Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

К вопросу о возникновении консерватизма в России

2. История государства и права
2184
Поделиться
Библиографическое описание
Белоусова, Е. Е. К вопросу о возникновении консерватизма в России / Е. Е. Белоусова. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/37/580/.

В последнее десятилетие консервативное мировоззрение в России приобрело не только теоретическую, но и практическую значимость. Переосмысление консервативной идеологии с точки зрения возможности применения ее постулатов в построение государственной системы российского общества привело к необходимости глубинного изучения причин возникновения данного общественно-политического течения. Для наиболее полного и точного понимания явления консерватизма в России, необходимо в первую очередь обратиться к истокам его возникновения, историческим и политическим условиям, сопровождающим его формирование.

Политическая мысль складывается и развивается в сложной системе идеологических влияний, из которых наиболее важен идейный материал, который был сформирован в ходе предшествующего развития. Политическая мысль, выраженная в политической теории, всегда соответствует исторической обстановке, степени развития культуры, социально-политической психологии. В политических теориях выражаются политические идеи, достигающие своего расцвета и оказывающие особое воздействие на развитие не только отдельных народов, но и сопредельных цивилизаций. Это в полной мере относится и к консерватизму как одному из важнейших течений в каждом конкретном обществе и имеет свою историю, свои закономерности. Для консерватизма характерно то, что он обнаруживал себя в обществе во все времена. Такое свойство консерватизма вызвано тем, что значительные перемены в политическом и общественном укладе, отношениях требуют обоснования правомерности, необходимости и целесообразности его существования в качестве универсальной системы ценностей. Данное требование находит свое практическое воплощение в конкретной политической философии, философии консерватизма, ориентированной на защиту традиционных основ государственной и политической жизни, незыблемых ценностей и противостоящей радикальным новациям. Ее функцией выступает обоснование консервативных ценностей, которые служат основой для развития общества, страны, государства. Поэтому и во многом политической философии консерватизма присуща национальная специфика.

Консерватизм как политическая идеология возникает в Европе как реакция на социально-политические изменения, порожденные Великой французской революцией 1789 года. Как известно, в период кризисных процессов общество неизбежно сталкивается с проблемами социальной аномии, потерей ценностных ориентиров и обесцениванием общественных норм. Консерватизм же в данный период является идеологическим противовесом данных негативных явлений, выступая при этом как одна из форм традиционализма.[1, с.388]&#; Именно традиционализм являлся основой для европейского консервативного мировоззрения. Так, например, один из основателей западного консерватизма Э. Берк уделяет большое внимание роли традиции в социальной жизни общества. В настоящее время именно Э.Берка западные исследователи консерватизма считают основателем данного общественно-политического течения. В качестве философской основы консерватизма он определяет идею органической эволюции общества, сущность которой сводится к тому, что общество и его институты представляют собой результат многовековой традиции и любые потрясения поэтому не приемлемы для общества, не говоря уже о каком-либо радикализме и революции&#&#61472;;</FONT></SUP></A></SUP>[2, с.5]:<P> &laquo;Временные владельцы и владельцы пожизненных рент, забывая о том, что они получили от своих предков, и не думая о том, что они оставят своим потомкам, как бы не посчитали себя полновластными хозяевами и не приняли бы решения об отмене права наследования, разрушая тем самым для собственного удовольствия всю изначальную структуру общества и рискуя оставить тем, кто придет после них, руины вместо городов, и прививая потомкам столь же мало уважения к своим нововведениям, сколь мало они сами уважали институты своих праотцов. Такие частые и глубокие изменения государства, проводимые с беспринципной легкостью, как будто речь идет об изменениях моды, разрушают всю цепочку и непрерывность государственного благосостояния. Связь поколений будет утеряна&hellip; Люди уподобятся летним мухам&raquo;.