Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование авторского дидактического пособия «Нейролото» в работе учителя-логопеда при активизации речи неговорящих дошкольников

Коррекционная дошкольная педагогика
2
Поделиться
Библиографическое описание
Жукова, М. А. Использование авторского дидактического пособия «Нейролото» в работе учителя-логопеда при активизации речи неговорящих дошкольников / М. А. Жукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 8 (89). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/299/10123/.


В статье автор предлагает ознакомиться с опытом использования дидактическое пособия «Нейролото» в коррекционной работе по активизации речи детей с задержкой речи.

Ключевые слова: тяжёлые нарушения речи, коррекция, наглядный материал, дидактические пособия, нейролото, предметный зрительный гнозис

На первых этапах коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи я, как специалист, формирую у воспитанников психологические предпосылки речевой деятельности, преодолеваю речевой негативизм, развиваю умения, направленные на восприятие, осмысление и понимание речевого общения.

Чтобы достичь быстрого результата и нужного эффекта в активизации подражательной деятельности и расширения объёма понимания речи, задания предлагаются в невербальном плане на основе наглядного материала. Так, неговорящим детям легче выполнить задания, так как игровая деятельность детей с речевыми нарушениями требует частой смены раздражителей и обязательном руководстве процессом.

При становлении звуков раннего онтогенеза у детей с 1 уровнем речевого недоразвития нужно проговаривать слова доступные им в данное время, например «мама», «ляля» и пр. Удавшиеся звуко-комплексы и слова в игровой форме необходимо повторять с ребёнком до 5–6 раз в различной тональности. Чтобы «разгрузить» занятие и уйти от рутины, и внести в него элемент игры, а также помочь ребёнку преодолеть нежелание говорить всегда использую на своих занятиях данный вид деятельности — собственного изобретения дидактические пособия серии «нейролото». Данная игра первично опирается на сильные, как правило сохранные, стороны у большинства детей с речевыми нарушениями– зрительное восприятие и зрительную память. А это ценный ресурс для коррекции!

1. Нейролото «Первые слова». Пособие содержит материал по формированию слоговой структуры слова первого продуктивного класса (по классификации А. К. Марковой) типа СГ-СГ, например, мама, папа, баба, деда, тётя, каша, киса, ляля, петя, миша и другие слова-названия, которые появляются в лексиконе ребенка одними из первых и являются достаточно простыми в произношении.

Оно представляет собой лист формата А4 с 8 картинками-иллюстрациями с дополнительными дублирующими карточками для наложения (могут быть дополнены липучками для приклеивания) по типу лото. Рисунки для лото произвольные, взяты из баз стоковых фотографий интернета. Материал подается так, чтобы ребёнок многократно повторял слова, не теряя при этом внимание — изображения четкие невычурные крупные 7*7 см, при этом удобно удерживать в поле зрения сразу несколько картинок, фон листа белый без узоров, лишних деталей и ярких элементов. Бумага для фотопечати плотная, из толстого картона для удобства захвата детской рукой. Для практичности и долговечности использования листы ламинированы матовой плёнкой с закруглёнными углами. Такие карточки легко брать и трудно помять, и они долго сохраняют первоначальный вид, а также безопасны для использования.

Данное пособие содержит картинки различного уровня сложности для зрительного гнозиса. Учитывая особенности постепенного развития предметного зрительного гнозиса, материал построен по принципу от простого к сложному: от предметных, реалистических изображений к наглядно-образным, а затем к абстрактным, символическим изображениям, стилизованным в значительной степени: (рис. 1):

1. Фотографическое изображение (игрушка) — серая игрушечная кошка

2. Рисунок (мультяшное изображение) — рыжая кошка из мультика

3. Реальное изображение на белом фоне — рыжий пушистый кот

4. Реальное изображение на зашумлённом фоне — серый котёнок в траве

5. Контурное изображение черно —белое изображение — контур белой кошки

6. Зашумлённое контурное изображение — белая кошка в красный кружочек

7. Теневое изображение — черный контур кошки

8. Абстрактное схематическое изображение — знак «кошка»

Рис. 1

Предлагаем ребёнку поиграть в лото: найти такую же картинку и закрыть её карточкой. Ребёнок видит разные изображения одного предмета с одним и тем же названием. Происходит осмысление названия, возникает ассоциативная связь: предмет-картинка-слово. Играя в лото, ребёнок соотносит одинаковые картинки и не просто проговаривает первые слова (сначала двусложные из открытых слогов), а делает это осмысленно. Так, на практическом опыте, в окружающей среде, ребёнок видит кошку, которая идёт по улице. Потом видит кошку в книге на картинке. Потом по телевизору в мультфильме. Потом играет с игрушечной кошкой. И везде произносит одно слово: КИСА. Позже и фразу — ЭТО КИСА. «Кисы» в лото представлены разного цветы и в разной позиции, что в дальнейшем, можно использовать для дальнейшего развития лексико-грамматического строя речи ребёнка: «киса сидит», «киса стоит», «киса чёрная», «киса серая» и пр. А яркие и простые для понимания рисунки заинтересовывают малыша, мотивируют на успех, стимулируют многократное повторение слов, поэтому смело рекомендую эту игру родителям для работы с неговорящими детьми вне занятий, для домашних заданий.

Использование в игре разных уровней зрительного восприятия и принцип лото даёт возможность формировать, развивать и корректировать психологические механизмы, лежащие в основе речевой деятельности, такие как операции осмысления, обобщения, сравнительный анализ разной модальности. Данная учебно-методическая игра может использоваться в работе с детьми, начиная с 2–3 лет, имеющими разную степень готовности и сформированности высших психических функций.

2. Нейролото «Буквы» и «Цифры». Это дидактическое пособие успешно применяется в работе с безречевыми детьми, в том числе и с расстройством аутистического спектра (РАС). Так как у многих детей с аутизмом развиваются чрезвычайно интенсивные интересы, и чаще всего встречается именно сильный интерес к абстрактным единицам — знакам, цифрам и буквам. Учитывая эти особенности, включаем в речевые игровые упражнения «нейролото буквы» (и цифры) как форму взаимодействия и общения с аутичными дошкольниками.

Данная игра поможет ребёнку запоминать не рисунок буквы «У», а знак, символ «У» (аналогично с цифрами), который может быть написан разными шрифтами и цветами, объёмным, пиксельным, зашумлённым, быть строчной, заглавной, прописной, печатной и пр. Так, исследования движения глаз при чтении показывают, что у детей, обрабатывающих знаки как изображения, скорость чтения из-за изменения шрифта или начертания страдает сильнее, чем у их ровесников, которые символы воспринимают как символы.

Пособие содержит 8 картинок различного уровня сложности для зрительного гнозиса. Представлены цифры от о до 10 и все буквы русского алфавита. Учитывая особенности постепенного развития предметного зрительного гнозиса, материал построен по принципу от простого к сложному: от предметных, реалистических изображений к наглядно-образным, а затем к абстрактным, символическим изображениям, стилизованным в значительной степени: (рис. 2 и 3):

1. Контурное изображение черно-белое изображение

2. Теневое изображение

3. Объемное изображение

4. Зашумлённое контурное изображение

5. Зашумлённое фоновое изображение

6. Образная ассоциативная картинка

7. Курсивное, каллиграфическое изображение

8. Абстрактное изображение в виде символа, знака.

Рис. 2

Рис. 3

Играя в лото, проговариваем все отличительные признаки разных букв (цифр), называя предметы на картинках, пусть малыш обводит пальчиком по контуру букв (цифр). «Нажимая пальцем» на рисунки — буквы, «включаем» звук — побуждаем ребёнка к речевой активности.

Дидактическое пособие «Нейролото» позволяет оптимизировать темпы речевого развития, выступить катализатором спонтанного развития речи и у детей при задержке речевого развития. Рекомендую для занятий нейротипичным детям, детям с расстройствами аутичного спектра (РАС), тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в структуре занятий по развитию речи, подготовке к обучению грамоте и чтению, ФЭМП.

Я верю, что пособие принесёт пользу в работе коррекционных специалистов.

Литература:

1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов.- М.: АСТ: Астрель, 2009.-384 с.

2. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Предисловие и общая редакция А. Р. Лурия и В. П. Зинченко. Перевод с английского Е. Д. Хомской.-М.: Издательство «Прогресс», 1970. — 272 с.

3. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учеб.-метод. пособие для педагога-дефектолога. — М.: ВЛАДОС, 2008.- 87 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
тяжёлые нарушения речи
коррекция
наглядный материал
дидактические пособия
нейролото
предметный зрительный гнозис

Молодой учёный