Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Информационные технологии в системе государственного управления Российской Федерации

Юриспруденция
26.06.2025
10
Поделиться
Библиографическое описание
Россошанский, И. О. Информационные технологии в системе государственного управления Российской Федерации / И. О. Россошанский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 26 (577). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/577/127198/.


Статья анализирует процесс глубокого внедрения информационных технологий в систему государственного управления России. Автор исследует ключевые элементы инфраструктуры электронного правительства, нормативно-правовую базу и основные векторы цифровой трансформации. Делается вывод о фундаментальной роли информационных технологий как стратегического ресурса, перестраивающего принципы и методы публичного администрирования РФ вокруг потребностей пользователей и данных.

Ключевые слова: информационные технологии, государственное управление, цифровая трансформация, электронное правительство.

Проникновение информационных технологий (ИТ) в сферу государственного управления представляет собой один из наиболее значимых трендов современного публичного администрирования. В Российской Федерации данный процесс приобрел системный характер, трансформируя традиционные механизмы взаимодействия государства с гражданами и бизнесом, а также внутренние процессы принятия управленческих решений. Информация эволюционировала в стратегический ресурс государственного управления, а технологии её обработки стали инструментом реализации властных полномочий. Современные исследования подчеркивают, что эффективное использование информационных технологий напрямую коррелирует с качеством государственных услуг, уровнем прозрачности власти и способностью государства реагировать на вызовы сложного, динамичного общества. В контексте российской действительности, характеризующейся обширной территорией, социально-экономической дифференциацией регионов и геополитическими вызовами, роль ИТ в управлении приобретает особую значимость.

Концептуальное осмысление роли ИТ в государственном управлении требует четкого определения базовых понятий. В научной литературе под информационными технологиями в государственном управлении понимается совокупность методов и инструментов сбора, обработки, хранения, систематизации и передачи данных, применяемых в процессе разработки, принятия и реализации управленческих решений органами публичной власти [7, с. 331]. Эта деятельность направлена на достижение стратегических целей государства и повышение эффективности функционирования его институтов.

Историческая ретроспектива позволяет выделить ключевые этапы интеграции ИТ в российскую систему государственного управления. Начальный этап (конец 1990-х — начало 2000-х гг.) связан с осознанием необходимости преодоления цифрового отставания и формированием первых программных документов. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)» стала отправной точкой, обозначившей задачи сокращения бюрократии и повышения прозрачности через цифровые инструменты. Следующий этап (2010-е гг.) характеризовался концептуализацией перехода к информационному обществу. Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)» и утвержденная в 2017 году «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» закрепили цели повышения доступности электронных госуслуг, развития цифровых компетенций госслужащих и трансформации управленческих процессов. Современный этап определяется логикой цифровой трансформации, предполагающей не просто автоматизацию существующих процессов, а их фундаментальное переосмысление и оптимизацию с использованием возможностей ИТ.

Формирование эффективной системы использования ИТ в государственном управлении потребовало создания развитой нормативно-правовой базы. Ключевыми документами, регулирующими эту сферу, являются Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ, Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ, а также упомянутая Стратегия развития информационного общества до 2030 года. Эти акты устанавливают принципы информационного обмена, права граждан на доступ к информации, требования к защите данных и регламентируют предоставление услуг в электронной форме.

Инфраструктурная основа электронного правительства в РФ представляет собой сложную многоуровневую систему. Ее ядро составляют:

  1. Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ): ключевая точка входа граждан для получения широкого спектра услуг — от подачи налоговой декларации до записи к врачу. ЕПГУ интегрирован с федеральным реестром государственных услуг, обеспечивая стандартизацию и доступность.
  2. Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА): централизованная система, гарантирующая безопасный и однозначный доступ пользователей к электронным сервисам различных ведомств через единую учетную запись, что критически важно для реализации принципа «одного окна».
  3. Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ): технологическая платформа, обеспечивающая безопасный обмен данными между информационными системами различных органов власти, устраняя необходимость требовать от заявителей документов, уже находящихся в распоряжении государства.
  4. Единая система нормативно-справочной информации (ЕСНСИ): поддерживает единство и актуальность классификаторов, справочников и реестров, используемых в государственных информационных системах.
  5. Комплексные системы информационной безопасности: включая инфраструктуру удостоверяющих центров, обеспечивают защиту конфиденциальных данных и формируют единое пространство доверия в условиях растущих киберугроз.