[3,с.116]<SUP><A CLASS="sdendnoteanc" NAME="sdendnote3anc" HREF="#sdendnote3sym" SDFIXED><SUP><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></SUP></A></SUP> Влиянию западноевропейского традиционализма принадлежит особое значение и в формировании русского консерватизма. Именно из трудов Э. Бёрка, Ж. де Меетра, Л.-Г.-А. де Бональда, Ф.-Р. Ламенне, Ф.-О. Шатобриана русские консерваторы почерпнули и развивали идеи о бессилии индивидуального разума, об истине как результате здравого смысла или общего согласия, о влиянии традиций на общественную жизнь.<SUP><A CLASS="sdendnoteanc" NAME="sdendnote4anc" HREF="#sdendnote4sym" SDFIXED><SUP><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></SUP></A></SUP>[4,с.7]<P> Однако российская консервативная мысль во многих аспектах обнаруживает ряд отличительных черт от европейской консервативной традиции. Безусловно, что данные различия связаны с конкретными обстоятельствами истории России. В частности, в период зарождения в отечественной консервативной мысли прослеживается тенденция к размытию традиционных ценностей. По мнению Э.Г. Соловьева причиной этого стал фактор догоняющего типа развития российского государства <SPAN LANG="en-US">XVIII</SPAN> века.[5,с.137]<SUP><A CLASS="sdendnoteanc" NAME="sdendnote5anc" HREF="#sdendnote5sym" SDFIXED><SUP><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></SUP></A></SUP> Российская правящая элита того времени широко заимствовала модели поведения, мышления, идеи и ценности из стран Европы, обладающих опережающим типом развития. Так, в своих воззрениях на происхождение государства М.М.Щербатов использовал теорию естественного права и общественного договора, однако естественные права в его понимании распространялись только на дворянство, а общественный договор трактовался как соглашение между аристократией по поводу выбора правителя и прерогатив государя.[6,с.22]<SUP><A CLASS="sdendnoteanc" NAME="sdendnote6anc" HREF="#sdendnote6sym" SDFIXED><SUP><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></SUP></A></SUP> <P>В последующем, под влиянием Великой Французской революции в России происходит переход от заимствования европейского опыта к размышлению об историческом развитии родной страны, формируется достаточно самостоятельная консервативная идеология. В данный период появляются признаки отказа пресвященных слоев общества от духовного родства с Европой, происходит поиск обоснований особого исторического пути развития России. Определяется основополагающий круг духовных ценностей, основа российской государственности, которую и стремится защитить и сохранить русский консерватизм. Французская революция явилась тем поворотным пунктом в русском сознании, который поставил под сомнение сами основы европейской жизни и вызвал вопросы о смысле того, чего же достигли европейские народы в своем развитии. &laquo;В лице Карамзина... мы видим яркого представителя тех кругов российского дворянства, которые от... заимствования европейского опыта перешли к напряженной рефлексии об исторических судьбах родной страны. Французская революция, несомненно, стимулировала этот процесс и ввела его в консервативное русло&raquo;.<SUP><A CLASS="sdendnoteanc" NAME="sdendnote7anc" HREF="#sdendnote7sym" SDFIXED><SUP><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></SUP></A></SUP>[7, с.19] В качестве самобытной традиции, определяющей всю историю России, Н.