Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Контрафактная продукция: причины, последствия и пути борьбы

Прочее
02.06.2025
3
Поделиться
Библиографическое описание
Рустамова, В. А. Контрафактная продукция: причины, последствия и пути борьбы / В. А. Рустамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 22 (573). — С. 687-691. — URL: https://moluch.ru/archive/573/125252/.


Актуальность исследования заключается в том, что важная роль в борьбе с контрафактными товарами отведена таможенным органам, которые в результате реализации возложенных на них контрольно-надзорных функций ежегодно выявляют большое количество контрафактных товаров.

Целью исследования является выяснение причин появления контрафактной продукции на российском рынке, последствий ее введения в гражданский оборот, а также методов борьбы таможенных органов с контрафактной продукцией.

Ключевые слова : методы борьбы, контрафактная продукция, государственная безопасность, таможенные органы.

Актуальность

По данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации за 2024 год должностные лица таможенных органов по всей стране выявили 5,8 млн единиц контрафактной продукции, благодаря чему удалось предотвратить ущерб правообладателям на сумму 3,4 млрд рублей [9]. При этом введение в гражданский оборот контрафактной продукции не только наносит ущерб правообладателям, но и приводит к недопоступлению денежных средств в федеральный бюджет, осуществлению незаконной предпринимательской деятельности, развитию теневой экономики, с чем правительство нашей страны ведет борьбу уже не первый год. Таким образом, важная роль в борьбе с контрафактными товарами отведена таможенным органам, которые в результате реализации возложенных на них контрольно-надзорных функций ежегодно выявляют большое количество контрафактных товаров.

Цель

Данная научная статья посвящена исследованию причин появления контрафактной продукции на российском рынке, последствий ее введения в гражданский оборот, а также методов борьбы таможенных органов с контрафактной продукцией.

На законодательном уровне четко закрепленного понятия контрафактной продукции нет, однако в четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) указано, что если изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без компенсации [3].

При этом все объекты интеллектуальной собственности (ОИС), находящиеся под охраной в нашей стране закреплены в IV части ГК РФ.

Различают несколько видов контрафактной продукции, которые представлены на рис. 1.

Виды контрафактных товаров [5]

Рис. 1. Виды контрафактных товаров [5]

Если обратиться к статистическим данным таможенных органов России, среди контрафактных товаров чаще всего встречаются игрушки, обувь и одежда, парфюмерия и косметика [6]. В основном контрафактные товары ввозятся в нашу страну из Китая, ОАЭ, Турции и других стран ближнего Востока [7].

Еще одна проблема заключается в том, что предложение существует там, где на него есть спрос, а он в нашей стране обусловлен низким уровнем потребительской культуры значительной доли населения. Высокая иностранная конкуренция и большое количество барьеров для отечественных предпринимателей к созданию и развитию бизнеса также способствуют продаже и приобретению контрафактных товаров. А на законодательном уровне покупатели в нашей стране слабо защищены от приобретения контрафактной продукции [4].

Из-за огромного товаропотока должностные лица таможенных органов не могут тщательно досматривать каждую поставку и проводить ее идентификацию на предмет наличия контрафактных товаров, в связи с чем, особое внимание необходимо и дальше уделять системе управления рисками и совершенствованию ее профилей по выявлению контрафактной продукции.

Важное значение в выявлении контрафактной продукции отведено взаимодействию таможенных органов с другими федеральными органами исполнительной власти и зарубежными коллегами. Обмен информацией и оперативными данными о местах изготовления контрафактных товаров, маршрутах их перемещения позволяют таможенным органам точечно выявлять незаконную поставку среди других.

При проведении фактического контроля важное значение в выявлении контрафактных товаров отведено маркировке. Очевидно, что ее отсутствие или подделка является явным признаком на указание незаконного перемещения товаров, которые в том числе могут быть и контрафактными. Наше государство уже не первый год поэтапно вводит маркировку на определенные категории товаров и обеспечивает прослеживаемость их движения от производителя до потребителя. В настоящее время обязательная маркировка введена на 27 категорий товаров [8].

