Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Механизмы систематизации математических знаний

Педагогика
21.02.2014
567
Поделиться
Библиографическое описание
Буркина, В. А. Механизмы систематизации математических знаний / В. А. Буркина, Е. И. Титова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 884-886. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9443/.

Получение хорошей системы знаний — основная функция обучения в вузе. Реализация систематизации математических знаний, как нам представляется, предполагает по возможности совместное выделение преподавателем и студентами элементов математических знаний и их функций в процессе последовательного представления учебного материала. Затем, по мере знакомства с новым материалом, расположенном в том же разделе учебного элемента или других, имеющих то же функциональное назначение, проводится их сопоставительный анализ. Такому анализу подвергаются одинаковые по функциям элементы знания, выделенные как в различных разделах данного учебного предмета, так и в смежных учебных дисциплинах. При этом обнаруживается, что общность функций влечет за собой общность структуры знания и обеспечивает его непрерывную систематизацию.

С описываемых позиций целесообразно выделить механизмы систематизации математических знаний будущих специалистов, каждый из которых выполняет определенные функции в реализации учебного процесса (табл. 1):

Таблица 1

Систематизация математических знаний

Механизмы

Функции

1. Прогнозирующий

Планирование работы. Повторение материала нужного для изучения новой темы.

2. Анализирующий

Управление аналитической функцией мышления

3. Выделяющий

Синтез знаний и формирование групп понятий на основе разрабатываемой совместно с учащимися технологии

4. Интегрирующий

Структурирование знаний

5. Поисковый

Углубление полученных знаний

6. Контролирующий

Контроль усвоения математических знаний

Первый механизм — прогнозирующий обеспечивает функцию планирования учебного процесса. При его реализации достигается осознание несоответствия актуализируемой системы привычных представлений студентов для разрешения достаточно значимой для них проблемной ситуации, либо неполноты, «незаконченности» этой системы в том или ином отношении. Производится попытка определения возможных направлений совершенствования системы математических знаний, являющаяся «истоком» формируемого содержательного аппарата, средством овладения его изначальным смыслом.

Второй механизм — анализирующий обеспечивает актуализацию аналитической функции мышления. Рассматривается теоретический материал, содержание которого тщательно анализируется. В дальнейшем идет разнообразная работа по освоению выделенных элементов знания, происходит «обживание» первоначальных интуитивных представлений, преодоление их «размытости» путем перевода в словесно-логический план, а также первичное «испытание на продуктивность».

Третий механизм — выделяющий основан на системно-функциональном подходе, который позволяет при анализе содержания материала преподавателем и студентами на занятии выделить «доминирующие» элементы знания, показать их значимость для дальнейшего изучения материала, выявить их функции и систематизировать по общности функций.

Четвертый механизм — интегрирующий включает системно- структурный подход к усвоению знаний и предполагает построение соответствующих схем. Он предполагает приоритет больших блоков предметных знаний перед традиционными мелкими порциями учебного материала, очень важный для целостного восприятия теоретического материала изучаемой темы. Данный этап является ключевым в том смысле, что здесь в ходе глобальной формализации изучаемого содержания происходит подчинение субъективно-смыслового источника регуляции учебной деятельности студентов объективной логике знаний.

Приведем пример работы данного механизма. При изучении темы «Интегрирование», в начале реализации теоретического блока изложения предложить студентам следующую таблицу с пробелами:

ИНТЕГРИРОВАНИЕ

Непосредственное

……………………….

……………………

Тригонометрических функций

По частям

…………………………..

В процессе изучения теоретического материала они самостоятельно заполняют пробелы, затем в блоке применения дополняют ее содержательными примерами. В итоге они получают опорную таблицу по всем основным правилам интегрирования.

Работа данного механизма систематизации математических знаний предполагает ряд следующих условий, положительно сказывающихся на процессе систематизации знаний студентов:

1.       При большом объеме теории целесообразно свести число учебных занятий к минимуму, уменьшая, таким образом, временной разрыв, что очень важно для целостного восприятия теории.

2.       Учебные модули, представляющие собой целостное изложение учебной теории должны включать в себя:

-          точно сформулированную тему занятия и его цель;

-          учебный материал в виде текста лекции, который компактно представляется в виде специальной структурной схемы;

-          дополнительный материал развивающего и познавательного плана;

-          разноуровневую систему практических заданий;

-          методические указания к изучению материала и инструкции к выполнению практических заданий.

3.       Структурная схема теории не должна даваться в готовом виде, стимулируя тем самым самостоятельную работу студентов.

Пятый механизм — поисковый олицетворяет познавательную функцию дидактической системы. При этом на первый план выдвигается задача полноценного раскрытия качественно новых возможностей изучаемого предметного инструментария, осознание общей структуры рассматриваемого блока содержания и на этой основе приобретение самим этим содержанием ведущей мотивационной роли. В практике обучения математике это обычно реализуется на основе решения дополнительных задач поисково-прикладной ориентации.

Шестой механизм — контролирующий выполняет контролирующие функции. Работа данного механизма предполагает переосмысление значения всего содержания раздела с точки зрения подтверждения заявленных на предыдущих этапах «обязательств», выявление перспектив дальнейшего расширения поля его функционирования как в чисто математическом, так и в прикладном плане, и окончательное закрепление упомянутого значения в составе регуляционных механизмов предметной деятельности студента. Этому способствует текущий контроль в виде самостоятельных работ по разделам и итоговый — в виде контрольной работы по всему материалу изучаемой темы.

Выделенные конструкты составляют процессуальную основу модели систематизации математических знаний студентов и позволяют получить прочную базу знаний.

Литература:

1.         Ермолаева Е. И. Проблемы усвоения математических знаний студентами технических вузов// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 7, 2010г. С. 270–272.

2.         Ермолаева Е. И. Систематизация математических знаний у студентов строительных специальностей в рамках модульного обучения// Наука и школа. 2008. № 1. С. 33–37.

3.         Ермолаева Е. И., Куимова Е. И. О важности фундаментальной математической подготовки студентов по направлению «Строительство»// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2011. № 26. С. 463–467.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 884-886):
Часть 8 (cтр. 861 - 973)
Расположение в файле:
стр. 861стр. 884-886стр. 973

Молодой учёный