Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Системы управления контентом (CMS) электронного информационного ресурса: определение понятия, функции и классификация

6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
06.03.2017
2583
Поделиться
Библиографическое описание
Виткин, С. Ю. Системы управления контентом (CMS) электронного информационного ресурса: определение понятия, функции и классификация / С. Ю. Виткин, М. В. Захарова. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/234/12006/.


Вданной работе описаны общие принципы функционирования статического и динамического сайта, описано взаимодействие с ними администратора. Дается определение понятия «система управления контентом (CMS)», рассматриваются функции и классификация CMS. Актуальность данной статьи определена проблемой выбора CMS в процессе разработки и запуска веб-сайта.

Ключевые слова: CMS, система управления контентом, сайт, функции CMS, классификация CMS, SaaS, front-end, back-end, open-source, пользователь, контент сайта, лицензия

«В современных условиях глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов приобретает свойства технически доступного и социально-массового явления, затрагивающего все сферы человеческой деятельности, что актуализирует исследование культуры Интернета». [1, с. 247] На смену рутинным работам по верстке и наполнению сетевых ресурсов контентом пришли программные комплексы CMS, автоматизирующие целый ряд информационных задач сайта и осуществление обратной связи с его посетителями. Актуальным на сегодня является дальнейшее изучение и применение современных информационных технологий в системе массовой коммуникации, что и определило тему данного исследования.

Развитие систем массовых коммуникаций сегодня идет в ногу с постоянным совершенствованием информационных технологий, что вызывает интерес у частных лиц и необходимость у предприятий создавать собственные веб-сайты для взаимодействия с аудиторией. Веб-сайт — это совокупность гипертекстовых страниц, которые могут иметь статическую и динамическую форму представления содержания. В первом случае все информационные материалы, элементы дизайна и их обновления размещаются и публикуются на сайте в ручном режиме. Текстовое содержание сайта при этом хранится в файлах веб-страниц. Специалистами прописывается абсолютно каждая часть их исходного кода. Это требует глубоких знаний языка гипертекстовой разметки HTML и Каскадных таблиц стилей CSS. Такой сайт не обладает высокой скоростью обновления и имеет минимальный набор функций, главной из которых является информационная. При больших объёмах контента поддержка и развитие статических сайтов очень трудоемка и растянута во времени.

В основе динамического сайта лежит модульный принцип. Каждая страница состоит из отдельных блоков скриптового кода, который при запросе веб-страницы в окне браузера автоматически («на лету») формирует ее в единое целое по заранее заданным программистами правилам. В этом случае файлы кода содержат гипертекстовую разметку и управляющие команды для подгрузки на страницы сайта текста и числовых значений, хранящихся в базе данных (реже в самих файлах), медиа- и других файлов, находящихся на прочих серверах сети Интернет. Так как дизайн и контент при таком взаимодействии динамических кусков кода (скриптов) отделены друг от друга, наполнение и обновление сайта упрощается. Дизайн (оформление) сайта имеет постоянную (шаблонную) структуру, которую не нужно прописывать каждый раз при добавлении нового текстового и другого содержания.

Как правило, динамический сайт многофункционален: помимо информационной функции, имеет коммуникативную, позволяющую пользователям оставлять комментарии, публиковать свои материалы, выполняет роль мультимедиа- или файл-хостинга, различного рода веб-сервисов и т. п. Динамический сайт имеет очевидные преимущества при работе с большим объемом публикуемых данных, изменении дизайна страниц, установлении коммуникации с аудиторией ресурса. Однако написание кода для каждого сайта отдельно, управление всеми его функциями также требует определенных технических знаний, в том числе скриптовых языков (PHP, JavaScript и подобных), системы управления базами данных (MySQL, PostgreSQL или других).

Для упрощения процесса работы с сайтом и повышения эффективности финансовых и трудовых затрат разработаны системы управления контентом, которые используют принципы работы динамических сайтов. CMS (от англ. Content Management System) — система управления контентом, представляющая собой программный комплекс, автоматизирующий процесс размещения материалов, коммуникационное взаимодействие с пользователями, а также обмен данными между сайтом и другими информационными частями IT–системы организации (базами данных, СRM, социальными веб-сервисами, платежными шлюзами и т. п.)

Контентом (от англ. сontent — содержание) называют информационное содержание — любые виды электронных материалов: текст, документы, аудио-, видеофайлы, фотографии, прочие графические изображения, программы и так далее. Таким образом, задача CMS — упростить управление размещением и обменом подобными материалами между пользователями и веб-ресурсами.

Главное достоинство CMS — легкость управления сайтом, не требующая от администратора ресурса глубоких технических знаний веб-технологий. Каждая функция CMS традиционно выполняется отдельным программным модулем, написанным на скриптовом языке. Это позволяет владельцу сайта, работающего на CMS, устанавливать, активировать, удалять выбранный модуль, не затрагивая остальные функции. В связи с этим CMS за ее гибкость часто называют конструктором сайта. Основными функциями CMS являются:

‒ управление структурой — создание редактирование разделов, страниц, меню, навигационных элементов;

‒ публикация новостей, статей;

‒ импорт/экспорт данных;

‒ комментарии пользователей;

‒ оповещения по электронной почте;

‒ база знаний (Wiki);

‒ календарь событий;

‒ поиск по сайту;

‒ блог;

‒ форум;

‒ социальная сеть;

‒ реклама и управление баннерами на сайте

‒ корзина товаров;

‒ управление заказами;

‒ складской учет.

‒ Поисковая оптимизация (SEO)

CMS имеет две взаимосвязанные визуальные части для разных групп пользователей. Одна из них — это набор информационных страниц, содержащих интерфейс для взаимодействия конечного пользователя с программной частью сайта (front-end, то есть внешний интерфейс). Другая — панель управления CMS, которая является совокупностью веб-страниц, представляющих собой закрытый от обычного посетителя раздел сайта (back-end — задний, фоновый интерфейс) для манипулирования всеми функциями, структурой и дизайном сайта. Доступ к редактированию через back-end может быть разделен между группами пользователей: администраторами, менеджерами контента (редакторами) и другими лицами, участвующими в наполнении, обновлении ресурса.

Ниже приведем некоторые классификации CMS.

По набору функций и особенностей CMS можно разделить на два вида:

‒ созданные под конкретные задачи: интернет-магазин, форум, социальная сеть и другие (CS-Cart, VBulletin, SOCIAL ENGINE и прочие);

‒ универсальные — имеют множество модулей для расширения функционала до необходимого уровня, могут использоваться как для конкретных задач, так и для комплексных решений, таких как порталы. (MODX, Drupal, WordPress, Joomla! и другие).

По признаку отчуждаемости выделяются:

‒ коробочные CMS — являются отчуждаемым программным продуктом, поставляемым в виде дистрибутива, не ограниченном по времени использования;

‒ «Студийные» или «индивидуальные» системы — используются только компанией-владельцем;

‒ SaaS (от англ. software as a service) — выделенная CMS, работающая на общем для всех пользователей сервере (в «облаке»), как правило, имеет временнóе ограничение на использование, снимаемое за регулярную плату.

По типу лицензии на использование выделяют:

‒ коммерческие коробочные CMS — требуется единоразовая оплата за каждый домен второго уровня, на котором она используется, а также регистрация данного домена в базе данных разработчика CMS (1С-Битрикс, UMI.CMS, NetCat и другие);

‒ коммерческие SaaS CMS — оплата производится ежемесячно на протяжении всего срока использования системы управления; при прекращении оплаты или по желанию пользователя доступ к CMS ограничивается, а все ее содержимое может быть удалено из «облака» (Nethouse.ru, Merchium.ru, StoreLand.ru и другие);

‒ Коробочные CMS с правами свободного использования и распространения — данные CMS разрешено использовать и модифицировать в любых некоммерческих и коммерческих целях по лицензии GNU General Public License и прочим лицензиям (MODX, Drupal, WordPress, Joomla!)

По доступности модификации исходного кода выделяют:

‒ коммерческие CMS с открытым исходным кодом;

‒ коммерческие CMS с закрытым исходным кодом;

‒ CMS с правами свободного использования и распространения с открытым исходным кодом.

Открытый исходный код (от англ. open-source software) позволяет вносить изменения в структуру системы управления, модифицировать модули, создавать собственные сборки CMS (ядро системы с необходимым предварительно настроенным набором модулей, шаблонов для ускоренного запуска сайта). Закрытый исходный код не позволяет вносить изменения в структуру системы всем желающим, используется в целях контроля за распространением копий CMS, защиты авторских прав и коммерческих интересов разработчиков.

В заключение надо отметить, что необходимость использования CMS при создании сайта очевидна, так как данные системы повышают эффективность работы ресурса, сокращают временные, трудовые и финансовые затраты на его запуск и обновление. Сегодня запустить свой веб-проект может любой желающий, даже не владеющий знаниями веб-технологий. Этому способствует широкий выбор на рынке систем управления контентом, общее количество которых подсчитать очень сложно, учитывая, что помимо рекламируемых коммерческих и популярных свободных open-source систем, существуют и закрытые корпоративные CMS, а также разрабатываемые частными лицами для собственных нужд.

Литература:

  1. Захарова М.В Основные этапы и принципы процесса создания веб-сайта/ Наука, образование и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 октября 2016 г., г. Екатеринбург) в 3 ч. ч.3/ Уфа: АЭТЕРНА, 2016.
  2. Системы управления контентом/ Национальный открытый университет «ИНТУИТ» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/1036/239/lecture/6178 (дата обращения: 15.12.2016).
  3. Рейтинг CMS / Open Source/ Рейтинг Рунета [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ratingruneta.ru/cms/opensource/ (дата обращения: 15.12.2016).
  4. Системы управления сайтами: как сделать правильный выбор CMS/ Аналитический портал рынка веб-разработок «CMS magazine» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cmsmagazine.ru/library/items/cms/choice_cms (дата обращения: 15.12.2016).
  5. Система управления сайтом «1C-БИТРИКС» (Раздел «Возможности»)/ Официальный сайт CMS «1C-БИТРИКС» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.1c-bitrix.ru/products/cms/features (дата обращения: 15.12.2016).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
CMS
система управления контентом
сайт
функции CMS
классификация CMS
SaaS
front-end
back-end
open-source
пользователь
контент сайта
лицензия

Молодой учёный