Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности проектирования навигационных шрифтов

31. Прочее
10.02.2020
960
Поделиться
Библиографическое описание
Микаилова, Карина. Особенности проектирования навигационных шрифтов / Карина Микаилова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/363/15653/.


Шрифты являются частью общественного пространства и архитектуры. Они меняют визуально пространство, облегчают или усложняют перемещение на территории.

Утилитарные требования и технологии накладывают определенные ограничения на выбор гарнитуры. Гротеск, слабоконтрастные гарнитуры, гуманистические брусковые шрифты и некоторые виды антиквы используется чаще, чем декоративные, акцидентные и шрифты старого стиля.

Классические навигационные шрифты могут потребовать небольшой коррекции. Если надпись производится методом экструзии, следует уделить внимание толщине стемов и соединительных штрихов, внутрибуквенным просветам и характеру засечек в антикве.

При проектировании систем навигации рекомендуется использовать шрифты без засечек (как их еще называют — грoтески, сан серифные шрифты, рубленные), желательно, специально разработанные для навигации, они не должны быть акцидентными и содержать какие-либо декоративные элементы. Здесь важно учитывать, что различные шрифтовые гарнитуры создаются для различных целей — есть шрифты наборные (для набора сплошного текста), навигационные, шрифты, предназначенные для карт и схем (мелкокегельные), экранные шрифты (пиксельные) — для электронных носителей. Главный критерий для применяемого шрифта — его читабельность в каждом конкретном случае. Например, применение наборных шрифтов для электронных и интерактивных систем навигации нецелесообразно, так как их читабельность значительно ухудшается по отношению к использованию подходящих для этих целей экранных (пиксельных) шрифтов.

Подходящий шрифт определяется двумя параметрами: различимостью (способностью распознать символ) и удобочитаемостью (способностью прочесть надпись, легенду, список). В этом смысле геометрические шрифты проигрывают, потому что сложно различить круглые знаки, в соответствии с рисунком 1.

http://www.steblina.com/images/spravochnik/nav-fonts/geometric.png

Рис. 1. Геометрический шрифт

Шрифты с высоким контрастом прописных и строчных редко работают, потому что приходится делать большой интерлиньяж, в соответствии с рисунком 2. В списках это особенно заметно. Такие шрифты занимают много места по вертикали.

http://www.steblina.com/images/spravochnik/nav-fonts/letter-contrast.png

Рис. 2. Высокий контраст прописных и строчных букв

Шрифт, который используется в навигационных системах, должен отвечать нескольким характеристикам:

 различимость, которую необходимо не путать с читаемостью. Данная характеристика позволяет угадывать в форме звук и смысл. Говоря конкретно, люди не читают вывески, а «смотрят» на них. Различимость — это свойство текста и шрифта, особенно важное для восприятия в нестандартных условиях: с большого расстояния, при слабом освещении или за очень короткое время. Надпись должна быть достаточно крупной, а буквы очень ясной формы и максимально отличаться друг от друга [1];

 характерные начертания букв: буквы и знаки нужно проектировать так, чтобы минимизировать шанс того, что человек может их спутать, особенно в случае, если их графемы похожи или сходны по форме в первом приближении. Например, буква З и цифра 3, то есть буквы должны быть непохожи друг на друга — даже глядя вверх ногами на W, человек сразу должен понять, что он смотрит неправильно. Современные навигационные шрифты часто проектируются с хорошей открытостью литер, как показано на рисунке 3. Это имеет большое значение в мелком кегле, позволяя лучше распознать буквы;

C:\Users\ammaz\Desktop\ammazzarmi\8 семестр\opened.png

Рис. 3. Открытые литеры

 компактность как каждого знака в отдельности, так и строки в целом. Выдержав пропорции — не сжав и не сплюснув букву, использовав компактные выносные элементы, увеличив поле символа за счет большого внутрибуквенного просвета и открытых форм возможно добиться различимости шрифта и одновременно сэкономить пространство, которое достаточно ценно при разработке элементов навигации, в соответствии с рисунком 4.

http://steblina.com/images/spravochnik/nav-fonts/proportions.png

Рис. 4. Компактность шрифта

Пропорции шрифта могут сэкономить место по горизонтали. Если готовится шаблон носителей, содержание которых будет наполнять дизайнер клиента, нужно предусмотреть появление длинных строк. Шрифт с зауженными пропорциями в таких случаях предпочтительней;

 грамотно продуманная система начертаний и насыщенностей, в соответствии с рисунком 5. Лишнего в шрифте для навигации не должно быть. Сверхжирные начертания тоже, излишни — при низком контрасте штрихов, маленькие внутрибуквенные пространства, характерные для сверхжирных начертаний, превратят букву в «пятно». Для особых случаев, когда нужно умещать большой объем текста на ограниченной площади, пригодятся также узкие (Condensed) начертания.

C:\Users\ammaz\Desktop\ammazzarmi\8 семестр\italic-oblique.png

Рис. 5. Начертания шрифтов

Говоря о средней насыщенности гарнитуры (или о насыщенности нормального начертания) — следует помнить, что надписи на указателях чаще наносят вывороткой (светлые текст на темном фоне), а в таком случае, они выглядят несколько крупнее. То есть нужно делать либо два начертания (для нормальной схемы и скорректированную для выворотки), либо стараться компенсировать этот эффект. Нужно также помнить, что такие надписи часто светятся, либо сами, либо отражая свет (как на дорожных) знаках, и в таком случае, мелкие детали формы расплываются и не считываются, снова превращая знак в бесформенную массу.

При выборе шрифта следует обратить внимание на наличие полужирного, наклонного и курсивного начертаний. Они используются в качестве подстрочника в мультиязычной навигации. Курсив предпочтительней наклонного из-за бóльших различий с прямым начертанием. Допустимо комбинировать полужирное и светлое начертания при отсутствии курсива.

Итого мы имеем: Regular, Bold, Italic, Bold Italic (базовый набор) и Condensed, Condensed Bold, Condensed Italic и Condensed Bold Italic (будет достаточно в подавляющем большинстве случаев).

При учитывании проектирования текстовых блоков с подстрочниками необходимо также руководствоваться принципом информационных слоев. Зрителю должно быть легко сосредоточиться на подстрочниках, фильтруя все остальное, в соответствии с рисунком 6.

http://steblina.com/images/spravochnik/nav-fonts/interlinear-03.png

Рис. 6. Принцип информационных слоев

Шрифты с высоким контрастом прописных и строчных редко работают, потому что приходится делать большой интерлиньяж. В списках это особенно заметно. Такие шрифты занимают много места по вертикали, в соответствии с рисунком 7.

Также при проектировании текстовых блоков для вывесок и таблоидов стоит обратить внимание на двойной пробел между кириллицей и латиницей. Он деликатно отделяет написания, не объединяя слова в единое предложение, в соответствии с рисунком 8.

http://steblina.com/images/spravochnik/nav-fonts/contrast-problems.png

Рис. 7. Допустимый интерлиньяж

http://steblina.com/images/spravochnik/nav-fonts/interlinear-06.png

Рис. 8. Двойные пробелы

Фирменный стиль не может служить поводом использовать начертание логотипа в качестве навигационной гарнитуры. Лучше для этих целей подобрать дополнительный шрифт. Характерные для торговой марки приемы, можно отразить в верстке, специфике набора, цвете или декоративных элементах.

Одним из шрифтов, разработанных специально для навигации, является Frutiger. Разработан дизайнером Адрианом Фрутигером в 1968 году для системы навигации аэропорта имени Шарля де Голля. Фрутигер заслуживает отдельного упоминания в сфере навигационного дизайна и шрифтов для навигации [2]. Также он еще разработал Alphabet Metro (парижское метро, до 1996 года) на основе своего же Univers. Шрифт Transit для берлинского метро Эрик Шпикерман, Лукас де Гроот и Хеннинг Краузе разработали на основе Frutiger.

C:\Users\ammaz\Desktop\ammazzarmi\8 семестр\frutiger.jpg

Рис.9. Шрифт Фрутигер

У Frutiger очень ясная гарнитура — при одинаковой толщине штриха Helvetica мельче, а у строчных отличные пропорции — при одинаковой высоте с последней, Frutiger оптически крупнее и шире на 20 %.

Таким образом, можно сделать вывод, что особенность навигационных шрифтов — хорошая читаемость в сложных условиях (большие расстояния, ореолы от свечения коробов, солнечные блики). Основные качества, которые это обеспечивают — отсутствие засечек, открытость, баланс между толщиной штрихов и внутрибуквенными просветами, высокие прописные, а главное, что необходимо учитывать о шрифте в навигации: строчные буквы читаются лучше прописных. Люди узнают слова по форме ещё до того, как различают отдельные буквы, но слово, набранное прописными — это прямоугольник.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный