видеохостинги (25 %), радио (16 %), а также газеты/журналы (15 %). Из чего следует, что традиционные формы, то есть печатные СМИ и радио используются значительно реже (см. диаграмму на рис. 1).
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Какие источники информации Вы используете чаще всего? (Выберите один или несколько вариантов)»
Среди предложенных в опросе источников информации, наиболее достоверным участники исследования посчитали мессенджеры (Telegram-каналы и пр.) (38 %), новостные сайты (21 %) и телевидение (15 %). Популярность первого может свидетельствовать об ожидании большей «честности» и «прямолинейности» от неформальных источников. Наименьшее доверие респондентами выражается социальным сетям (10 %), разговорам с друзьями и коллегами (6 %), радио и YouTube / видеохостингам по 4 %, а также газетам/журналам — всего 2 % опрошенных считают их достоверными, что указывает на низкую востребованность этих форматов в условиях цифровизации и медленных темпов подачи информации (см. диаграмму на рис. 2).
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Какой из перечисленных источников информации Вы считаете наиболее достоверным?»
В качестве одного из вопросов исследования респонденты должны были выразить своё мнение относительно доверия различным источникам информации. Результаты распределились следующим образом:
- Средняя оценка уровня доверия телевидению приходится на 2 и 3, в совокупности составляющая 53 % от общего числа опрошенных, что свидетельствует о низкой степени лояльности по отношению к традиционным СМИ.
- Идентичные показатели у радио — основная часть ответов (81 % в совокупности) приходится на уровни от 1 до 3, и только 19 % воспринимают его как надежный источник. Это указывает на снижение значимости радио в рамках оценки достоверности.
- Газеты и журналы вызывают наименьшее доверие у респондентов. Всего 17 % оценили его на уровне 4–5, а 83 % — в диапазоне 1–3. В свою очередь, это может быть связано как с падением общей популярности печатных изданий, так и с сомнением в их независимости и объективности.
- 33 % респондентов оценивают надёжность новостных сайтов на уровне 4–5, что в общем сравнении источников делает их одними из наиболее «уважаемых» источников информации.
- Социальные сети получили в основном низкие и средние оценки, 73 % ответов приходится на уровень 1–3, в то время как 27 % на уровень 4 и 5. Это позволяет сделать вывод о преобладании настороженности по отношению к информации, распространяемой в социальных сетях, несмотря на широкое распространение данного канала.
- YouTube и видеохостингам респонденты выражают умеренное или низкое доверие — 81 % оценили этот источник от 1 до 3, и 19 % — на уровне 4 и 5. Такие результаты можно связать с высокой вариативностью контента и отсутствием контроля за достоверностью, что вызывает у населения скептическое отношение к этому источнику.
- Разговоры с коллегами и друзьями 20 % опрошенных оценивают на уровень 4–5, оставшиеся 80 % указали оценки 1–3. В силу этого межличностное распространение информации не воспринимается как надёжный источник информации, однако активно используется. (см. диаграмму на рис. 3).
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Насколько вы доверяете следующим источникам информации? (оцените по шкале от 1 до 5, где 1 — совсем не доверяю, 5 — полностью доверяю)»
Большинство респондентов осознает важность медиа в формировании их восприятия реальности, о чём свидетельствует распределение ответов на вопрос об оценки влияния СМИ на общественное мнение в целом. Так, 50 % опрошенных считают, что воздействие достаточно сильное, 32 % отмечают его как очень сильное. По мнению 11 % сила убеждения признаётся незначительной, 4 % выбирают вариант не влияет, а затруднились с ответом 3 %. Уже на данном этапе формируется утверждение о существенном влиянии каналов распространения информации на общественную позицию (см. диаграмму на рис. 4).
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Как Вы оцениваете влияние СМИ на общественное мнение в целом?»
Вопрос «Считаете ли Вы, что СМИ могут манипулировать общественным мнением?» направлен на оценку респондентами возможности манипуляции общественным мнением при помощи различных каналов коммуникации. Результаты оказались достаточно однозначными, что подтверждает высокую настороженность со стороны общества к современным медиа. 90 % респондентов ответили «Да», что свидетельствует о широком осознании существования определенного рода психологического воздействия в СМИ. Только 10 % опрошенных отметили вариант «Нет» — это в свою очередь может означать, что для этой группы респондентов источники массового информирования являются нейтральными и возможно, объективными способами получения сведений, по мимо этого она может не рассматривать информацию как манипуляцию, а скорее, как факт или событие, представленное в медиа (см. диаграмму на рис. 5).
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы, что СМИ могут манипулировать общественным мнением?»
Таким образом, исследование подтвердило, что в современных условиях люди все чаще используют цифровые источники информации, особенно социальные сети. Однако уровень доверия к СМИ остается неоднозначным, поскольку многие отмечают предвзятость и необходимость проверки фактов. В то же время аудитория осознает важность получения информации из разных источников, что свидетельствует о стремлении к объективному восприятию событий. Влияние СМИ на общественное мнение остается значительным, но не абсолютным, так как личное окружение и критическое мышление играют не менее важную роль в процессе формирования взглядов. Исходя из этого понимание механизмов информационного восприятия может служить качественной базой для разработки прикладных решений в сфере влияния средств массовой информации на общественное мнение. Различные аспекты этого явления требуют дальнейшего научного осмысления и более широкой эмпирической проработки.
Литература:
- Н. В. Абцешко, Е. В. Тимошевич // Международный исследовательский центр. — 2016. — № 18.
- Липпман У. Общественное мнение. М., 2004. С. 45.
- Синютина Е. В. Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Инновационная наука. 2021. № 3
- Засурский, Я. Н. Система средств массовой информации: учеб. / Я. Н. Засурский. — М.: МГУ, 2001. — 259 с.