Административное судопроизводство в Российской Федерации является сравнительно новым институтом, окончательно сформировавшимся после принятия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в 2015 году. Одним из ключевых элементов его функционирования является определение круга участников административного процесса. От четкости и юридической определенности в данном вопросе зависит соблюдение принципов состязательности, равноправия сторон и эффективной судебной защиты прав граждан и организаций.
В качестве субъектов административно-процессуальных правоотношений выступают физические и юридические лица, наделённые законом соответствующим процессуальным статусом, который определяется их ролью в административном судопроизводстве. Данная процедура характеризуется многообразием участников, каждый из которых выполняет определённую процессуальную функцию, обусловленную их правовым положением и закреплённую в нормативно-правовых актах, регулирующих административный процесс [4, c. 153].
В юридической доктрине участники административного судопроизводства подлежат дифференцированной классификации, основанной на системном анализе их процессуального статуса, задач, функционального назначения, объема предоставленных прав и обязанностей, а также иных значимых юридических характеристик.
Субъекты административно-процессуальных правоотношений, участвующие в рассмотрении дел в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), подразделяются на три основные группы:
- Суд, реализующий полномочия по разрешению административных споров, занимает особое положение в структуре участников. Его деятельность носит публично-властный характер, а реализуемые функции направлены на обеспечение законности, правопорядка и защиты прав субъектов административных правоотношений. Статус суда определяется не только КАС РФ, но и нормами конституционного и федерального законодательства, придающими ему статус арбитра в сфере публичного управления.
- Лица, участвующие в деле. Наиболее обширную и значимую группу составляют субъекты, чье участие в процессе напрямую влияет на возникновение, развитие и прекращение административно-процессуальных отношений [1, c. 915]. К их числу, в соответствии со статьёй 37 КАС РФ, относятся [2]:
— стороны по делу (взыскатель и должник в делах о выдаче судебного приказа);
— заинтересованные лица;
— прокурор;
— органы, организации и лица, обращающиеся в суд с административными исками в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц либо неопределенного круга лиц.
Особое место в данной категории занимает прокурор, который, реализуя функции надзора за соблюдением законности, вправе как инициировать производство по делу путём подачи административного искового заявления, так и вступать в уже начатый процесс с целью дачи заключения по существу рассматриваемого спора.
- Лица, способствующие осуществлению правосудия. Эта категория участников не является заинтересованной стороной в разрешении административного спора и, как следствие, не несёт процессуальных рисков, связанных с принятием судебного акта. Их участие преследует цель обеспечения объективности, полноты и эффективности судебного разбирательства. Согласно статье 48 КАС РФ к указанным субъектам относятся: эксперты (ст. 49); специалисты (ст. 50); свидетели (ст. 51); переводчики (ст. 52); помощник судьи (ст. 52.1); секретарь судебного заседания (ст. 53).
При этом перечень таких лиц не является исчерпывающим, что обусловлено открытым характером процессуального регулирования. Их функциональное назначение состоит в содействии суду при осуществлении правосудия, обеспечении упорядоченного, своевременного и правомерного разрешения административного спора.
Несмотря на кодификацию административного судопроизводства, КАС РФ сохраняет некоторую терминологическую неопределенность. Так, в разных статьях кодекса используется терминология «лицо, подавшее заявление», «административный истец», «заявитель», «истец», что вызывает затруднения при толковании норм.
Участники административного судопроизводства обладают рядом юридически значимых характеристик, вытекающих из сущности их процессуального статуса. К числу основных признаков данных субъектов следует отнести следующие:
- Нормативная определённость круга лиц: участники административного судопроизводства представляют собой строго определённую законом категорию субъектов, установленную положениями КАС РФ.
- Правовая индивидуализация процессуального статуса: каждому участнику административного процесса присущ индивидуально закреплённый законом объём прав, обязанностей, функций и процессуальных задач, реализация которых ограничена рамками конкретного производства.
- Юридическая ответственность как элемент правосубъектности: осуществление процессуальных прав и обязанностей сопряжено с возникновением юридически значимых последствий, включая возможность привлечения к предусмотренной законом юридической ответственности в случае нарушения установленных правовых норм.
- Право на осуществление процессуальных действий от собственного имени, что свидетельствует о признании участника носителем индивидуализированной правосубъектности в рамках судопроизводства.
- Наличие самостоятельного юридического интереса, под которым следует понимать как личную, так и публичную заинтересованность в результатах разрешения административного дела.
- Право на выражение воли, направленное на возникновение, изменение или прекращение административно-процессуальных отношений.
- Распространение на субъекта действия судебного акта, что обуславливает для участника обязательность и преюдициальное значение принятого судебного решения [3, c. 201].
Исходя из совокупности указанных признаков, под участниками административного судопроизводства следует понимать установленный законодательством круг лиц, наделённых в пределах конкретного административного дела индивидуализированным комплексом процессуальных прав и обязанностей, реализующих предусмотренные правовым статусом функции и задачи, а также несущих ответственность за правомерность своих действий и решений в рамках административного судопроизводства. Классификация участников административного судопроизводства играет важную роль в теоретическом осмыслении административного процесса и обеспечивает более чёткое понимание механизмов реализации судебной защиты в публично-правовой сфере.
Литература:
- Акимов И. В. Лица, участвующие в административном судопроизводстве // Экономика и социум. 2023. № 12 (115)-1. С. 914–918.
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 01.04.2025) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1391; 2025. № 14. Ст. 1587.
- Романов К. И. Понятие и классификация участников административного судопроизводства // Научные исследования высшей школы: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 ноября 2019 года / Отв. ред. Гуляев Герман Юрьевич. Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2019. С. 200–203.
- Табельский С. В. О некоторых проблемах субъектного состава административно-процессуальных правоотношений // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2023. № 1(52). С. 152–160.