Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Актуальные проблемы развития делового туризма Оренбургской области

18. Туризм
1841
Поделиться
Библиографическое описание
Сукина, Р. Р. Актуальные проблемы развития делового туризма Оренбургской области / Р. Р. Сукина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Москва : РИОР, 2011. — С. 215-218. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/309/.

Туризм как отрасль экономики обладает мультипликативным эффектом, способен создать предпосылки для экономического подъема ряда российских регионов, увеличения занятости населения, более полного удовлетворения потребности граждан в отдыхе.

На основе анализа «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года», разработанной Федеральным агентством по туризму, установлено, что интерес для развития въездного туризма представляют следующие виды: культурно-познавательный, деловой, специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, этнический, учебный, научный) [9, с. 5].

В русле исследований специфики делового туризма, выявлено, что в настоящее время бизнес-путешествия превратились в самостоятельную и динамично развивающуюся отрасль. По оценкам Всемирного совета деловых путешествий и туризма (World Travel and Tourism Council, WTTC) за 2010 год, объем деловых поездок в мире сократился на 1,8%, на российском рынке - на 5%. По прогнозам WTTC, к 2020 году число деловых поездок в мире будет возрастать ежегодно на 4,3%. На российском рынке прогнозируется ежегодный рост на 5,9% [11].

По данным Ростуризма, общее число въезжающих в Россию выросло в 2010 году примерно на 3%, число посетителей более 20 млн. иностранцев. Туристов среди них – около 2,5 млн. человек, вместе с бизнес-туристами – почти 7 млн. По данным Федерального агентства по туризму (Ростуризм), деловой туризм по итогам 2010 года вырос на 12% [5].

В федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» прогнозируются предпочитаемые виды отдыха на внутреннем рынке: пляжный – 38%; культурно-познавательный – 20%; деловой – 18%; оздоровительный, спортивный (экстремальный) – 15%; событийный, паломнический, экологический, сельский, круизный и др. – совокупно 9% [10]. Данные актуализируют проблему организации делового туризма в России.

Круг научных изысканий по проблеме развития делового туризма достаточно узок и ограничен рассмотрением отдельных задач. Выделение делового туризма в качестве отрасли международного туризма носит в литературе скорее описательный, нежели научно-аналитический характер.

В специальной литературе, периодических изданиях и средствах массовой информации используют тождественные термины-эквиваленты: деловой туризм, business travel (англ. деловое путешествие), MICE-индустрия (аббревиатура английских слов meetings – встречи, incentive – инсентив, conferences – конференции и конгрессы, exhibitions – выставки). Данные категории имеют много общего, но по смысловому содержанию они различаются.

Исследователи И.В. Зорин и В.А. Квартальнов в «Энциклопедии туризма» трактуют деловой туризм как временные командировки и поездки со служебными целями, включая участие в конференциях, конгрессах и т.д. без получения доходов в месте командировки [3, с. 272]. И.Т. Балабанов и А.И. Балабанов определяют деловой туризм как поездки бизнесменов с деловыми целями [1, с. 25].

Понятия «деловой туризм» за рубежом не существует. Повсеместно используется понятие «business travel». Business travel рассматривается как путешествие. Цель и место пребывания обусловлены бизнесом, все затраты возмещаются компанией. В глоссарии туристических терминов business travel определяется как путешествие, имеющее целью коммерческое дело, государственное задание или образование, предусматривающее в качестве вторичной мотивации отдых [12]. Приведенные определения позволяют сделать вывод о том, что деловые цели путешествия являются в понятии «business travel» ключевым выражением, а туристские цели рассматриваются как вторичные.

Изучение различных определений делового туризма в отечественной и зарубежной специальной литературе позволяет сделать однозначный вывод: трактовки термина «деловой туризм» отечественными учёными и практиками полностью соответствуют понятию «business travel».

