- Педагогическое моделирование (далее в работе – моделирование) как метод исследования обеспечивает современное педагогическое образование и любое другое из выделенных классификатором направлений педагогического взаимодействия (воспитание, социализация, адаптация и пр.) всей совокупностью систем принципов, условий, средств, форм, методов, методик и технологий организации педагогического взаимодействия. Под педагогическим взаимодействием будем понимать специфично выделенное одно или несколько направлений, а также всю совокупность действий категорий современной педагогики.
- Материал анкеты представлен на рис.1. Данные, определяемые исследованием, лежат в поле социализации и самореализации девушек, занимающихся регби.
Рис.
1. Анкета социализации и самореализации девушек, занимающихся регби
-
- Итак, саморазвитие и самореализация связаны с моделями, функциями, типами, условиями, тенденциями социализации личности.
- Под саморазвитием будем понимать процесс, стимулирования и констатации результатов решения проблем, дилемм, задач изменения результатов всех категориальных явлений педагогического генеза, таких как, обучение (обученность), воспитание (воспитанность), социализация (социализированность), адаптация (адаптированность) и пр.
- Под самореализацией будем понимать построение и апробацию модели деятельности, где целеполагание лежит в плоскости реализации своих потенциальных возможностей, согласованных с личностными и социальными нуждами и проблемами.
- Под социализацией будем понимать процесс создания условий для реализации идей востребованности личности (субъекта деятельности и культуры) в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, где деятельность и общение являются продуктами и векторами определения перспектив построения модели отношений и преобразований внешнего и внутреннего в структуре значимых и приоритетных ресурсов среды, создающей и преобразующей и человека, и систему сред, определяющих включенность и востребованного в них самого человека и его продуктов деятельности и общения.
- Рассмотрим распределение данных анкетного материала, проведенного со спортсменами-регбистами в женской гендерной выборке группы, состоящей из 50 человек. Таблицы 1-12 содержат материал об абсолютном и относительном распределении исследуемых ценностей, качеств, особенностей выбора и приоритетов у девушек-регбисток.
Таблица 1
Как Вы стали заниматься регби? Кто повлиял на этот выбор? |
Самостоятельно, узнала из СМИ и др. источников информации |
Педагоги, тренеры, учителя (искл. перехода) |
Родственники, друзья, знакомые |
Переход из другого вида спорта |
Количество, чел. |
13 |
9 |
12 |
16 |
Относительный результат, % |
26 |
18 |
24 |
32 |
- Таблица 1 иллюстрирует качество и специфику педагогической деятельности в структуре выбора девушек, где ясно, что педагоги, тренеры и учителя занимают значительно большую роль (как это и положено) в становлении и выборе будущего спортсмена (50%), кроме того, переход из другого вида спорта позволяет создать условия для дальнейших, ситуативно, социально и личностно обусловленных процессов самореализации и самосовершенствования, а в нашем случае – в регби данное направление практически составляет одну треть всех других направлений (32%). Специфика регби как вида спорта и возраст, в котором начинают заниматься девушки таков, что самостоятельность и активность поиска в противовес мнению родственников и знакомых составляет примерно одну четвертую от всей выборки, – это объясняется и равновероятностью математического распределения, где все выделенные компоненты исследуемого процесса представляют собой одинаково значимое для респондентов явление и ценность, а случайность выбора разновозрастных спортсменок позволил доказательно объяснить полученные результаты.
Таблица 2
Какие достижения у Вас есть |
Нет разрядов |
Есть разряды |
Количество, чел. |
14 |
36 |
Относительный результат, % |
28 |
72 |
- Из таблиц 2 и 3 следует, что нет разрядов и достижений именно у тех спортсменок, которые только что стали заниматься данным видом спорта. За определенный период времени тренировок, начиная с года, появляются результаты, которые и говорят о способности спортсменок заниматься именно этим видом спорта.
Таблица 3
Как давно Вы занимаетесь регби? |
До года |
От года до двух лет |
От 2-х до 4-х лет |
Более 4 лет |
Количество, чел. |
15 |
11 |
14 |
10 |
Относительный результат, % |
30 |
22 |
28 |
20 |
Таблица 4
Сколько лет Вы занимаетесь в СДЮСШОР «Буревестник»? |
До года |
От года до двух лет |
От 2-х до 4-х лет |
Более 4 лет |
Количество, чел. |
15 |
11 |
14 |
10 |
Относительный результат, % |
30 |
22 |
28 |
20 |
- Таблица 3 и 4 имеют идентичные данные, т.к. СДЮСШОР «Буревестник» своих воспитанниц берет и воспитывает с самого начала их карьеры регбиста.
Таблица 5
Каким видом спорта Вы занимались до регби? |
Занимались |
Не занимались |
Количество, чел. |
45 |
5 |
Относительный результат, % |
90 |
10 |
- Данные таблицы 5 определяют нам хорошо известное мнение, что в регби приходят девушки уже попробовав не один вид спорта. Может показаться, что есть несогласование с данными таблицы 1, но это не так. В таблице 1 отражены результаты объективного выбора девушек регби как вида спорта, а в таблице 5 – регистрация участия или отсутствия этого в других видах спорта.
Таблица 6
И с какого возраста (если занимались)? |
С 4-9 |
С 10-14 |
Старше 14 |
Количество, чел. |
8 |
34 |
8 |
Относительный результат, % |
16 |
68 |
16 |
- В таблице 6 можно выделить три группы, в которых симметрия распределения показывает специфику выбора спорта как вида деятельности, пик приходится на подростковый возраст, а два других интервала (по 16%) на младший школьный возраст и юношеский. Полученные данные подтверждаются многочисленным мнением опытных тренеров по регби.
