Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Интерактивные книги, как метод обучения

12. Технические средства обучения
02.05.2019
1907
Поделиться
Библиографическое описание
Ерыгина, Е. Ю. Интерактивные книги, как метод обучения / Е. Ю. Ерыгина, В. В. Пудовкин. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 70-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15055/.


Процесс обучения является неотъемлемой частью жизни человека общества. Появление цифрового пространства дало возможность обращаться и получать информацию в любое время и в огромных объемах, в том числе и в сфере образования. К обучению может относиться изучение различных наук и дисциплин, повышение навыков в любых направлениях и может быть представлено как в виде целых курсов, так и в виде небольших рекомендаций в той или иной деятельности. Как правило, в процессе изучения какого-либо предмета или области необходимо читать и работать с достаточно большими объемами данных, которые зачастую представлены в виде не всегда удобно оформленных хаотичных текстов, а графические и визуальные элементы либо отсутствуют, либо не всегда емко передают смысл. Это в разы понижает усвояемость информации и тем самым уменьшает эффективность обучения.

. Исследования в области образования показали, что 10 % людей запоминают услышанную ими информацию, 20 % помнят прочитанный материал, а 80 % целевой аудитории запоминают визуальную информацию. Изображения обрабатываются человеком в 60 000 раз быстрее, чем текстовый материал [1]. На сегодняшний день есть возможность не только читать и изучать информацию, но взаимодействовать с ней.

Большинство людей в повседневной жизни регулярно работают с какими-либо гаджетами в виде мобильных устройств. Электронные книги, веб-страницы, графические интерфейсы — всё то, с чего можно прочитать и просмотреть информацию, находится у человека в кармане. С одной стороны, это облегчает способ поиска данных, а с другой — снижается эффективность обучения, так как в любой момент есть возможность обратиться к информации и тем самым она запоминается лишь частично. Многочисленные тексты, подкрепленные графическими и иллюстративными элементами, помогут лучше запоминать информацию, так как теперь стоит задача не только чтения, но также и усвоения, понимания, и что более важно, дальнейшего применения полученных новых знаний. Для решения данной задачи, на сегодняшний день разрабатываются различные интерактивные технологии, с помощью которых человек взаимодействуют с информацией, то есть даёт обратную связь. В них применены тестирования, вопросы, требующие ответа, решение задач, и таким образом человек становится активным участником в процессе обучения.

Для лучшего структурирования информации её можно оформить в виде интерактивных книг, содержащих в себе необходимые темы для усвоения предмета [2]. Интерактивная книга — книга, взаимодействующая с читателем и предлагающая ему иные виды деятельности, кроме чтения [3].

К примеру, в учебнике биологии представлена иллюстрация какого-либо растения, которое можно было бы с помощью интерактивных технологий приближать, чтобы изучать молекулярный мир данного объекта. Таким образом, можно не только зрительно воспринимаем растение, как цельный объект, но есть возможность рассмотреть то, из чего оно состоит и тем самым объем усвоения информации становится больше и более структурированным, нежели если бы рассматривались просто иллюстрации.

Или ещё один возможный элемент, который можно применить в обучение, — анимация. Уроки физики и химии известны нам не только кучей теорий и законов, но и опытами. Не во всех учебных заведениях имеется возможность проводить те или иные эксперименты. С помощью анимации, содержащей в тех же самых интерактивных книгах-учебниках, мы имели бы возможность увидеть процесс этого эксперимента, и его результат, и даже могли бы провести его сами.

На данный момент сфера интерактивных технологий находится в развитие и их применения можно увидеть на примере детских интерактивных книг. За основу берут простой сюжет детской сказки, где ребенку представляется возможность в участие в сценарии развития действий (сюжета). Например, ребенок может выбрать предмет, который необходим персонажу в той или иной ситуации.

Уже сейчас существуют ресурсы, способные помочь создать интерактивную книгу. Например, UnderPage — сервис для создания интерактивных книг [4]. Кроме того, вспомогательными средствами для создания интерактивных книг, могут быть 3D — модели, анимация, иллюстрации. В дальнейшем виртуальное пространства станет неотъемлемой частью физического пространства, и технологии будут помогать человечеству в работе с информацией и обучение.

Преимуществом обучения с помощью интерактивных книг является то, что такие книги обеспечивают удобную визуализацию текстовых и графических элементов, а также имеет аудио-сопровождение. В свою очередь это даёт возможность во время учёбы совместить визуальную, звуковую и тактильную формы обучения. Такой богатый арсенал возможностей повысит эффективность в усвояемость информации [5]. Также, интерактивные книги, создавая информационно — образовательную среду, позволяют обучающимся самостоятельно структурировать свои занятия и вести систему контроля в виде тестовых заданий.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) Средства, которые применяются в интерактивных книгах, помогают лучше усваивать и понимать информацию;

2) Переход на новый уровень технологий дают возможность взаимодействовать с информацией, самообучаться и применять свои знания;

3) Способы обучения с помощью интерактивных книг, являются отличным решением для дистанционного обучения, которое необходимо для людей, не имеющих возможности учиться в стенах учебных заведений;

4) Существование ресурсов для создания интерактивных книг, поможет не только в развитие данной сферы, но и даст возможность структурировать информацию, полученную из текстов.

Литература:

  1. Визуальная коммуникация в педагогике // www.blogger.com. URL: http://vizkomm.blogspot.com/2017/ (дата обращения: 29.04.2019).
  2. Интерактивная книга: как мобильные устройства меняют лицо книги // Pro-Books. URL: http://pro-books.ru/sitearticles/16423 (дата обращения: 27.04.2019).
  3. Интерактивная книга // Эксмо. URL: https://eksmo.ru/slovar/interaktivnaya-kniga/ (дата обращения: 27.04.2019).
  4. UnderPage — сервис для создания мобильных интерактивных книг // vc.ru. URL: https://vc.ru/5718 -underpage (дата обращения: 27.04.2019).
  5. Электронная интерактивная доска: программное обеспечение и технические характеристики, влияющие на эффективность обучения. — URL: https://cyberleninka.ru/article/v/elektronnaya-interaktivnaya-doska-programmnoe-obespechenie-i-tehnicheskie-harakteristiki-vliyayuschie-na-effektivnost-obucheniya (дата обращения: 27.04.2019);
  6. Будущее без экранов: как виртуальная реальность изменит наше общение и восприятие технологий // Веб-журнал Лайфхакер. URL: https://lifehacker.ru/vr-future-of-technology/ (дата обращения: 27.04.2019).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный