Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Перспективы развития онлайн-образования в Российской Федерации в 2025–2026 годах

Юриспруденция
27.06.2025
25
Поделиться
Библиографическое описание
Лукьянов, И. Д. Перспективы развития онлайн-образования в Российской Федерации в 2025–2026 годах / И. Д. Лукьянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 26 (577). — С. 325-328. — URL: https://moluch.ru/archive/577/127203/.


В статье анализируются перспективы развития онлайн-образования в Российской Федерации в период 2025–2026 годов. Актуальность исследования обусловлена стремительным ростом значимости онлайн-образования в контексте цифровой трансформации образовательной системы и необходимостью адаптации к изменяющимся потребностям общества и рынка труда. Цель работы — выявить основные тенденции, проблемы и возможности развития онлайн-образования в России, а также предложить рекомендации по его совершенствованию в указанный период. Для достижения цели решаются задачи, направленные на анализ текущего состояния онлайн-образования, выявление перспективных направлений развития, оценку рисков и вызовов, а также разработку рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы и инфраструктуры. Методологической основой исследования являются анализ научных публикаций, сравнительный анализ, системный подход и экспертная оценка. Теоретическая значимость исследования заключается в углублении понимания механизмов развития онлайн-образования и его влияния на образовательную систему страны. Практическая значимость состоит в предоставлении рекомендаций для разработки стратегий развития онлайн-образования, повышения его качества и доступности, а также подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных технологий и цифровой педагогики. В результате исследования установлено, что онлайн-образование имеет значительный потенциал для дальнейшего развития в России, однако его успешная реализация требует решения ряда проблем, связанных с обеспечением качества, доступности и нормативно-правового регулирования.

Ключевые слова: онлайн-образование, дистанционное обучение, интернет-образование, цифровое образование, образовательные технологии, образовательные платформы, цифровизация образования, смешанное обучение, нормативно-правовое регулирование, перспективы развития.

This article analyzes the prospects for the development of online education in the Russian Federation in the period 2025–2026. The relevance of the research is due to the rapid increase in the importance of online education in the context of the digital transformation of the educational system and the need to adapt to the changing needs of society and the labor market. The purpose of the work is to identify the main trends, problems, and opportunities for the development of online education in Russia, as well as to offer recommendations for its improvement in the specified period. To achieve the goal, tasks are solved aimed at analyzing the current state of online education, identifying promising areas of development, assessing risks and challenges, and developing recommendations for improving the regulatory framework and infrastructure. The methodological basis of the research is the analysis of scientific publications, comparative analysis, a systematic approach, and expert assessment. The theoretical significance of the research lies in deepening the understanding of the mechanisms of online education development and its impact on the country’s educational system. The practical significance is to provide recommendations for the development of strategies for the development of online education, improving its quality and accessibility, as well as training qualified personnel in the field of information technology and digital pedagogy. As a result of the research, it has been established that online education has significant potential for further development in Russia, however, its successful implementation requires solving a number of problems related to ensuring quality, accessibility, and regulatory regulation.

Keywords: online education, distance learning, internet education, digital education, educational technologies, educational platforms, digitalization of education, blended learning, regulatory framework, development prospects.

Современный этап развития общества характеризуется стремительной цифровой трансформацией, оказывающей существенное влияние на все сферы человеческой деятельности, включая образование. Онлайн-образование, возникшее как альтернативная форма обучения, сегодня становится неотъемлемой частью образовательной системы, демонстрируя устойчивую тенденцию к росту и совершенствованию. Понятие онлайн-образования максимально сопоставимо с понятием дистанционного обучения, которое означает обучение на расстоянии [4, c. 11]. Анализ текущих трендов позволяет выявить ключевые направления развития онлайн-образования, определяющие его будущее.

Одной из наиболее значимых тенденций является персонализация обучения. Традиционные образовательные модели ориентированы на усредненного учащегося, в то время как онлайн-образование предоставляет возможность адаптировать учебный процесс к индивидуальным потребностям и возможностям каждого обучающегося. Использование адаптивных алгоритмов и технологий искусственного интеллекта позволяет создавать индивидуальные траектории обучения, учитывающие темп усвоения материала, уровень подготовки и личные интересы. В целом отношение преподавателей и обучающихся к дистанционной среде обучения положительное [1, c. 329].

Другой важной тенденцией является усиление интерактивности и вовлеченности. Современные онлайн-курсы перестают быть просто набором видеолекций и текстовых материалов. Активное использование интерактивных элементов, таких как онлайн-тренажеры, симуляторы, виртуальные лаборатории и игровые механики, способствует повышению мотивации и вовлеченности обучающихся. Развитие платформ для совместной работы и онлайн-коммуникации позволяет создавать учебные сообщества, в которых студенты могут обмениваться знаниями и опытом, сотрудничать при решении задач и получать поддержку от преподавателей и однокурсников.

Интеграция — процесс объединения в единое целое каких-либо частей, элементов — с учетом новых технологий также является ключевой тенденцией развития онлайн-образования. Виртуальная и дополненная реальности (VR/AR) открывают новые возможности для создания иммерсивной образовательной среды, позволяющей студентам погружаться в виртуальные миры и взаимодействовать с трехмерными моделями объектов и явлений. Технологии машинного обучения и анализа данных позволяют анализировать поведение обучающихся, выявлять проблемные зоны и разрабатывать эффективные стратегии обучения [2, c. 183].

Микрообучение и модульность — еще одна важная тенденция, отражающая потребность в быстром и эффективном освоении новых знаний и навыков. Вместо длительных и объемных курсов все большую популярность приобретают короткие модульные программы, ориентированные на решение конкретных задач и развитие определенных компетенций. Микрообучение позволяет обучающимся получать необходимые знания в удобное время и в удобном формате, не отрываясь от основной работы или учебы. Микрообучение помогает бороться с расфокусировкой внимания за счет повторения, повторного представления информации, контроля над обучением по временным промежуткам [3, c. 86].

Наконец, развитие систем оценки и контроля знаний также является важным направлением развития онлайн-образования. Традиционные методы оценки, такие как тесты и экзамены, дополняются новыми, более гибкими и объективными инструментами, включающими в себя онлайн-мониторинг активности студентов, анализ их участия в дискуссиях и оценку качества выполнения практических заданий. Развитие систем автоматической проверки заданий и эссе позволяет сократить нагрузку на преподавателей и обеспечить быструю обратную связь для обучающихся.

Развитие онлайн-образования в России в период 2025–2026 годов, несмотря на многообещающие перспективы, сталкивается с рядом проблем, требующих немедленного решения.

Ключевым вызовом остается неравномерный доступ к высокоскоростному интернету, создающий цифровое неравенство и ограничивающий возможности получения качественного образования в отдаленных регионах. Для решения этой проблемы необходимо целенаправленное государственное финансирование инфраструктурных проектов, развитие альтернативных технологий доступа, таких как спутниковый интернет, а также реализация мер по снижению стоимости интернет-услуг для населения.

Другой важной проблемой является обеспечение качества образовательного контента и методик преподавания. Закон требует, чтобы при реализации образовательных программ с применением электронного обучения организация обеспечивала соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям [6, c. 16]. Недостаточная подготовка преподавателей в области онлайн-педагогики и отсутствие единых стандартов приводят к снижению эффективности обучения. Решением является организация масштабных программ повышения квалификации, разработка и внедрение стандартов качества для онлайн-курсов, а также поддержка создания качественного контента, в том числе с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности. К этой проблеме относится в том числе и отсутствие инструментов для осуществления образовательного процесса. Например, если у студента нет видеокамеры, преподаватель не может дистанционно установить, чем тот занимается во время занятия [5, c. 314–315].

Мотивация и самодисциплина обучающихся также являются серьезной проблемой, требующей активного внедрения интерактивных элементов, игровых механик и создания поддерживающих учебных сообществ. Предоставление психологической помощи и организация онлайн-консультаций помогут студентам преодолеть трудности, связанные с дистанционным форматом обучения.

Несовершенство нормативно-правового регулирования, отсутствие четких правил лицензирования и аккредитации образовательных организаций, реализующих онлайн-обучение, создают неопределенность и затрудняют развитие отрасли. Разработка и принятие новых законодательных актов, учитывающих специфику онлайн-образования, а также внедрение механизмов защиты прав потребителей образовательных услуг являются необходимыми шагами для создания благоприятной правовой среды.

Таким образом, комплексное решение этих проблем, включающее в себя государственную поддержку, повышение квалификации преподавателей, разработку качественного контента, мотивацию обучающихся и совершенствование нормативно-правовой базы, позволит раскрыть потенциал онлайн-образования в России и обеспечить его устойчивое развитие.

Развитие онлайн-образования характеризуется целым рядом взаимосвязанных тенденций, направленных на повышение его эффективности, доступности и привлекательности. Персонализация, интерактивность, интеграция с новыми технологиями, микрообучение и развитие систем оценки знаний — все эти направления способствуют формированию новой образовательной парадигмы, отвечающей требованиям цифрового общества и ориентированной на непрерывное обучение и развитие личности.

Литература:

  1. Григорьев, Г. П. Актуальные проблемы дистанционного обучения: психологический аспект / Г. П. Григорьев, О. А. Рудакова // Образование и наука. — 2023. — № 25 (3). — С. 324–329. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-distantsionnogo-obucheniya-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 27.06.2025).
  2. Шадрина, Е. В. О понятии интеграции в образовании / Е. В. Шадрина // Педагогика и психология образования. — 2022. — № 4. — С. 183–188. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-integratsii-v-obrazovanii (дата обращения: 27.06.2025).
  3. Баженова, М. В. Дополнительное образование и микрообучение / М. В. Баженова // Современные проблемы науки и образования. — 2023. — № 4. — С. 85–86. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-i-mikroobuchenie (дата обращения: 28.06.2025).
  4. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения: учебник для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова / под общ. ред. М. Е. Вайндорф-Сысоевой. — М.: Юрайт, 2025. — 194 с. — URL: https://urait.ru/bcode/560819 (дата обращения: 28.06.2025).
  5. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебник для вузов / под ред. Е. С. Полат. — 3-е изд. — М.: Юрайт, 2025. — С. 392. — URL: https://urait.ru/bcode/566645 (дата обращения: 28.06.2025).
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 24.04.2024). Ст. 16. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.06.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
онлайн-образование
дистанционное обучение
интернет-образование
цифровое образование
образовательные технологии
образовательные платформы
цифровизация образования
смешанное обучение
нормативно-правовое регулирование
перспективы развития
Молодой учёный №26 (577) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 325-328):
Часть 5 (стр. 315-389)
Расположение в файле:
стр. 315стр. 325-328стр. 389

Молодой учёный