Кроме фактического контроля должностные лица таможенных органов выявляют контрафактные товары на этапе:

— форматно-логического контроля;

— взаимодействия с правообладателями;

— проведения идентификационной экспертизы;

— таможенного контроля после выпуска товаров.

Так, на этапе форматно-логического контроля может сработать профиль риска, к примеру, из-за несоответствия сведения заявленных в товаросопроводительных документах с данными в электронной декларации на товар (ЭДТ).

В соответствии со ст. 124 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) должностные лица таможенных органов в случае выявления признаков контрафактности товаров могут приостановить их выпуск (мера «exofficio») [1]:

— в отношении ОИС, включенных в таможенный реестр ОИС (ТРОИС) на 10 дней;

— в отношении ОИС, не включенных в ТРОИС на 7 дней (однократно).

Таможенные органы, имея доступ к базе Роспатента, проверят, был ли зарегистрирован приостановленный объект в ТРОИС.

Соответственно еще одним инструментом борьбы с контрафактными товарами является ТРОИС. При этом правообладатели должны быть сами заинтересованы во включении своего ОИС в ТРОИС с предоставлением основных признаков контрафактности товара, образцами, фотографиями и другими сведениями, которые могут помочь таможенным органам в нарушении их прав и выявлении контрафактной продукции.

При внесении ОИС в ТРОИС он будет находиться под его защитой в течение 3 лет, после чего правообладатель может подать заявление на продление срока защиты (еще на 3 года), такое продление можно осуществлять неограниченное количество раз [2].

Ежегодно ТРОИС пополняется новыми ОИС (рис. 2).

Количество ОИС, внесенных в ТРОИС РФ

Рис. 2. Количество ОИС, внесенных в ТРОИС РФ

За последние 5 лет увеличение произошло на 1695 ОИС или на 31 %.

При этом динамика выявленных таможенными органами России контрафактных товаров представлена на рис. 3.

Количество контрафактной продукции, выявленной таможенными органами России

Рис. 3. Количество контрафактной продукции, выявленной таможенными органами России

Как видно по рис. 3, за последние 5 лет количество контрафактных товаров, выявляемых таможенными органами, снизилось до 5,8 млн единиц, или на 48,3 % [9].

Следует отметить, что мобильные группы ФТС, которые работают на базе Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров в составе с представителями из других государственных контролирующих органов, также осуществляют выявление контрафактной продукции. Так, в 2024 году мобильными группами ФТС РФ было выявлено более 5,3 тыс. тонн товаров без обязательной маркировки средствами идентификации (в 2023 году — более 1,3 тыс. тонн), среди которых были и контрафактные товары [6].

Благодаря деятельности таможенных органов за 2020–2024 гг. удалось предотвратить ущерб правообладателям на сумму 24,5 млрд рублей (рис. 4).

Суммы ущерба, который предотвратили таможенные органы правообладателям

Рис. 4. Суммы ущерба, который предотвратили таможенные органы правообладателям

На этапе таможенного контроля после выпуска товаров должностные лица путем проведения аналитической работы по выбору подконтрольного объекта и в результате дальнейшего проведения камеральной или выездной таможенной проверки также выявляют контрафактную продукцию.

Следующим методом выявления контрафактных товаров и одним из самых эффективных является проведение идентификационной экспертизы ОИС. Данный вид экспертиз преследует конкретные цели, давая однозначные ответы о наличии либо отсутствии признаков контрафактности у перемещаемого товара. Единственная проблема, с которой сталкиваются должностные лица таможенных органов в настоящее время это выпуск товаров, которые могут быть контрафактными в гражданский оборот пока осуществляется проведение таможенной экспертизы.

Еще одним проблемным моментом в деятельности таможенных органов является отсутствие возможности взаимодействия с правообладателями, которые ушли с российского рынка в рамках санкций. В связи с этим под видом товаров, ввозимых параллельным импортом, на рынок попадают контрафактные товары. Данная проблема требует незамедлительного решения путем введения соответствующих поправок на законодательном уровне и наделения таможенных органов более широкими полномочиями по принятию решений в отношении таких товаров.

И еще одной важной проблемой, с которой сталкиваются таможенные органы в борьбе с контрафактной продукцией, является разница в нормах национального регулирования стран ЕАЭС. К примеру, на единой таможенной территории ЕАЭС, где движение товара не ограничено таможенными формальностями существуют различия в применении меры «exofficio» и различия нормах привлечения к юридической ответственности за ввоз контрафактной продукции, что дает возможность злоумышленникам ввезти свой контрафактный товар через более «выгодную» для их преступного деяния страну и уже по единой территории Союза привезти их на российский рынок.

Таким образом, таможенные органы, осуществляя защиту объектов ИС, взаимодействуют с иными уполномоченными органами исполнительной власти. При выявлении признаков контрафактности таможенные органы приостанавливают выпуск товара в целях обращения к правообладателю и подтверждения факта перемещения товаров с ОИС. При этом на практике ТРОИС зарекомендовал себя как эффективный инструмент защиты объектовинтеллектуальной собственности и внесение в него результата своей творческой деятельности выгодно в первую очередь самому правообладателю для защиты от контрафакта.

Результаты

Данное исследование показало, что проблема ввоза контрафактных товаров в Российскую Федерацию остается до сих пор актуальной, а один из главных федеральных органов, осуществляющих борьбу с их ввозом — таможенные органы. Правительство Российской Федерации вводя в деятельность государственных контролирующих органов современные информационные системы и технологии (к примеру, маркировка и система прослеживаемости), способствует повышению эффективности борьбы с контрафактными товарами. Таможенные органы сталкиваются с проблемой ввоза контрафактных товаров в рамках параллельного импорта, данная ситуация до сих остается не решенной.

Выводы

Главным способом защиты прав на ОИС является их включение в ТРОИС, а также нанесение маркировки. К наиболее эффективным методам борьбы таможенных органов с контрафактными товарами являются: проведение таможенного контроля на основе СУР; взаимодействие ФТС с другими правоохранительными органами и иностранными коллегами; проверка документов и (или) заявленных сведений; приостановление товаров и запрос правообладателей о законности использования их товарных знаков; идентификационная экспертиза.

Литература:

  1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
  2. Федеральный закон от 03.08.2018 года № 289-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 22.07.2024)
  4. Семин А. Н., Михайлова Н. С., Сосенков А. В. Контрафактная продукция на потребительском рынке: экономические и правовые аспекты // Вестник Уральского юридического института МВД России № 2. — 2022 г. С. 71–77.
  5. Тюкавкин-Плотников А. А., Сырвачева А. А. Виды контрафактных товаров // Культура. Наука. Образование № 1 (66). — 2023 г. С. 94–99
  6. Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС РФ «Таможенная служба России в 2024 году». Режим доступа: https://customs.gov.ru
  7. Контрафактные игрушки, одежду и обувь стали чаще ввозить в Россию. Режим доступа: https://ren.tv/news/v-rossii/1321740-kontrafaktnye-igrushki-odezhdu-i-obuv-stali-chashche-vvozit-v-rossiiu
  8. Обязательная маркировка товаров. Режим доступа: https://честныйзнак.рф/
  9. Справочные материалы к расширенному заседанию Коллегии ФТС России «Таможенная служба России в 2019/2020/2021/2022/2023/2024 году» // Официальный сайт ФТС России. Режим доступа: customs.gov.ru.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
методы борьбы
контрафактная продукция
государственная безопасность
таможенные органы
Молодой учёный №22 (573) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 687-691):
Часть 9 (стр. 613-693)
Расположение в файле:
стр. 613стр. 687-691стр. 693

Молодой учёный