Таблица 7
Что Вы знаете об истории регби? |
Ничего |
Что-то |
Количество, чел. |
11 |
39 |
Относительный результат, % |
22 |
78 |
- Таблица 7 представляет распределение данных о знании истории регби, из нее видно, что есть определенный процент девушек-регбисток, которые не акцентируют внимание на истории регби, хотя по наличию достижений их нельзя отнести к отстающим, – скорее всего – это группа успешных спортсменок.
Таблица 8
Знание и умения объяснить правила игры в регби |
Могут объяснить |
Не могут объяснить |
Количество, чел. |
3 |
47 |
Относительный результат, % |
6 |
94 |
- Из таблицы 8 видно, что хорошо объяснить правила игры в данной выборке могут только 6 %, но это не говорит о том, что девушки-регбистки не умеют объяснять – просто, зная правила игры, они не акцентируют своего внимания на том, что их можно описать в анкете, т.к. расхожее в спортивной среде регбистов мнение о том, что если они знают правила игры, то их знают – все. И сокращения в указанном ими перечне понятны только им самим, их группе и выборке.
Таблица 9
Как Вы думаете – занятие регби помогает девушкам в жизни? |
Да |
Нет |
Количество, чел. |
50 |
0 |
Относительный результат, % |
100 |
0 |
- Эмоциональные ответы о регби как виде спорта и значимости регби в жизни спортсменок не вошли в таблицу 9, но в ней представлено то, что 100 % спортсменок определяют свой выбор с дальнейшими перспективами саморазвития, самосовершенствования и самореализации.
Таблица 10
Какие качества формирует регби у девушек? |
Терминология научная |
Терминология обыденная |
Количество, чел. |
46 |
4 |
Относительный результат, % |
92 |
8 |
- Только 8 % спортсменок, занимающихся регби используют не научную, а обыденную терминологию в формулировании качеств, которые формируются в процессе занятий. Этот показатель говорит о том, что не только развивается тело, но и образ мысли, модели поведения, отношений, преобразований в структуре любимой деятельности, а специфика отражения качеств иллюстрирует позитивные переживания и чувства, связанные с любимым видом спорта.
Таблица 11
Чем Вы планируете заниматься после окончания спортивной карьеры в регби? |
Учеба |
Работа, связанная с регби |
Семейным устройством |
Не знаю |
Количество, чел. |
5 |
36 |
4 |
5 |
Относительный результат, % |
10 |
72 |
8 |
10 |
- Распределение, представленное в таблице 11, иллюстрирует специфику сформированности ценностей и своевременность развития спортсменок, т.к. 90 % знают направление дальнейшего устройства в своей жизни, из них 82 % будут учиться или работать, только 8 % подразумевают, что они заведут семью и будут воспитывать своих детей.
Таблица 12
Вы бы посоветовали девушкам заниматься регби? Почему? |
Да |
Нет |
Количество, чел. |
50 |
0 |
Относительный результат, % |
100 |
0 |
- Таблица 12 отражает 100 % в сформированности интересов девушек-регбисток своей деятельностью и дальнейшей их ориентации на пропаганду здорового образа жизни, спорта и физической культуры.
- Мы отразили особенности и необходимость социализации, саморазвития, самореализации, объяснили специфику распределения ответов по заданным вопросам разработанной анкеты, системно представили положения о возможностях и нюансах социализации и самореализации девушек, занимающихся регби.
- Кроме того, необходимо отметить, что модели социализации и самореализации девушек-регбисток трансформируются согласованно с выбранным диапазоном респондентов, т.к., начиная с подросткового возраста, девушки активно ведут поиск своей дальнейшей жизни, и возможность оставить спорт ведущим направлением своего будущего представляет интерес для группы девушек, превышающей 70 %. Этот результат говорит об очень хорошей подготовке и целенаправленной, объективной, грамотной профессионально-педагогической работе тренеров СДЮСШОР «Буревестник».
- Специфика моделирования анкеты и статистическая ее обработка определяют направления будущих работ, т.к. формирование всесторонней личности – идеал, за которым следовали и будут следовать еще не одно поколение, но которого без существенных усилий получить практически не возможно.
- Литература:
- Баранова, Е. А. Культура самостоятельной работы и модели самореализации девушек-регбисток / Е. А. Баранова, Е. В. Соловьева, О. А. Козырева // Проблемы эффективности реализации инноваций в учебном процессе : материалы Региональной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 22 апреля 2011 г.) / отв. ред. Э. М. Рянская. – Нижневартовск: НГГУ, 2011. – С.50-54.
- Соловьева, Е. В. Культура самостоятельной работы и самореализация девушек-регбисток / Е. В. Соловьева, О. А. Козырева, Е. А. Баранова // Проблемы модернизации профессионального образования в XXI веке : материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2011. – С.183-185.
- Соловьева, Е. В. Культура самостоятельной работы в структуре самореализации девушек-регбисток / Е. В. Соловьева, Е. А. Баранова, О. А. Козырева // Проблемы и перспективы развития образования в России : материалы VIII Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: изд-во НГТУ, 2011. – С. 242-245.
- Соловьева, Е. В. Особенности социализации и самореализации девушек-регбисток в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва «Буревестник» / Е. В. Соловьева, О. А. Козырева, Д. А. Синева // Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации : материалы Международной научно-практической конференции. – Часть 2. – Новокузнецк, 2011. – С.166-169.