Цель : Обучение детей составлению связного рассказа-описания по опорным схемам, изображающим основные, «ключевые» моменты сюжетного действия.
Задачи :
1) Формирование навыков целенаправленного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, анализа изображенной ситуации;
2) Формирование общих речевых навыков с использованием схем;
3) Обучение приемам планирования связного развернутого высказывания;
4) Усвоение нормативного использования средств языка;
5) Активизация и обогащение словаря по лексической теме «Весна».
Оборудование : картина-трансформер «Пришла весна»; предметные картинки с изображением зимних сюжетов; опорные схемы; аудиокассета; кубик с опорными интонационными схемами.
Методические приемы : беседа, загадки, опорные схемы, опорные слова.
Предварительная работа : составление описательных рассказов по сюжетным картинам, по серии сюжетных картин; с использованием опорных схем, предметных картинок, опорных слов; разучивание малых фольклорных форм (закличек, поговорок, пословиц), стихотворения И. Токмаковой «К нам весна шагает».
Лексический материал:
Словарь предметов : весна, снег, солнце, день, ветер, небо, облака, ручьи, деревья, скворечник, дети, трава, первоцветы, подснежник, птицы, проталины, почки.
Словарь признаков : весенний, чистый, ясный, кудрявый, белоснежный, теплый, яркий, звонкий, веселый, холодный, ранний, нежный, хрупкий, перелетный, поющий, звонкоголосый, голосистый, молодой, зеленый, сочный, голый, ветвистый, деревянный, полезный, нужный.
Словарь действий: приходить, таять, зеленеть, звенеть, светить, набухать, вешать, появляться, прилетать, возвращаться, бежать, сиять, плыть, шагать.
Таблица 1
Слова, сложные
По слоговой структуре: |
По семантике: |
Первоцветы — 4 сл. с 2 ст. |
Проталина — место, где стоял, снег и открылась земля. |
Белоснежные — 5 сл. с 2 ст. |
Первоцветы — первые цветы |
Заснеженный — 4 сл. с 1 ст. |
Набухать — увеличиться, наполнившись соком. |
Звонкоголосый — 5 сл. с 2 ст. |
Ветвистый — со множеством ветвей, отростков. |
Скворечник — 3 сл. с 2 ст. |
Сиять — блестеть, светить, сверкать. |
Ветвистый — 3 сл. с 2 ст. |
Ход занятия:
I . Организационный момент.
Логопед : Ребята! Послушайте стихотворение и догадайтесь, о чем оно:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла…(весна).
(?)
О каких приметах весны говорилось в стихотворении?
II . Беседа по теме
Логопед : А какая весна? ( подбор слов-определений: теплая, красивая, звонкая, цветущая, долгожданная, веселая, дружная… )
Как про весну в народе сказывают?
—Весна красна, а осень грязна.
—Весной дождь растит, а осенью гноит.
—Весна красна цветами, а осень плодами.
—Март с водою, апрель с травою, май с цветами.
—Наступил марток, надевай двое порток.
—Весенний день год кормит.
III . Дидактическая игра «Хорошо — плохо»
Воспитатель : Молодцы! Много вы знаете пословиц и поговорок о весне. Посмотрите на это весеннее облачко. ( Логопед достает воздушный шарик) . Давайте с ним поиграем.
Воспитатель: Весна — хорошо! Почему? ( Ответы детей ).
Весна — плохо! ( Ответы детей ).
IV. Дидактическая игра «Отгадай»
Воспитатель : А теперь будем загадывать и отгадывать загадки.
Воспитатель выбирает картинку с изображением весеннего сюжета (предмета), подбирает слова-признаки, дети отгадывают. Ребенок, который отгадал, находит на магнитной доске соответствующую схему и составляет предложение по опорным словам.
Инструкция : Возьми картинку, загадай, подобрав слова — признаки… Молодец, угадал, найди схему, подходящую к изображению, составь предложение со словом…
Таблица 2
Картинка |
Схема |
Предложение | |
Солнце (какое?) | |||
|
— весеннее — теплое — веселое — яркое |
Теплое солнце сияет в чистом небе. | |
Облака (какие?) | |||
|
— весенние — кудрявые — белоснежные |
Кудрявые облака плывут по голубому небу. | |
Снег (какой?) | |||
|
— весенний — сырой — мокрый — темный |
Темный снег тает на пригорке. | |
Ручьи (какие?) | |||
|
— весенние — звонкие — веселые — холодные |
Весенние ручьи весело шумят. | |
Первоцветы (какие?) | |||
|
— весенние — ранние — первые — нежные |
На проталинке появился нежный подснежник. | |
Птицы (какие?) | |||
|
— перелетные — поющие — голосистые — звонкоголосые |
К нам вернулись первые перелетные птицы. | |
Деревья (какие?) | |||
|
— голые — ветвистые — высокие — |
На ветвистых деревьях набухли почки. | |
Скворечник (какой?) | |||
|
— деревянный — птичий — полезный — удобный — нужный |
Дети смастерили скворечник и подвесили его на дереве. | |
Трава (какая?) | |||
|
— весенняя — молодая — зеленая — сочная |
К солнцу тянется молодая, зеленая травка. | |
V . Динамическая пауза
Воспитатель : Хорошо поработали. Посмотрите.
( Воспитатель берет кубик с опорными интонационными схемами.)
Рис. 1. Интонационные схемы
Крутись, вертись, на бочок ложись.
Поиграем и вспомним стихотворение И. Токмаковой «К нам весна шагает»
К нам весна шагает ()
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
VI. Составление плана рассказа.
Воспитатель : Молодцы, вспомнили стихотворение. Сегодня я приготовила для вас сюрприз. (Дети садятся на стульчики. Вынос картины-трансформера.) Это — не обычная картина, а картина-загадка. Под каждым «облаком» есть подсказка. Выберете себе одно «облако», и посмотрим, кто о чем будет рассказывать. (Поочередно дети заглядывают под «облако» и по схемам определяют, о чем будет рассказ.)
О чем ты будешь рассказывать?
(Таким образом, дети проговаривают план рассказа по опорным схемам на картине).
VII . Составление рассказа-описания по цепочке (мини-сюжетные рассказы из 3–4 предложений по опорным схемам).
Воспитатель : Нарисуем картину словами. Наступила … (Дети составляют мини-рассказы; заканчивая, каждый переворачивает схему, на обратной стороне которой изображен сюжет.) Посмотри, угадал сюжет по схеме? Рассказ оживает. (Воспитатель заканчивает составленный детьми рассказ-описание: «Хорошо весной!») .
Какая красивая картина получилась! Дайте ей название.
(Логопед показывает опорную схему
— Первые шаги весны!
—Птицы весну принесли!
—Весенняя сказка!
—Полюбуйся! Весна наступает!
— Долгожданная весна!
VIII . Итог занятия. (Общая оценка работы и речевых высказываний)
Воспитатель : У вас получился интересный, большой рассказ о весне. Что вам помогло? (Мы составляли рассказ с помощью схем)
Воспитатель : Зима закончилась и так хочется тепла. С теплом прилетают к нам жаворонки. (Вынос «жаворонков» на подносе, звучание птичьих трелей) Возьмите птичек в руки. Позовем весну вместе с птицами.
Закличка.
Жаворонки, прилетите,
Холодную зиму унесите,
Теплую весну принесите!
Нам зима-то наскучила,
Без хлебушка замучила.
Воспитатель : Угощение на славу, а ребятам на забаву! До свидания! (Звучит музыка. Дети уходят.)