Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посредством игротерапия.
Данная статья может является руководством для учителей — логопедов, психологов, дефектологов, студентов психолого-педагогического профиля, родителей, а также для всех тех, кто хочет развить или улучшить навыки проведения игр на развитие мелкой моторики, фонематических процессов и произносительных умений, на обогащение и расширение словарного запаса ребенка, по формированию грамматического строя речи, а также подвижных и ролевых игр, ориентированных на формирование связной речи.
Ключевые слова: игра, речь.
Огромная роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» — писал великий педагог А. С. Макаренко о роли игры в жизни ребенка. В игре ребенок сознает свое «я», овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Игра удовлетворяет его потребности в общении, стремлении к самостоятельности, познании окружающего мира, активных движениях. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка и способствует его творческому развитию.
В настоящее время в педагогической науке появилось целое направление — игровая педагогика, которая рассматривает игротерапию как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Согласно этой концепции, опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы — это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игротерапия — способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развития навыков коммуникации у детей, в основу которого положена игра (она и является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте).
В нашем дошкольном учреждении воспитываются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые представляют собой особую категорию. Помимо недоразвития различных сторон речевой деятельности и несовершенства языковых средств, у них, прежде всего, страдает коммуникативная функция речи. Ограниченность речевого общения приводит к развитию отрицательных качеств характера (замкнутости, негативизма, неуверенности в себе), что впоследствии может сказаться на школьном обучении, успеваемости в целом, менее успешной социализации.
Игра на наших логопедических занятиях является и методом, и формой обучения дошкольников. Таким образом, развивается возможность детей активно пользоваться речью на положительном эмоциональном фоне. Используя игру в коррекционном процессе, стремимся перенести радость от игровой деятельности в радость обучения. Эмоциональные проявления, которые возникают в конкретной игровой ситуации, способны укрепляться и обобщаться. Очень важно, чтобы во время игры у ребенка возникали положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Стараемся чаще хвалить за успехи. Отрицательные же эмоции могут отбить желание играть в дальнейшем. При положительных эмоциях в игровых ситуациях дети будут все чаще возвращаться к ним, тем самым закрепляя новые знания, умения, навыки.
В работе учителя — логопеда по преодолению речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья существует необходимость развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; развития чувства ритма; формирования фонематических процессов и произносительных умений и навыков; совершенствования лексических и грамматических средств языка, а также обогащения коммуникативного опыта.
Логопеды — практики согласятся с нами, что в неразрывной связи с развитием речи в играх осуществляется и развитие мышления детей, способность сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать выводы и обобщения. С помощью игры в большей степени развивается устная речь ребенка: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, вырабатывается умение точно выражать свои мысли, совершенствуется грамматический строй речи.
Каждое игровое упражнение оборудуется красочным материалом и связывается с изучаемой лексической темой. Нами подобрано большое количество разнообразных по содержанию игр, на каждое занятие обязательно включаем одну из них. Предлагаем вам некоторые варианты игр.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
- ЗОЛУШКА
Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
- ПЛАСТИЛИНОВЫЕ РИСУНКИ
По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
Также широко использую в работе традиционную мозаику, шнуровки, пазлы.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО (ФОНЕМАТИЧЕСКОГО) СЛУХА
- ПУТАНИЦА
Обратить внимание детей на то, как важно не путать звуки между собой. Прочтите им шуточные предложения и попросите найти ошибку.
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
- ЛОВУШКА
Педагог предлагает детям «открыть ловушки», т. е. расправить свои ладошки, которые и есть «ловушки». Звучит задание: услышите в слове заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются учителем — логопедом в зависимости от темы занятия.
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ.
- НАСОС
Автоматизация звука [с].
Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: «с-с-с…" Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук [с] и подражая действию насоса.
Если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется.
- ПОЕЗД
Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах.
Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно: ш, ш, ш — выпустил пар). Затем дается звонок, свисток — и движение возобновляется. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру — дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу (быстро), товарный — шшшу-шшшу (медленно).
- СВИСТИТ — ШИПИТ
Дифференциация звуков [с-ш].
Педагог кладет перед собой картинки и говорит: «Я вам буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук, которому соответствует предмет, изображенный на картинке. Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести с-с-с. Насос: с-с-с… Гусь: ш-ш-ш… и т. д. Не лишним будет обратить внимание детей на то, что при произнесении звука с язык внизу, а при произнесении ш — вверху.
ИГРЫ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
- НАОБОРОТ
Подбор антонимов (слов — неприятелей).
- СКАЖИ ПО — ДРУГОМУ
Подбор синонимов, (слов — приятелей).
- СКАЖИ КАКОЙ
Расширение словаря признаков.
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
- КУЗОВОК
Образование уменьшительно — ласкательных форм
- ЖАДИНА (МОЙ, МОЯ, МОЙ)
Определение рода имен существительных.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
- ЕСЛИ БЫ…
Развитие связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, анализа, прогнозирования.
Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
—«Если бы я был волшебником, то …»
—«Если бы я стал невидимым…»
Роль игры в воспитании и обучении детей с ЗПР очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, личностные качества ребенка, физические и творческие способности.
Сегодня многие согласны с тем, что для детей игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия взаимоотношения с детьми. так как учебная деятельность неадекватна дошкольному детству. Таким образом, игротерапия, стала лучшей «практикой развития» (С. Л. Рубинштейн) для всех детей, независимо от умственных и физических возможностей. В игре ребенок учится быть открытым этому миру, начинает гибче мыслить, принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими.
Литература:
1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Б. Логопедические рифмовки и миниатюры. — М.: Гном — Пресс, 1999. — 80 с.
2. Гамазкова И. Л. Доскажи словечко. — Дрофа, 2013
3. Исханова С..В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения: логопедическое пособие.- Коррекционная педагогика. — 2012.– 45 с. URL: http://www.labirint.ru/books/380882/
4. Игры в логопедической работе с детьми. / Под редакцией Селиверстова В. И. — М.: Просвещение, 2002.
5. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 221 с.
6. Лопухина И. С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи: пособия для логопедов и родителей. — М., 2010.
7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 2011.