Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Технология сторителлинг как инструмент развития творческого воображения дошкольника

Развитие дошкольника
09.12.2021
525
Поделиться
Библиографическое описание
Чуйко, О. А. Технология сторителлинг как инструмент развития творческого воображения дошкольника / О. А. Чуйко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 15-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6922/.


Первым шагом к развитию творческих способностей и интеллектуального потенциала является развитие воображения. Богатая фантазия, способность мыслить нешаблонно и умение генерировать самые смелые идеи дало человечеству возможность переходить на новые уровни развития и жизни. Человеку с хорошей фантазией и воображением легче находить новые контакты, общаться, заводить друзей, реализовывать себя в творческих профессиях. Рассказывание историй — это деятельность воображения, направленная на воссоздание элементов прошлого опыта в новых сочинениях, в результате которого, является придуманный ребенком рассказ с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом логически построенным и облаченным в словесную форму, соответствующую содержанию [2].

Ключевые слова: воображение, рассказывание историй, развитие воображения, творческая деятельность.

Художница и писательница, Туве Янсон, создала чудесный мир милых созданий мумий-троллей, любивших приключения и свою семью. «Каждый нуждается в том, чтобы ему время от времени рассказывали хорошую историю», — говорят ее персонажи. «Сторителлинг» (от англ. «storytelling») рассказывание историй . Впервую очередь, это создание эмоциональных связей, с помощью которых можно управлять вниманием и чувствами слушателя, расставлять нужные акценты, заостряя внимание на важных вещах, для того чтобы история осталась в памяти на долгое время. Для историй нужны две вещи. Первая — эмпатия. Второе — либо хорошее воображение , либо хорошая память. В первом случае рассказчик генерируете истории сами, а во втором — выступаете в роли ретранслятора. Главная причина, по которой история вовлекает и вызывает интерес — это набор слов, которые запускают нужную эмоциональную реакцию [16]. Проиллюстрируем принцип работы сторителлинга на рис. 1.

Принцип работы сторителлинга

Рис. 1. Принцип работы сторителлинга

От хорошего сюжета оторваться невозможно. Нейрофизиологи уверяют, что человек примерно треть своей жизни погружен в фантазии [10, 25]. А маленькие дети созданы из фантазий. Фантазии находятся в самом центре их жизни и фактически определяют ее. Что делают маленькие дети? В основном придумывают. Их мозг без устали путешествует по несуществующим мирам. Воображение — это сильнейший инструмент сознания. Детей не нужно заставлять выдумывать. Они фантазируют, потому что это приносит им удовольствие [4, 24–42]. Но, возможно активизировать творческое воображение детей путем специально организованного обучения на всех этапах дошкольного детства. Для этого необходимо сформировать умения манипулировать образами и умения создавать собственные планы-замыслы на основе интериоризации действий с внешними планами (сначала задаваемыми взрослыми) [6, 51].

Воображение — это умственный процесс создания образов, который включает в себя предвидение конечного результата объективной деятельности и обеспечение создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью [1]. Воображение играет огромную роль в жизни ребенка. Представляя, ребенок погружается в мир, в котором может быть все, что пожелает маленький изобретатель. К. Д. Ушинский сказал, что сильное, активное воображение является необходимой принадлежностью ума. Особенность воображения как формы отражения реальности заключается в следующем (см. рис. 2):

Особенность воображения как формы отражения реальности

Рис. 2. Особенность воображения как формы отражения реальности

Основная ценность воображения заключается в том, что без него любая деятельность человека невозможна, поскольку невозможно работать без представления промежуточного и окончательного результата [5]. Развивая воображение ребенка, важно помнить, что материал для его фантазий — это вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он получает, и эти впечатления должны быть достойны яркого мира детства.

Играйте! Креативные игры, не ограниченные конкретными правилами — отличный способ пробудить воображение и образное мышление. Когда ребенок видит окружающий мир с разных точек зрения, он творчески его осмысляет.

Читайте! Чтение — индивидуальная работа воображения. Каждый эпизод рассказа или сказки, который ребенок пропускает через себя, представляя, что он — один из героев произведения , расширяет жизненный опыт ребенка . Обсуждай те с ребенком прочитанное. Речь — это озвучивание воображения.

Наблюдайте! Побуждайте детей внимательно вглядываться в то, что их окружает. Идея в том, что дети должны зафиксировать все самое интересное, чтобы запомнить это и использовать в будущем для творчества. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения [3, 7–8].

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста? До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. В 4–5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. В 6–7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Творческое воображение — это создание новых образов без использования готового описания или условного изображения. Оно является незаменимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение различных задач [13, 32]. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы. Вот здесь то и приходит на помощь технология сторителлинга. Творчество — синоним оригинального склада мышления, то есть способности постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум — это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности; он способен принимать свои, ни от кого не зависящие, самостоятельные решения, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями [12, 83]. Истории — это творческое преобразование жизни в более сильные, понятные, и осмысленные переживания [9]. В историях заключен почти бесплатный источник информации и полезного опыта. Благодаря историям ребенок готовится к реальной жизни. Воображение — это надежная древняя технология, помогающая создать модель проблемы и попытаться заранее придумать ее решение. Фантазии могут быть формой игры, помогающей познавать мир. [4, 46].