Координацию и контроль в сфере государственных информационных ресурсов осуществляют Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (общая координация, создание ресурсов), ФСБ России и Роскомнадзор (защита информации), Росимущество (учет ресурсов как имущества), Роспатент (учет интеллектуальной собственности).

Внедрение ИТ трансформирует государственное управление по нескольким основным векторам. Во-первых, кардинально меняется взаимодействие с гражданами и бизнесом. ЕПГУ стал основным каналом получения государственных услуг, существенно сокращая временные и материальные издержки пользователей. Тренд перевода офлайн-услуг в онлайн-формат, ускоренный пандемией COVID-19, продолжает набирать обороты.

Во-вторых, ИТ революционизируют внутриведомственные и межведомственные процессы. Электронный документооборот, системы управления проектами и ресурсами, системы поддержки принятия решений на основе анализа больших данных повышают скорость и обоснованность управленческих решений, сокращают бюрократическую волокиту. СМЭВ обеспечивает интеграцию разрозненных информационных систем, создавая единое информационное пространство власти. Это позволяет преодолевать разобщенность ведомств и повышает скоординированность действий государственного аппарата.

В-третьих, ИТ являются инструментом повышения открытости и подотчетности власти. Публикация проектов нормативных правовых актов на порталах regulation.gov.ru и pravo.gov.ru, функционирование официальных сайтов органов власти в соответствии с едиными требованиями, открытые данные — все это создает возможности для общественного контроля и вовлечения граждан в процессы управления. Информационные технологии становятся основой для развития элементов электронной демократии.

В-четвертых, происходит цифровизация регионального и муниципального управления. Концепция региональной информатизации направлена на преодоление цифрового неравенства между субъектами РФ и обеспечение единого стандарта качества государственных услуг на всей территории страны.

Таким образом, можно сделать вывод, что информационные технологии стали неотъемлемым элементом системы государственного управления Российской Федерации, трансформируя его принципы, методы и инструменты. От первоначальной автоматизации отдельных функций и создания электронного правительства фокус смещается в сторону глубокой цифровой трансформации, предполагающей перестройку процессов и сервисов вокруг потребностей пользователя на основе данных.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 12.12.2023.
  2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 31.07.2023.
  3. Асриянц К. Г., Асриянц Д. В. Информационные технологии в государственном управлении // Индустриальная экономика. 2022. № 3. С. 217–220.
  4. Каюмов Р. С., Саитгареева Р. Ш., Кузяшев А. Н. Роль информационных технологий в государственном управлении и местном самоуправлении // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 7(41). С. 15–17.
  5. Мирсаяпов Э. Р., Ямалетдинова К. Ш. Информационные технологии в государственном управлении в России // Актуальные исследования. 2024. № 45(227). С. 1642.
  6. Пащенко И. Ю. Современный этап развития информационного общества в Российской Федерации: цифровая информация, информационные технологии и государственное управление // Административное право и практика администрирования. 2022. № 3. С. 58–68.
  7. Троянская М. А., Еременков А. А. Информационные технологии в государственном управлении: понятие, виды, задачи и направления регулирования // Вестник Академии знаний. 2022. № 3. С. 331–337.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
информационные технологии
государственное управление
цифровая трансформация
электронное правительство
Молодой учёный №26 (577) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 351-353):
Часть 5 (стр. 315-389)
Расположение в файле:
стр. 315стр. 351-353стр. 389

Молодой учёный