С деловым туризмом также отождествляется термин MICE. Под MICE подразумевается целая индустрия, обеспечивающая организацию и проведение различных деловых мероприятий. Структура зарубежной MICE-индустрии имеет следующую структуру: 65% - поездки на конгрессы; 16% составляют встречи, семинары; 15% - выставки, ярмарки; 3% - инсентив поездки.

Квартальнов В.А. считает, что составляющей MICE-индустрии является организация встреч, выставок и конференций. В индустрии делового туризма встречи представляют собой организованные мероприятия, объединяющие людей для обсуждения различных вопросов и принимающие разнообразные формы: конгресс, конференция, саммит, съезд, симпозиум, семинар [4, с. 35].

В настоящее время инсентив-туры приобретают большую популярность. На их долю приходится 3% общего объема деловых путешествий. В англо-русском толковом словаре туристских терминов под редакцией С.С. Синицина и В.И. Туревича инсентив определяется как поездки, предоставляемые администрацией предприятий и учреждений своим сотрудникам на исключительно льготных условиях или бесплатно в качестве премии за высокие производственные показатели [8, с. 108]. Г.А. Папирян понимает под понятием «инсентив-туризм» специальный сектор туризма, применяемый компаниями для награждения своих работников и поощрения их к выполнению новых задач [7, с. 89].

Целью делового туризма в России является продвижение достопримечательностей региона, привлечение туристов, ознакомление и создание заинтересованности приезжих с деловыми визитами гостей в посещении интересных мест в регионе.

К проблемам, препятствующим развитию российского делового туризма, относятся: несформированность портфеля актуальной законодательной поддержки отрасли делового туризма; отсутствие достаточного бюджетного финансирования и инвестирования данной отрасли; недостаточно эффективная маркетинговая политика на отечественных и зарубежных рынках; несоответствие качества и цены предоставляемых услуг; неразвитая система профессиональной подготовки кадров для индустрии делового туризма и научное обеспечение этой подготовки; отсутствие достоверной и полной статистики по состоянию и тенденциям развития делового туризма в стране; неблагоприятный визовый режим. Наблюдается сравнительно невысокая экономическая привлекательность инвестиций в гостиничный комплекс.

С целью продвижения туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках разработана практическая целевая программа поэтапного развития и стимулирования делового туризма «Развитие туризма в Оренбургской области на 2011−2016 годы», где определены мероприятия, направленные на развитие индустрии туризма с целью удовлетворения потребностей населения в туристических услугах посредством повышения инвестиционной привлекательности экономики области, сохранения и развития культурного наследия, распространения лучших традиций многонациональной культуры области, улучшения торговых, культурных и иных экономических связей: разработка проекта в сфере туризма «Оренбургская Тарпания»; формирование зон приоритетного развития туризма и рекреации, создание информационной базы данных объектов туристской индустрии и туристских ресурсов, сохранение историко-культурного и туристско-рекреационного наследия области; создание русско-английского информационного портала и интерактивной карты «Туризм и сервис Оренбуржья», популяризация туристических возможностей области среди населения и регионов; проведение мониторинга туристических предпочтений населения области и регионов, использование результатов мониторинга в развитии внутреннего и въездного туризма; продвижение туристского потенциала области среди населения, повышение интереса населения к внутреннему туризму, увеличение туристского потока; ознакомление с тенденциями и опытом развития российской и мировой туристской индустрии, привлечение инвесторов в область, участие в региональных выставках, научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, форумах, фестивалях, премиях по вопросам развития туризма; проведение информационных туров по объектам туристской инфраструктуры области для средств массовой информации, турагентов и туроператоров области и регионов.

Проанализировав информацию о наличии в Оренбурге мест проведения конференций, выставок и ярмарок, выявлено, что практически отсутствуют благоприятные условия для развития делового туризма в городе. Основными организаторами выставок, конференций и ярмарок выступают Правительство Оренбургской области, Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Торгово-промышленная палата области и ОАО «УралЭкспо». Местом проведения преимущественно являются СКК «Оренбуржье» и ДКиС «Газовик». В некоторых отелях и гостиницах («Яик», «Бизнес-отель «Южные Ворота») в качестве дополнительной услуги предоставляются конференц-залы.