М. Карамзин выделил российскую самодержавную государственность: &laquo;Самодержавие основало и воскресило Россию: с переменой государственного Устава ее она гибла и должна погибнуть, составленная из частей столь многих и разных, из коих всякая имеет свои собственные гражданские пользы&raquo;. &laquo;Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием&raquo;.<SUP><A CLASS="sdendnoteanc" NAME="sdendnote8anc" HREF="#sdendnote8sym" SDFIXED><SUP><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></SUP></A></SUP>[8,с.143] Кроме того Н.М. Карамзин в своих ранних произведениях стремился привлечь внимание читателей к &laquo;народности&raquo;, хотя и в духе традиционализма XVIII в. Эти же настроения звучали в собраниях &laquo;Бесед любителей русского слова&raquo; &mdash; литературного объединения дворянской интеллигенции. По понятиям тогдашних &laquo;архаистов&raquo;, народ представал как &laquo;индивид высшего порядка&raquo;, как некая &laquo;автономная и замкнутая в себе субстанция, не разложимая механически на отдельных индивидов&raquo;.<SUP><A CLASS="sdendnoteanc" NAME="sdendnote9anc" HREF="#sdendnote9sym" SDFIXED><SUP><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></SUP></A></SUP>[9,с.85] По мнению Ю.М. Лотмана, такое обращение к народу как &laquo;единице истории&raquo; неизбежно ставило &laquo;вопрос о принципах национальной психологии&raquo;.<SUP><A CLASS="sdendnoteanc" NAME="sdendnote10anc" HREF="#sdendnote10sym" SDFIXED><SUP><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></SUP></A></SUP>[10,с.89]<P> В последующем С.С. Уваровым были сформулирована основополагающая триада русского консерватизма &laquo;православие, самодержавие, народность&raquo;. Необходимо отметить, что определение православного христианства в качестве идейного истока консерватизма наиболее значимо. На православный принцип непостижимости Бога опирался присущий русским консерваторам иррационализм. Кроме того, они восприняли и аксиологические устремления в философско-исторических взглядах восточного христианства. При этом именно православие придавало русскому консерватизму своеобразный, самобытный характер, так как идеи, воспринимавшиеся у западных мыслителей, во многом трансформировались под его влиянием. Итак, программа нового царствования была выражена в словах &laquo;православие, самодержавие, народность&raquo;. Эта &laquo;триединая формула&raquo;, сознательно противопоставленная известному революционному девизу &laquo;свобода, равенство, братство&raquo;, во многом напоминала идеологию Карамзина, но вместе с тем существенно от нее отличалась. Отметим несколько таких отличий, самых существенных, на наш взгляд: 1) в третьем члене формулы &mdash; &laquo;народности&raquo; &mdash; находила выражение не только националистическая тенденция, но также, и даже прежде всего, стремление самодержавия расширить свою, если можно так выразиться, &laquo;социальную базу&raquo; или, другими словами, получить непосредственную опору в &laquo;народе&raquo; (в широком значении этого слова); 2) формула Уварова, таким образом, противостояла идее Монтескье (столь близкой Карамзину) о посредничестве между властью и народом, отвергала претензии дворянства на такое посредничество. В данном случае &laquo;верноподданный&raquo; народ противопоставлялся в официальной идеологии оппозиционно настроенному дворянству; 3) уваровская &laquo;народность&raquo;, в отличие от национализма Карамзина, не содержала в себе никаких антибюрократических акцентов, критики злоупотреблений самодержавия. Напротив, именно в бюрократии Уваров усматривал подлинно &laquo;народную&raquo; систему, открывающую перед каждым возможность социального продвижения. Систему, принципиально отличную от аристократизма, а значит, гарантированную от социальной революции. <P>Таким образом, мы видим, как постепенное осмысление правящей элитой исторических процессов, происходящих в Европе, а так же осознание самобытности русской народности, особой национальной ментальности, легло в основу консервативной мысли России. Уже на первых этапах своего развития русский консерватизм характеризовался рядом отличительных особенностей, которые позволяют выделить его в отдельное направление консервативной мысли. Однако, нужно отметить и то, что различные направления консерватизма (английское, немецкое, французское, русское) развивались при непосредственном взаимном влиянии друг на друга.