Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения

21. Политология
11.04.2022
971
Поделиться
Библиографическое описание
Малашко, А. Е. Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения / А. Е. Малашко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/436/17089/.


Представленная статья направлена на выявление особенностей СМИ как канала взаимодействия власти и общества. Рассматриваются основные факторы эффективности влияния средств массовой информации на общественное мнение в регионе и менталитет местного населения.

Ключевые слова: общественное мнение, общество, политический процесс, сознание, средства массовой информации.

Политический процесс в современной России очень противоречив и постоянно совершенствуется. Если изменения в системе власти, происходят очень медленно, то факторы, которые быстро реагируют на происходящие события, во многом и определяют направление развития политического процесса. Одной из таких «подвижных» составляющих являются средства массовой информации (СМИ) — важнейший инструмент и эффективный манипулятор формирования общественного мнения, имеющий огромное количество методов и способов влияния как на сознание человека, так и всё государство [7].

На современном этапе развития общества произошло стремительное развитие новых форм массовой информации, сформированных новой информационной средой — цифровое, кабельное и спутниковое телевидение, интернет-СМИ, интернет-версии печатных газет, блоги, электронная почта, чаты, социальные сети и др. Появилась возможность выходить на связь, вне зависимости от места и времени, расширились возможности и границы распространения и доступа к информации о важных происходящих событиях как мирового, так и регионального масштаба [9].

За прошедшие годы реформ в России масс-медиа не только приняли самое активное участие в переустройстве государства и общества, приобрели огромный политический и рыночный опыт, но и, по большей части, потеряли доверие общества к журналистике, играя при этом далеко не положительную роль. Информационные технологии, которые используются в настоящее время в пространстве СМИ, способствуют созданию особой коммуникативной среды, в рамках которой пытаются изменить традиционную российскую систему ценностей, идеологию, дезориентировать в культурном пространстве. Это подменяет начальную функцию информирования населения — выполнение задач по формированию здорового, созидательного общественного мнения [3].

Одной из важных характеристик социально-экономического развития отдельно взятого региона РФ является степень его вхождения в глобальное информационное пространство. И это имеет смысл только в том случае, если регион сможет сформировать собственную внутреннюю информационную среду, способную дать толчок к развитию системы образования, позволит поднять на качественно новый уровень культурное и медицинское обслуживание населения, ускорит становление эффективной системы экономического и политического взаимодействия между субъектами [5].

Новая направленность развития российского общества изменила медиасистему, по-новому расставляя приоритеты между видами СМИ, где лидерами по степени воздействия являются интернет и телевидение. Муниципальные образования не позволяют в своих границах объединить усилия разнообразных информационных потоков и СМИ, чтобы целенаправленно формировать общественное мнение, однако интернет как новая коммуникационная система может решить данную проблему, являясь самым востребованным и независимым источником информации для местного населения. Именно эти свойства и побуждают граждан к обсуждению, высказыванию мнений и даже к призыву действовать. Наименее политизированной и доверительной темой могли бы стать социальные проекты, одинаково значимые и важные для СМИ, населения, власти и бизнеса [1].

Но и печатная пресса, продолжая существовать в регионах, служит традиционным, вызывающим высокий уровень доверия населения, средством массовой информации [10].

Необходимо отметить, что местные информационные источники, особенно печатные, должны содействовать формированию культурных и идеологических ценностей региона, а также его экономическому развитию и процветанию [4].

Роль региональных СМИ в формировании общественного мнения, в условиях меняющихся политических реалий нашего государства, очень важна: любое по значимости и масштабу событие как в стране, так и в самых отдаленных уголках регионов пресса должна доносить до всех уровней граждан. Особый интерес приобретают отношения между ветвями власти в областях и краях с разными политическими и экономическими ресурсами [2].

Регион завоевывает позиции, меняя структуру местных СМИ. Появляются крупные информационные предприятия, местными журналистами изучаются новые методы сбора и обработки информации и осваивается роль универсального специалиста в данной области [8].

Но воздействие масс-медиа является ещё менее выраженными, в силу коммуникационной специфики региона — низкое качество предоставляемой информации. Это объясняется следующими причинами: удалённость населённых пунктов регионов; отсутствие высокоскоростной интернет-связи и местных печатных изданий, нарушение свободы слова; слабая профессиональная подготовка журналистов и других специалистов; слабое техническое обеспечение и изношенность аппаратуры, недофинансирование, несоблюдение закона о средствах массовой информации, частое нарушение прав журналистов и т. п. [5]

Меняются качественные показатели массового сознания. С одной стороны, у аудитории наблюдается высокий интерес к методам сбора, обработки, распространения, и, соответственно, к уровню качества информации. С другой стороны, что особенно проявляется в регионе, политика, проводимая в средствах массовой информации, содействует значительному снижению способности у массовой аудитории критически мыслить, показывая пассивность общественного мнения [10].

Общественное мнение формируется под воздействием очень многих факторов, в том числе и условий существования интернет-СМИ и прессы, их распространённости, популярности и использования в чьих-то интересах. Поскольку информационные источники стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с позиции общественного мнения, следовательно, общественное мнение способно определять направленность деятельности СМИ [6].

Время диктует новые требования. Объективно, деятельность прессы — это формирование из отдельных фрагментов картины действительности, преодоление границ индивидуальных убеждений, создание системного видения насущных общественных проблем.

Литература:

  1. Банных Г. А., Батуева Е. В. Оценка роли средств массовой информации в формировании общественного мнения в муниципальном образовании / Г. А. Банных, Е. В. Батуева // Технологии государственного и муниципального управления в региональном развитии: сб. ст. магистрантов и преподавателей каф. государственного и муниципального управления департамента ГМУ ИГУП УрФУ. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. — С. 25–38.
  2. Бексултанова А. И. Особенности влияния средств массовой информации на воспитательный процесс молодежи Северного Кавказа / А. И. Бексултанова, С. А. Аслаханова, Р. А. Ялмаев. — Текст: непосредственный // Молодой учёный. — 2015. — № 23 (103). — С. 845–847.
  3. Веснин А. В. Технологии формирования общественного мнения / А. В. Веснин // Власть. — 2016. — № 6. — С. 70–74.
  4. Влияние СМИ на формирование общественного мнения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spravochnick.ru/zhurnalistika/vliyanie_smi_na_formirovanie_obschestvennogo_mneniya/ (дата обращения: 21.03.2022).
  5. Гуржий Д. А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения / Д. А. Гуржий. — Текст: непосредственный // Молодой учёный. — 2015. — № 12 (92). — С. 991–993.
  6. Павлютенкова М. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в создании политической медиареальности в России / М. Ю. Павлютенкова, Е. А. Маркова // Проблемы постсоветского пространства. — 2017. — Т. 4 — № 2. — С. 137–147.
  7. Панченко Н. Н. Новостной контент: достоверность и фикциональность новых медиа / Н. Н. Панченко // Коммуникативное пространство культуры: материалы Междунар. науч. конф. в Орлов. гос. ин-те культуры. — Орел, 2017. — С. 225–228.
  8. Пядышева Т. Г. Методы влияния на общественное мнение // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. — Тамбов, 2017. — Т. 3. — Вып. 4 (12). — С. 77–85.
  9. Региональная пресса как фактор формирования общественного мнения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cheloveknauka.com/regionalnaya-pressa-kak-faktor-formirovaniya-obschestvennogo-mneniya (дата обращения: 27.03.2022).
  10. Формы и методы воздействия на общественное мнение в региональной медиасистеме. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formy-i-metody-vozdeistviya-na-obshchestvennoe-mnenie-v-regionalnoi-mediasisteme (дата обращения: 24.03.2021).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
общественное мнение
общество
политический процесс
сознание
средства массовой информации

Молодой учёный