Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания

Методика преподавания учебных дисциплин
31.12.2021
599
Поделиться
Библиографическое описание
Курьянович, О. В. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания / О. В. Курьянович. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 1 (23). — С. 15-21. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/212/6966/.


В данной статье рассматривается технология развития критического мышления в обучении при реализации ФГОС ООО. Представлено использование приёмов технологии критического мышления на уроках обществознания.

Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, стадии технологии критического мышления, приемы технологии развития критического мышления.

Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от педагога абсолютно нового подхода к организации обучения. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся [5].

Приоритетным становится личностное развитие учеников, раскрытие их способностей. Обучающийся должен самостоятельно получать знания, а в дальнейшем умело использовать их в повседневной жизни. В связи с этим педагог использует инновационные методы обучения. Одной из таких инноваций является технология развития критического мышления.

Критическое мышление — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что — отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией [1, с. 5].

Следовательно, цель данной технологии — развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Основная идея заключается в создании такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства, или мнения об окружающем мире [3].

В технологии развития критического мышления выделяют три основных этапа (стадии): вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии вызова у обучающихся активизируются уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, возникает мотивация для дальнейшей работы, определяются цели и задачи для изучения новой темы. На данной стадии можно использовать следующие приемы и методы: «понятийное колесо», «корзина идей», «дерево предсказаний», «верные и неверные утверждения», «перепутанные логические цепочки» и др.

Стадия осмысления включает непосредственную работу с новой информацией, постепенное продвижение от старого к новому знанию. Происходит формирование собственной позиции обучающегося. Возможны такие методы и приемы, как: «инсерт» — маркировка с использованием значков: «v», «+», «-», «?» (ставятся справа на полях во время чтения), заполнение таблиц (знаю, хочу узнать, узнал), «фишбоун», чтение с остановками и др.

Третья стадия — рефлексии (размышления). На этом этапе происходит окончательное усвоение нового материала и формирование аргументированных представлений о исследуемом (изучаемом) объекте. Основой рефлексии является анализ учащимися эффективности собственных мыслительных операций [2].

Возможные приемы и методы на данной стадии: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, ромашка вопросов или ромашка Блума, различные виды дискуссий, синквейн, эссе и др.

Остановлюсь на некоторых приемах технологии развития критического мышления, которые использую в преподавании обществознания в 7 классе.

На стадии вызова часто задействую прием «Понятийное колесо». В центре ребята выделяют ключевое слово — новое понятие урока, вокруг него предлагаю записать слова-ассоциации. При изучении темы «Конституция Российской Федерации» обучающиеся составляют, например, такое «понятийное колесо»:

Удачным для применения на любом этапе урока считаю прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы. Сначала суворовцы выясняют, какие вопросы являются «тонкими», а какие «толстыми». Затем составляют «тонкие» вопросы, т. к. их придумывать легче. Следующее задание: обучающиеся должны самостоятельно составить «толстые» вопросы по материалу параграфа. Так по теме «Человек в обществе: труд и социальная лестница» «тонкие» и «толстые» вопросы могут быть следующими:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

1. Что означает понятие «социальная лестница»?

1. Согласны ли вы, что образование влияет на переход к более высокой ступени социальной лестницы?

2. Кого можно назвать мастером?

2. Объясните, что означает выражение «Мастер — золотые руки»?

3. Что такое квалификация?

3. В чем разница между малоквалифицированным и высококвалифицированным трудом?

4. Что понимается под производительностью труда?

4. Предположите, как квалификация работника может влиять на производительность труда?

После выполнения задания суворовцы работают в парах: обмениваются тетрадями, проверяют, правильно ли сформулированы вопросы, задают их друг другу, внимательно выслушивают одноклассника, оценивают ответы. Как вариант — вопросы одноклассников оценивает группа «экспертов»-суворовцев.

Способом графической организации материала является прием «Кластер». Данный прием позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. В качестве примера представляю составление кластера по теме «Экономика и ее основные участники». Учитель выстраивает работу следующим образом:

  1. Изучение материала параграфа, новых понятий.
  2. Составление кластера по теме.
  3. Конкурс кластеров среди суворовцев.
  4. Присуждение звания «За лучший кластер»

Пример кластера «Экономика и ее основные участники»:

Прием «Синквейн» использую на стадии рефлексии.«Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как способ синтеза материала. Это творческое задание позволяет даже слабым обучающимся понять самое важное, а представление выполненных синквейнов перед одноклассниками позволяет им повысить самооценку. Приведу примеры синквейнов, которые составили обучающиеся по темам: «Экономика и ее основные участники», «Производственная деятельность человека», «Домашнее хозяйство», «Бедность и богатство»:

1. Доход

2. Фиксированный, переменный

3. Получать, увеличивать, распределять

4. Нужен для семьи

5. Прибыль

1. Прибыль

2. Огромная, обязательная

3. Приходит, радует, повышается

4. Необходима для работников и государства

5. Доходы

1. Бизнес

2. Постоянный, семейный

3. Помогает, решает, выручает

4. Бюджет — опора семьи

5. Доходы

1. Бизнес

2.Результативный, убыточный

3. Удовлетворяет, улучшает, делает

4. Бизнес проверяет человека

5. Деньги

1. Бюджет

2. Малый, большой

3. Составлять, распределять, тратить

4. Бюджет — это общие деньги

5. Кошелёк

1. Бюджет

2. Постоянный, семейный

3. Помогать, делать, размышлять

4. Бюджет — доход семьи

5. Финансы

1. Бюджет

2. Семейный, спланированный

3. Составляем, планируем, соблюдаем

4. План доходов и расходов

5.Экономика

1. Деньги

2. Нужные, важные

3. Тратят, накапливают, обменивают

4.Деньги — часть нашей жизни

5. Затраты

В заключении хотелось бы отметить, что использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания позволяет обучающимся осмысленно воспринимать информацию, активизировать познавательную деятельность, раскрыть свои творческие способности. Следует не забывать, что в центре учебного процесса стоит ученик с его индивидуальными способностями и интересами. Учитель организует его деятельность, ориентируясь на формирование и развитие критического мышления, которое предполагает не усвоение готовых знаний, а рассмотрение, исследование изучаемого явления с разных сторон, с разных позиций, самостоятельные выводы, умозаключения, но обоснованные знанием предмета, с опорой на собственный и чужой опыт [4, с. 14].

Литература:

  1. Заир — Бек С. Е. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Зыкова Т. В., Шерихова И. Е., Храмова Ю. Н. Актуальное использование технологии развития критического мышления в учебном процессе. https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnoe-ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-v-uchebnom-protsesse/viewer
  3. Образовательные технологии в реализации ФГОС: технология критического мышления. https://znanio.ru/pub/4467
  4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Академия, 2010.
  5. Приказ министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
критическое мышление
технология развития критического мышления
стадии технологии критического мышления
приемы технологии развития критического мышления

Молодой учёный