Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

12. Технические средства обучения
09.12.2017
5595
Поделиться
Библиографическое описание
Иванов, О. А. Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения / О. А. Иванов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13502/.


Встатье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологии. Особое внимание направлено на особенности использования ИКТ на уроках технологии для мальчиков.

Ключевые слова. информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), компьютер, технология, школьное образование, инновации, инновационный метод.

Развитие общества на сегодняшний момент тесно связано с процессом производства информации, которая как продукт человеческой деятельности имеет свои индивидуальные особенности: она может одновременно усваиваться несколькими потребителями, не уменьшается при употреблении, легко и быстро передается на различные расстояния. Создание единого информационного пространства откладывает отпечаток на все сферы человеческой жизни и появляется новый тип культуры, в котором информация занимает одно из важнейших мест. Способы передачи информации также постоянно совершенствуются, и сейчас большое развитие получили новые информационные технологии, компьютерные средства и массовое применение различных технических приспособлений. Эти средства, несущие большой объем информации, не могут не влиять на личность и сознание подрастающих поколений. Образовательный процесс, несомненно, должен учитывать такие особенности современных детей и общества, в котором происходит становление их личности, а потому возникает необходимость использовать современные средства передачи информации и использовать инновационные методы работы с детьми на всех возрастных этапах. Несомненно, что это требует от любого педагога, даже имеющего большой опыт работы, регулярно реализовывать самообразование и повышать свою педагогическую компетентность и квалификацию. Эта работа должна охватывать осуществление мониторинга существующих педагогических технологий, отслеживание появление новых и их изучение. Под педагогической технологией понимается совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели [1, с. 191]. Среди педагогических технологий обособленно выделяют технологии, направленные на повышение эффективности процесса обучения, именно к этой группе относятся информационно-коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это новые информационные технологии обучения, которые представляют собой процессы подготовки и передачи информации обучаемым, основным средством передачи которых является компьютер [3, с. 114].

Благодаря использованию компьютера как достаточно совершенного современного средства передачи информации, ИКТ позволяют ускорить многие элементы педагогического процесса, что делает его более эффективным и поднимает уровень образования на более высокий уровень качества.

К дидактическим особенностям компьютерных технологий относится их информационная насыщенность, реальность отображаемых явлений и событий, выразительность и яркость их представления, сильное воздействие на эмоциональную сферу наблюдателей, возможность преодоления временных и пространственных преград. Их использование в полной мере реализует один из существенных принципов дидактики — принцип наглядности. Необходимость наглядности отмечал еще К. Д. Ушинский: «Детская природа ясно требует наглядности» [4, с. 59]. Объекты, представленные посредством ИКТ, являются более информативными, красочными, позволяют рассмотреть предмет или явление с нескольких сторон. Это ускоряет процесс осознания материала, повышает эффективность восприятия сложных понятий, помогает соотнести материал с учетом особенностей группы и личностей детей.

Особенности информационно-коммуникационных технологий создают у детей иллюзию личного общения, адресности представляемого материала, что обеспечивает высокий педагогический эффект. Работа ребенка непосредственно с компьютерным средством обучения позволяет осуществить индивидуальный подход и обеспечить возможность подбора каждому ребенку заданий, соответствующих его темпу и способу усвоения знаний. В этом проявляется гибкость процесса обучения при помощи ИКТ.

Еще одной особенностью рассматриваемых нами средств является то, что все они предполагают сильное эмоциональное воздействие на детей, а чувственная реакция оказывается гораздо сильнее, чем сознательная, и обеспечивает высокую прочность запоминания.

Воздействие компьютерных технологий на познавательную деятельность школьников несомненно: знакомство с новой информацией может быть занимательным при включении в этот процесс компьютерных игр; использование компьютера обеспечит стабильное эмоциональное состояние, (даже ошибка ребенка в ответе на вопрос, в выборе действия и т. д. не вызовет негативной ответной реакции), кроме того, действия ребенка будут иметь высокую степень конфиденциальности.

Компьютерные технологии применяются в образовании на основе уже существующих методов, которые модернизируются в соответствии с современными требованиями к обучению. Кроме методической подготовки педагога к использованию ИКТ на уроках и технического обеспечения, включающего в себя совершенствование и разработку специализированных средств для передачи знаний, большое значение имеет и материально-организационное обеспечение техникой в образовательной организации (наличие определенной техники, сохранение надлежащего состояния технических средств, их своевременный ремонт и замена). Несмотря на большую значимость привлечения новых средств и методов работы, ведущая роль при передаче новой информации должна принадлежать педагогу, использование компьютерных технологий может быть лишь вспомогательным элементом, независимо от того, какую насыщенность они в себе несут. Большое значение имеет умение внедрять такие средства в педагогический процесс, сохраняя его целостность. Педагог, использующий информационно-коммуникационные технологии, должен быть хорошо подготовлен и представлять себе их работу. Это требует необходимой методической подготовки, что выражается в определении целесообразности их использования, соответствии педагогическим задачам, знании всех сторон и особенностей использования таких средств. Также нужна подготовка с технической точки зрения, что заключается в умении учителя использовать различные технические средства и требует от него знаний по технике безопасности при их применении. То, что многие педагоги на сегодняшний момент не имеют должного навыка по работе с компьютерными технологиями, не должно быть препятствием на пути внедрения новых форм обучения в современное образование. При невозможности самостоятельного знакомства педагогического работника с работой таких средств руководство образовательной организации должно посодействовать в получении педагогом знаний и умений использования модернизированных технологий.

Сегодняшние дети школьного возраста хорошо знакомы с различными информационными технологиями и с широким спектром различных технических средств, что является доказательством их готовности воспринимать информацию при помощи компьютерных технологий. Однако у детей может быть разный уровень этой готовности, в связи с чем целесообразно провести диагностику возможностей школьников воспринимать информацию при помощи средств предполагаемого использования (например, компьютерных), а также их умение работать с использованием технических средств. Такая диагностика призвана определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий и т. д. Информация, преподносимая детям при помощи средств ИКТ также должна быть предварительно обработана и оптимизирована педагогом, чтобы облегчить детям процесс восприятия. Порядок и логика представления материала должны максимально влиять на процессы восприятия, осмысления и запоминания. Т. е. информация должна не только сообщать новые знания, но и направлять процесс мышления на активные действия по переработке этих знаний.

Используя на уроках ИКТ, педагогу следует учитывать не только собственную готовность и готовность школьников, но и оптимальную частоту использования данных технологий на уроках. При редком применении таких средств каждое их использование становится для детей чем-то особенным, вызывает большое эмоциональное возбуждение, причем это возбуждение будет связано не столько с самой предлагаемой информацией, сколько с ее источником, поэтому сама информация может быть усвоена ими неточно или неполно. Поэтому школьников нужно предварительно познакомить с техникой, которая будет использоваться на занятиях, а также прибегать к помощи таких технологий не слишком редко, чтобы такая форма работы была привычна для детей и не вызывала их излишнего возбуждения. Напротив, слишком частое или долгое применение компьютерных средств тоже может негативно сказаться на восприятии информации, может даже вызвать потерю интереса к излагаемому материалу. Предоставление большого количества информации таким способом приводит к снижению внимания, потере ориентации в объеме и затруднении в ее осмыслении. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии при необходимой организации и учете многих факторов могут эффективно использоваться при организации обучения детей различным школьным предметам, в том числе такого предмета, как технология.

Технология как школьный предмет представляет собой обучение практическому применению в разнообразных видах деятельности теоретических знаний из различных областей наук. Обучение технологии трудовой деятельности осуществляется при разделении класса на подгруппы с учетом пола детей, т. к. направления обучения различны (девочек обучают домоводству, а мальчиков — работе с различными материалами при помощи инструментов) [2, с. 18].

В средних классах на уроках технологии мальчики овладевают различными приемами работы с материалами, узнают о способах их обработки и изготовлении несложных деталей из дерева, металла и т. д. Содержание материала на занятиях позволяет использовать различные формы ИКТ (презентации для сообщения нового материала, в том числе теоретического характера, видеотрансляции, индивидуальная работа учащихся с компьютером и т. д.). Следует также отметить, что в некоторых случаях использование ИКТ не только желательно, но и необходимо, т. к. показать какой-нибудь материал, станок для его обработки, используемую технологию иногда просто невозможно в условиях школы, однако при помощи ИКТ дети могут получить четкое представление, основанное на наглядности. Информационно-коммуникационные технологии могут с успехом использоваться на различных этапах урока технологии. Например, на этапе сообщения новой информации ИКТ позволяет более эффективно и с различных сторон показать детям различные материалы, познакомить с их особенностями, с существующими техниками работы, с разнообразными инструментами и принципами их работы и т. д. На этапе закрепления ИКТ помогут при составлении чертежей, при обучении детей порядку выполнения необходимых действий и демонстрации этих действий, кроме того, многие современные станки и инструменты компьютеризированы и для работы с ними необходимы знания в области ИКТ. На этапе контроля знаний возможно применение тестовых методик для определения уровня сформированных знаний, также большую популярность в настоящее время приобретает подготовка и защита учащимися собственных проектов и презентаций, отражающих проведенную ими работу в рамках той или иной дисциплины. На уроках технологии возможно использовать выступления школьников с помощью разработанных презентаций, которые иллюстрировали бы этапы их деятельности при выполнении заданий и получение конечного продукта. Особенно следует отметить положительное эмоциональное отношение школьников к различным информационно-коммуникационным технологиям, которые вызывают у них интерес и формируют мотивацию к выполнению заданий. Преподавание технологии требует учитывать личностные возможности и способности каждого ребенка, а также уже имеющиеся у него навыки работы с различными инструментами. Решить проблему индивидуального подхода также может использование ИКТ, благодаря чему возможно корректировать скорость усвоения материала и приобретения навыка. Кроме того, применение инновационных технологий и индивидуализация характера обучения способствует созданию ситуации успеха у каждого ребенка, что способствует повышению показателя усвоения детьми необходимого материала.

Таким образом, можно использование компьютерных технологий способствует формированию познавательной активности, мотивации, умственной деятельности, усиливает наглядность и позволяет задействовать сразу несколько рецепторов при передаче информации. Это дает возможность рассматривать компьютерные технологии как важный способ повышения эффективности образования и развития детей школьного возраста. Но большое количество положительных сторон их использования не должно вызывать пренебрежение к условиям их применения и не должно полностью заменять использование традиционных методов обучения, напротив, их сочетание должно быть согласованным и гармоничным. Иными словами, знание как сильных, так и слабых сторон использования компьютерных технологий в педагогическом процессе среди школьников позволит педагогу рационально подходить к их использованию: выбору времени, способов применения и отбору той информации, которая будет предоставлена детям. Таким образом, можно сделать вывод, что использование ИКТ в процессе обучения школьников отвечает современным требованиям информационного общества, а также способствует повышению интереса к предмету и созданию познавательной мотивации. Технология как школьный предмет имеет необходимые условия для использования информационно-коммуникационных технологий, которые могут повысить эффективность преподавания данного предмета, важным является лишь правильное руководство и оправданность использования ИКТ в каждой конкретной педагогической ситуации.

Литература:

  1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 191.
  2. Сасова, И. А. Технология. 5–8 классы: программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. — М.: Вентана-Граф, 2011.
  3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
  4. Ушинский, К. Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 4. Человек как предмет восприятия. Опыт педагогической антропологии. — М: Дрофа, 2005. — 544 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
компьютер
технология
школьное образование
инновации
инновационный метод

Молодой учёный