СКК "Оренбуржье" предлагает выставочную площадь 1300 кв. м. внутри павильона и 2500 кв. м. вне павильона (прилегающая территория); конференц-зал вместимостью 120 посадочных мест оснащён комплектом демонстрационного оборудования; центральное фойе Дворца является местом для размещения выставок и экспозиций. Специфика конференций и выставок, проводимых в Оренбурге, представлена ниже: машиностроение, металлообработка, стройиндустрия (выставки «Промэнергостроймаш», «Промэнерго»; Казахстанско-Российская промышленная выставка «Европа - Азия. Сотрудничество без границ»); предпринимательство (городской бизнес-форум предпринимателей «Город – бизнесу, бизнес – городу», выставка «Услуги и бизнес», областная конференция «Практические инструменты повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса»); мебельная и деревообрабатывающая промышленность («Дом. Мебель. Дизайн», «Мебель. Дизайн. Интерьер»); пищевая, лесная промышленность, ландшафтное хозяйство и садоводство, технологии размножения домашнего скота и птицеводство (международная выставка-ярмарка «Зеленая неделя», межрегиональная выставка-ярмарка продовольственных товаров и упаковки «Меновой двор», выставка «Агро», Казахстанско-Российская промышленная выставка «Европа - Азия. Сотрудничество без границ»); нефтехимическая и газовая промышленность ("Нефть. Газ. Энерго"); архитектура, градостроительство, строительная техника и оборудование, строительные, отделочные, кровельные материалы и технологии их изготовления («Стройурал»); коммерческая недвижимость, малоэтажное строительство, ипотека, кредитование и страхование («Недвижимость в Оренбуржье»); образовательные учреждения, обеспечение учебного процесса, инновационные педагогические технологии, переподготовка кадров, трудоустройство («Образование и карьера»); строительство и обслуживание спортивных сооружений, услуги оздоровительных комплексов и косметических салонов, все виды туризма, санатории, дома отдыха, спортивно-туристическое оборудование («Спорт. Отдых. Туризм. Здоровый образ жизни»); экология («Управление отходами. Экология»).

Развитие системы делового туризма в Оренбурге может быть реализовано при наличии социального партнёрства региональных структур.


Литература:
  1. Балабанов, И.Т., Балабанов, А.И. Экономика туризма [Текст] /И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 250с.
  2. Гасиев, М. Основы делового туризма и индустрии MICE в России и за рубежом: сравнение и тенденции [Текст] / М. Гасиев. – М., 2004. – 145с.
  3. Зорин, И.В. Квартальнов, В.А. Энциклопедия туризма [Текст] / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов: справочник. – М.: Финансы и статистика, 2004. 65с.
  4. Квартальнов, В.А. Туризм: теория и практика [Текст]: в 5 т. / В.А. Квартальнов: избранные труды: Иностранный туризм: Учебное пособие. – М.: Финансы и Статистика, 2003. – 232с. – 4 т.
  5. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу: http://www.russiatourism.ru/
  6. Развитие туризма в Оренбургской области на 2011−2016 годы. Областная целевая программа [Текст]: офиц. текст. – Оренбург, 2010. – с. 5-9.
  7. Папирян, Г.А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме [Текст]/ Г.А. Папирян: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 160с. – 86с.
  8. Синицин, С.С., Туревич, В.И. Англо-русский толковый словарь туристских терминов [Текст] / С.С. Синицин, В.И. Туревич. – М.: ООО «Лэмэк», 1999. – 564с.
  9. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года [Текст]. – М., 2008. – 96с.
  10. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы). Концепция федеральной целевой программы. – М., 2010 г.
  11. Glossary of tourism terms. [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу: http://www.uniquelytexas.org/glossary.htm


Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный