Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

4. Дошкольная педагогика
25.12.2015
4689
Поделиться
Библиографическое описание
Алимова, С. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / С. В. Алимова, О. В. Юдаева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9369/.


 

Сенсорное развитие ребенка — буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Запорожец А. В. считает, что сенсорное воспитание направленно на формирование у детей процессов восприятия, ощущения, наглядного представления и т. д.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Венгер Л. А. указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

По мнению Курашовой Р. А. сенсорным развитием у человека является развитие его способностей впечатлений о внешних качествах предмета: форме; цвете; вкусе; запахе; размере; положении предмета в пространстве.

Курашова Р. А. считает, развитие сенсорных способностей, включает в себя:

1)        формирование сенсорных эталонов;

2)        обучение способам исследования предмета (различение размера, формы, цвета, развитие глазомера);

3)        обучение и развитие аналитического восприятия у человека (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины).

Известный зарубежный педагог М. Монтессори «сензитивным периодом» для сенсорного развития называет возраст от 0 до 5,5 лет.

Л. А. Венгер считает, что в дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию — выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане.

Л. С. Выготский рассматривает такую деятельность как речевое общение, чтение, письмо, счет и рисование, как особые формы поведения, образующиеся в процессе социально-культурного развития ребенка.

Таким образом, сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером и др.

Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия (С. А. Козлова, Т. А. Куликова).

Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности. В раннем детстве восприятие остается очень не совершенным; устойчивой связи между словами — названиями цвета (формы, величины и пр.) и конкретным цветом (формой, величиной и пр.) еще не образовалось. Восприятие ребенка раннего возраста носит предметный характер, то есть все свойства предмета. Восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельностью. У ребенка раннего возраста обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям; зрительное восприятие становится одним из ведущих и т. д.

Работа по формированию сенсорных эталонов регулярно проводится в детском саду, начиная с раннего возраста. Первые игры и упражнения на развитие зрительного восприятия у детей основываются на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Мы, в детском саду используем такие игры, как «Что катится, что не катится». Дети с удовольствием играют в эти игры. Игры и упражнения на восприятие величины «Спрятать ладошки», проводятся параллельно с играми на восприятие формы «Разложи фигурки по домикам». Когда дети научатся действовать с помощью проб, тогда величины предметов сопоставляется зрительно, помня о том, что ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

Первые игры и упражнения на восприятие цвета мы проводим с предметами «Цветные кубики». Действуя с цветом, дети стали запоминать и сами цвета, и их названия. Однако было замечено, что бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно — двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. В работе с дошкольниками используются разнообразные игры для развития тактильно — двигательного восприятия, например игра на осязание «Круглое квадратное», а также игры на различение и узнавание, восприятии и представление предметов. Кроме того, большое значение отводится сочетанию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Для развития слухового восприятия мы используем дидактические игры — «Кто позвал?» Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения.

Работа с детьми проводится в основном индивидуально, но используется и подгрупповая форма работы. В результате работы у детей наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов; зрительного восприятия; восприятия формы, цвета, величины; ориентировки в пространстве.

В целом, необходимо отметить, что при проведении работы направленной на сенсорное развитие дошкольников, дети старались выполнять задания самостоятельно. Многие воспитанники хорошо ориентируются в цветах, геометрических фигурах. Особые затруднения возникают при выполнении заданий на тактильные ощущения.

 

Литература:

 

  1.      Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия,2002.
  2.      Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада / А.К Бондаренко. — М.: Просвещение, 1991
  3.      Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М.: Просвещение, 1983.
  4.      Бордовская, Н.В., Реан А. А. Педагогика [Текст] /Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб: Питер,2000.
  5.      Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.: Просвещение, 1988.
  6.      Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Сысуева. — М.: Просвещение, 1973..
  7.      Выготский, Л. С. Психология [Текст] /Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  8.      Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. — М.: Просвещение, 1981
  9.      Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника [Текст] / В. А. Сухомлинский. — М.: Учпедгиз, 1961
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный