Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры

24. Педагогика
17.06.2022
115
Поделиться
Библиографическое описание
Филимонова, Ю. Ю. Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры / Ю. Ю. Филимонова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 66-71. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/451/17299/.


Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализации и правового воспитания школьников. На основе теоретического анализа делаются предположения о специфике правового воспитания подрастающего поколения. Внимание автора сосредоточено на рассмотрении теоретико-методологических основ реализации технологии правового воспитания при формировании правопослушной личности в образовательной организации. Выявлены и проанализированы проблемы правового образования и воспитания в образовательных организациях.

Ключевые слова: правовая социализация, правовая культура, правовое сознание, правовое воспитание, правовое просвещение, личность.

Введение. Изменения в различных сферах общества, переоценка ценностей, изменение сознания граждан, обновление законодательства, построение правового государства в соответствии со сложившимися в стране условиями диктуют необходимость пересмотра отношения к правовому воспитанию и воспитанию и обновлять их в учебном процессе. Правовое государство предполагает формирование социально развитой личности, понимающей свои реальные интересы, знающей свои права и обязанности, умеющей защищать свои права законными средствами, уважающей права и законные интересы других людей. Правильное воспитание каждой личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. Данная проблема многогранна и затрагивает как общие вопросы правового воспитания и социально-педагогического обеспечения правовой социализации, так и отдельные аспекты, связанные с теорией и методикой формирования их важных компонентов: правовой культуры, правосознания, правовой грамотности и др.

Цель и задачи статьи. Проанализировать роль правового воспитания школьников в современных условиях.

Изложение основного материала статьи. Правовое просвещение представляет собой сложный многогранный процесс, направленный на формирование у подрастающего поколения системы правовых знаний, то есть правовой грамотности. В основе системы правового воспитания лежат такие формы деятельности, как правовое просвещение, пропаганда правовых знаний, наглядно-демонстрационные формы (стенды, видеоматериалы и др.). Ответственность за этот процесс разделяется между обществом, семьей и школой. В то же время именно школа является основным институтом общества, позволяющим целенаправленно и системно организовать процесс правового воспитания с целью повышения эффективности юридического образования в целом. Традиционно правовое воспитание реализуется в организациях образования и учреждениях культуры как процесс информирования детей, подростков, молодежи и взрослых, направленный на повышение их правовой грамотности.

В процессе исследования я провела анкетирование 15 педагогов — учителей начальных классов средней школы.

В анкете были вопросы правового просвещения при проведении уроков физической культуры.

Важность проведения правового просвещения на уроках физкультуры считают лишь 55 % респондентов. 45 % респондентов посчитали, что тема правового просвещения должна быть рассмотрена на других учебных предметах, таких как: право или история.

Темы правового просвещения на уроках физической культуры касаются 60 % опрошенных учителей.

Изучению правил при проведении игр на уроках физической культуры уделяют внимание 60 % преподавателей, число преподавателей, касающихся темы изучения техник безопасности при проведении уроков — 30 %, затрагивают темы олимпийских соревнований, например, антидопинговых мероприятий — 10 %.

Темы уроков физической культуры

Рис. 1. Темы уроков физической культуры

Основания часть преподавателей — 50 % говорят с детьми на тему правового просвещения около 15 минут на каждом уроке (как вводная часть). Проводят полноценный классный час по данной тематике — 10 % тематические классные часы («Мои права», «Я и закон» и пр.), встречи с представителями правопорядка (сотрудниками полиции, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и пр.), акции, деловые игры и другие активные формы работы, семинары по проблемам правового воспитания для педагогов, выступления на родительских собраниях. 40 % оформляют информацию, в виде информационных стендов и памяток для родителей и детей («Ответственность несовершеннолетних за правонарушения», «Права ребенка» и пр.)

Организация работы

Рис. 2. Организация работы

Заключение. В ходе исследования было установлено, что сведение юридического образования к изучению норм права и права способствует развитию системы правовых знаний, но не гарантирует формирования правосознания и ознакомления с правовая культура общества. Правовое просвещение, как важное направление правового воспитания, должно строиться как процесс вхождения подрастающего поколения в правовую культуру общества, основанный на выработке нравственных ориентиров.

В ходе эксперимента доказано, что в современной школе как образовательной организации, направленной на выполнение социального заказа общества на образование и воспитание, цели, задачи, содержание и формы правового воспитания в деятельности специалистов (классного руководителя, социального педагог и психолог) подчиняются единой задаче психологического и социально-педагогического сопровождения развития личности ребенка и представляют собой комплексную технологию решения задач обучения, воспитания и социализации учащихся.

В школьной практике основные формы юридического образования носят информационный характер. Данный вид деятельности реализуется посредством использования таких форм работы, как информационные стенды и памятки для родителей и детей («Ответственность несовершеннолетних за правонарушения», «Права ребенка» и др.), тематические классные часы («Мои права», «Я и закон» и др.), встречи с представителями правоохранительных органов (полицейские, прокуратура, комиссии по делам несовершеннолетних и др.), акции, деловые игры и другие активные формы работы, семинары по правовому просвещению педагогов, выступления на родительских собраниях [8].

Заключение. Таким образом, считаем необходимым отметить, что удовлетворение социального заказа на правовое воспитание и правовую социализацию личности представляет собой сложную задачу: невозможно осуществить только правовую социализацию личности без ее духовно-нравственной, религиозной, идеологическая составляющая. Наилучшим способом гармонизации жизни в обществе является предупреждение негативных социальных явлений с прицелом на будущее, целенаправленная системная деятельность институтов общества и государства по правовому воспитанию подрастающего поколения.

Литература:

  1. Бессарабов Р. А. Правовая социализация и правовое воспитание // Философия права. — 2010. — № 4. — С. 118–122.
  2. Быстрова Н. В., Уханов А. Ф. Управление воспитательной системой общеобразовательной организации // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. — 2017. — С. 177–180.
  3. Быстрова Н. В., Уханов А. Ф., Гриценко Н. Е., Румянцева Н. А. Сущностные характеристики девиантного поведения школьников // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 53–9. С. 130–136.
  4. Каландаришвили З. Н. Влияние правовой социализации на процесс конструирования правовой культуры личности в современном российском обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2010. — № 137. — С. 116–123.
  5. Крутиков М. Ю. Правовое воспитание в системе правовой социализации в условиях современной // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2013. — № 3–1. — С. 200–209.
  6. Попова Т. В. Социально-педагогические проблемы правовой социализации несовершеннолетних // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 4. — С. 100.
  7. Попова Т. В. Специфика психолого-педагогической поддержки жизненного самоопределения современного подростка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2007. — № 5 (49). — С. 89–91.
  8. Резников Е. В. Особенности правовой социализации // Общество и право. -2014. — № 1 (47). — С.24–26.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
правовая социализация
правовая культура
правовое сознание
правовое воспитание
правовое просвещение
личность

Молодой учёный