В настоящее время роль прокуратуры в осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод граждан достаточно высока. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы правового регулирования данной деятельности органов прокуратуры, поскольку от правового регулирования напрямую зависит качество и систематизация прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан. В настоящей статье автором рассматриваются вопросы правового регулирования прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан, выявляются существующие законодательные пробелы и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: правовое регулирование, прокурор, прокурорский надзор, уголовное судопроизводство, уголовный процесс, права и свободы.
Currently, the role of the Prosecutor's Office in overseeing the observance of citizens' rights and freedoms is quite high. In this regard, the issues of legal regulation of these activities of the prosecutor's office are becoming particularly relevant, since the quality and systematization of prosecutorial supervision over the observance of citizens' rights and freedoms directly depend on legal regulation. In this article, the author examines the issues of legal regulation of prosecutorial supervision over the observance of citizens' rights and freedoms, identifies existing legislative gaps and suggests ways to solve them.
Keywords: legal regulation, prosecutor, prosecutorial supervision, criminal proceedings, criminal procedure, rights and freedoms.
Основу правового регулирования прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан составляют такие нормативные правовые акты, как Конституция РФ, УПК РФ, а также Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — ФЗ № 2202–1) [2], в котором законодателем отведена специальная глава, посвященная надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Законодатель в указанной главе отводит специальное место защите прав и свобод человека и гражданина при нарушении его прав в области гражданских и административных правонарушений.
Таким образом, отметим, что роль прокурора достаточно велика не только в уголовном судопроизводстве, но и в других видах российского судопроизводства, таких как гражданского, административного и других. Это обусловлено тем, что прокурор, наделенный государством особыми полномочиями, выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина независимо от того, в какой сфере нарушены его права.
Законодателем четко определено, что в случае выявления нарушения прав и свобод граждан, которые в силу определенных обстоятельств в виде возраста, состояния здоровья и прочего не могут самостоятельно защищать свои интересы в суде в рамках административного или гражданского судопроизводства, то в защиту таких граждан выступает прокурор [1].
Отметим, что важным нормативным документом в сфере прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан, составляющим также основу правового регулирования в рассматриваемом вопросе, является приказ Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [3].
Следует отметить, что названный нормативный акт также содержит указание на то, что роль прокурора проявляется не только в уголовном судопроизводстве, но и в других сферах.
Так, Генпрокуратура определила, что поводами для проверок и, соответственно, вынесения актов прокурорского реагирования помимо отрасли уголовного права могут быть материалы гражданских, административных и арбитражных дел.
Проведя анализ правового регулирования в сфере прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан, можно прийти к выводу о том, что в данном правовом поле существуют некоторые законодательные недоработки и пробелы, требующие соответствующего разрешения.
Например, нельзя не отметить такую проблему, как сужение полномочий прокурора в гражданском процессе, а именно речь идет о защите прав и свобод лиц, которые в силу определенных обстоятельств не могут самостоятельно выступать в защиту своих прав и свобод, которые подверглись нарушению со стороны третьих лиц.
Действующим уголовно-процессуальным законодательством нашего государства установлен определенный перечень лиц, в защиту которых может выступать прокурор в судебном процессе, что, на наш взгляд, ограничивает права и свободы лиц, не включенных в данный перечень, а, следовательно, не отражает в полной мере сущность и задачи прокурорского надзора.
При этом следует особо оговорить, что ранее в указанной сфере прокурор обладал полномочием по подаче заявления в суд с целью возбуждения любого гражданского дела. Вместе с тем, в настоящее время данное право прокурора было исключено из современного законодательства, и на сегодняшний день, как уже отмечалось выше, установлен определенный круг лиц, в интересах которых прокурор может выступать в судебном процессе для защиты прав и свобод соответствующих лиц [4].
Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно прийти к выводу о том, что в настоящее время на законодательном уровне существует ряд проблем и пробелов, которые необходимо устранить для исключения ограничения прокурорского надзора как соответствующей процессуальной деятельности должностных лиц органов прокуратуры, которая призвана обеспечивать соблюдение норм закона, а также защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
С целью устранения названного правового пробела предлагаем на законодательном уровне внести изменения в действующие нормы законодательства:
1) часть 4 статьи 27 ФЗ № 2202–1 изложить в следующей редакции:
«В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших, при наличии их согласия и (или) просьбы».
2) в часть 1 статьи 45 ГПК РФ также добавить формулировку о защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина при наличии их согласия и просьбы.
На наш взгляд, внесение изменений в действующее законодательство нашего государства позволит в полной мере реализовать прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина должностными лицами органов прокуратуры.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (часть I). ст. 4921; 2021. № 27 (часть I). ст. 5069.
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
- Приказ Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // СПС «Консультант Плюс».
- Акчурин А. В., Легостаев С. В. Прокурорский надзор в схемах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2020. С. 92.