Если рассказывание и выслушивание историй настолько естественно для человека любого возраста, то обязательно нужно использовать эти приемы в обучении детей. Слушание, сочинение и рассказывание историй — самая полезная пища для развивающегося ума. Ученые доказали, что дети на 76 % лучше усваивают информацию, которая преподнесена как рассказ, а не как нравоучение. В контексте образования сторителлинг — это методика, которая предполагает использование историй для повышения эффективности процесса обучения [14].

Американские специалисты Чип Хиз и Дэн Хиз называют хорошей историей «прилипчивую» (англ. sticky) историю, которую легко воспроизвести. Они вывели несколько принципов хороших историй [15] (см. рис 3):

Критерии историй

Рис. 3. Критерии историй

Нет какого-то одного правильного рецепта для сочинения историй. Ведь это творческий процесс, в нем должны быть и смешные моменты, и глупые персонажи, и хитроумные решения. Но все же, у любой истории есть основные составляющие: КТО (персонаж), ГДЕ (место действия), ЧТО (событие), КОГДА (время) и ПОЧЕМУ (проблема) [8, 12]. В ней должна присутствовать драматургия. Как правило, сюжет истории должен развиваться канонично (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). В любой хорошей истории легко различить структуру. Слушатель, скорее, ощущает ее сердцем, нежели осознает разумом (вступление, развитие событий, кульминация, заключение). Это такая форма театра, в котором разыгрывается короткий, но очень эмоциональный спектакль, затрагивающий чувства зрителей .

И так, фундамент любой истории [7] (см. рис 4):

Элементы истории

Рис. 4. Элементы истории

Одним из преимуществ технологии сторителлинга является то, что она не требует больших затрат и может быть использована в любом месте и в любое время. Визуальный контент — это вся визуальная информация, которая сопровождает рассказывание истории: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и прочее. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир. Любая информация, завернутая в красивую и яркую визуальную обертку, становится еще более захватывающей. Методические пособия изготавливаются в тесном сотрудничестве с детьми и могут даже дополняются по ходу сочинения истории.

Оригинальные идеи, которые помогут детям в сочинительстве и рассказывании (сюжетные идеи-подсказки) [11] представим в виде таблицы:

Изобретательство — это создание нового… Каждая, сочиненная ребенком, история уникальна и неповторима. Сочинение историй помогает развивать изобретательский навык, возможность ориентироваться в трудной ситуации в будущем. Изобретатель и сочинитель (рассказчик) моделируют в воображении действия «героев». Объекты (персонажи) перемещаются, функционируют, взаимодействуют. Есть логическая последовательность изменения объектов в пространстве и времени. Проектирование историй — обязательное умения юного рассказчика. Сначала представь схему взаимодействия персонажей, затем опиши это текстом. Что же это как не развитие творческого воображения? Научившись работать с придуманными персонажами, детям в будущем будет легче общаться с реальными людьми и работать с техническим устройствами, как персонажами изобретательских историй [17, 141].

Литература:

  1. Введение в психологию, под ред. проф. А. В. Петровского, учебник, М., 1996, Юридическая психология и не только, https://clck.ru/ZAu52 , 02.12.2021
  2. Ворошнина Л. В. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. — 1982. — № 9 — С. 28–31.
  3. Выготский Л. Н.: «Воображение и творчество в детском возрасте», Приглашаем к чтению, https://clck.ru/U2Hhk , 01.12.2021. — 64 с.
  4. Готтшалл Д. Как сторителлинг сделал нас людьми; Пер. с англ. Крякиной Н. Л. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. — 272 с.
  5. Дьяченко О. М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. ‒ 2003. ‒ № 8
  6. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников// Вопросы психологии. — М.: Педагогика, 1987, № 1 с. — 44–51. https://clck.ru/ZArWp , 27.11.2021
  7. Крутько С., Сторителлинг: как интересно рассказывать истории, Медиа нетологии, https://clck.ru/M2nVm , 29.11.2021
  8. Лоуренс К. Сторителлинг. Как написать отличную историю / Пер. с англ. И. Епифановой. — Москва: Лайвбук, 2021. — 176 с.
  9. Макки Р. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2008. — 456 с.
  10. Миллер Д. Метод storybrand: Расскажите о своем бренде так, чтобы в него влюбились; Пер. с англ. — М.: Альбина Паблишер. 2022. — 232 с.
  11. Ньюбургер Э. Банка с историями. Пер. с англ. Л. Головиной. — М.: Манн, Иванов и Фербер. 2016. — 136 с.
  12. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй, пер. Ю. А. Добровольская: https://clck.ru/HUosh , 01.12.2021. — 96 с.
  13. Старжинская Н. С., Дубинина Д. Н., Белько Е. С. Учим детей рассказывать, учебное пособие. — Минск, Адукацыя і выхаванне, 2003. — 144 с.
  14. Сторителлинг: примеры использования в образовании, CORE, https://clck.ru/ZAszK , 02.12.2021
  15. Хиз Ч. и Хиз Д. Сделано, чтобы прилипать. Почему одни идеи выживают, а другие умирают, Манн, Иванов и Фербер «Миф», М. — 256 с.
  16. Шардаков Д. Что такое сторителлинг, и как на самом деле продают истории: технология и примеры, Все про копирайтинг: статьи, основы, примеры текстов и уроки для копирайтеров, https://clck.ru/ZAu7Q , 28.11.2021
  17. Щинников А. «Стрителлинг и ТРИЗ: Теория изобретеллинга»: Издательское решение, 2021. — 144 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
воображение
рассказывание историй
развитие воображения
творческая деятельность

Молодой учёный