<DIV ID="sdendnote1"> <P><A CLASS="sdendnotesym" NAME="sdendnote1sym" HREF="#sdendnote1anc"><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></A>[1] Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. С. 388-397</DIV> <DIV ID="sdendnote2"> <P><A CLASS="sdendnotesym" NAME="sdendnote2sym" HREF="#sdendnote2anc"><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></A>[2] Жирнов Н.Ф. Политические идеи консерватизма в наследии Эдмунда Берка: преемственность и развитие: дис&hellip;докт.полит.наук: 23.00.01. - М.,2009. - 499 с.</DIV> <DIV ID="sdendnote3"> <P><A CLASS="sdendnotesym" NAME="sdendnote3sym" HREF="#sdendnote3anc"><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></A>[3] Берк Э. Размышление о революции во Франции // Социс. &ndash; 1991.- № 6. &ndash; С.116</DIV> <DIV ID="sdendnote4"> <P><A CLASS="sdendnotesym" NAME="sdendnote4sym" HREF="#sdendnote4anc"><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></A>[4] Жирнов Н.Ф. Политические идеи консерватизма в наследии Эдмунда Берка: преемственность и развитие: дис&hellip;докт.полит.наук: 23.00.01. - М.,2009. - 499 с.</DIV> <DIV ID="sdendnote5"> <P><A CLASS="sdendnotesym" NAME="sdendnote5sym" HREF="#sdendnote5anc"><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></A>[5] Соловьев, Э.Г. У истоков российского консерватизма<B> // </B>Полис<B>. &ndash;</B> 1997<B>. &ndash; </B>N 3. &ndash; С.137-147.<P> <BR /> </DIV> <DIV ID="sdendnote6"> <DL> <DT><A CLASS="sdendnotesym" NAME="sdendnote6sym" HREF="#sdendnote6anc"><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></A>[6] Щербатов М.М. Путешествие в землю Офирскую Г-на С... швецкаго дворянина: [Фрагменты романа] // Взгляд сквозь столетия: Рус. фантастика <SPAN LANG="en-US">XVIII</SPAN> и первой половины <SPAN LANG="en-US">XIX</SPAN> века / Сост. и авт. коммент. В. Гуминский; предисл. А. Казанцева. М.: Мол. гвардия, 1977. с.22-68.<DT><P> <BR /> <DT>[7] Соловьев Э.Г. О некоторых особенностях формирования консервативного идейного комплекса в России. К постановке проблемы // Проблемы общественно-политической мысли в зеркале новой российской политологии. М., 1994. С. 19.<BR /><BR /> <DT> [8] Карамзин, Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях // Быть России в благоденствии и славе : послания великим князьям, царям, императорам, политическим деятелям о том, как улучшить &quot;государственное устроение&quot; / Российская государственная библиотека (РГБ) ; сост. В. И. Десятерик, В.В. Дементьев, В. В. Федоров . &ndash; М.: Пашков дом, 2002. &ndash; С. 143-206.<DT><P> <BR /> <DT>[9] Лотман Ю.М. Идея исторического развития в русской литературе XVIII &ndash;&ndash; начала XIX столетия // XVIII век. Сб. 13. Л., 1981. С. 85.<DT> <BR /><SUP><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></SUP>[10] Лотман Ю.М. Идея исторического развития в русской литературе XVIII &ndash;&ndash; начала XIX столетия // XVIII век. Сб. 13. Л., 1981. С. 89.<BR /><BR /> <DT><BR /> </DL> </DIV> <DIV ID="sdendnote7"> <P><A CLASS="sdendnotesym" NAME="sdendnote7sym" HREF="#sdendnote7anc"><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></A><BR /> </DIV> <DIV ID="sdendnote8"> <P><A CLASS="sdendnotesym" NAME="sdendnote8sym" HREF="#sdendnote8anc"><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></A><BR /> </DIV> <DIV ID="sdendnote9"> <P><A CLASS="sdendnotesym" NAME="sdendnote9sym" HREF="#sdendnote9anc"><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></A> <BR /> </DIV> <DIV ID="sdendnote10"> <P><A CLASS="sdendnotesym" NAME="sdendnote10sym" HREF="#sdendnote10anc"><FONT FACE="Symbol">&#&#61472;;</FONT></A><BR /> </DIV>

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный