Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Методы экологического образования детей дошкольного возраста

Дошкольное образование
09.09.2018
11786
Поделиться
Библиографическое описание
Иванова, В. В. Методы экологического образования детей дошкольного возраста / В. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3536/.


Всем известно о благоприятном влиянии природы на человека. Организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В. Г. Грецова, Е. Н. Николаева, П. Г. Саморукова и др.), является основой осознанного, бережного отношения к природе. Именно так можно определить границы важнейшей в наше время проблемы экологического воспитания детей. Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. В системе непрерывного экологического образования начальное звено — это дошкольное детство. В этот период идет становление важнейших качеств человеческой личности, и закладываются основы экологической культуры. Уже с дошкольного возраста необходимо дать детям представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде.

Классическая педагогика выделяет два понятия — «методы обучения» и «методы воспитания», их теоретическое рассмотрение поможет определить и охарактеризовать методы экологического образования дошкольников.

Ведущие отечественные педагоги (И. Я. Лернер, Н. М. Скаткин, Ю. К. Бабанский и др.) рассматривают методы обучения как систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика. При этом любые методы обучения характеризуются тремя признаками: целью обучения, способом усвоения содержания, взаимодействием участников процесса.

Исследователи, как наши, так и зарубежные, отмечают общую разработанность теории методов обучения, следствием чего являются многочисленные и разные основания их классификации [3].

Ю. К. Бабанский в своей классификации выделяет три группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно — познавательной деятельности; ее стимулирования и мотивации; ее контроля и самоконтроля. Термин «учебно — познавательная деятельность» как раз и подразумевает совместную деятельность учителя и учащихся, в которой учитель совершает учебные действия, а ученики — познавательные.

По мнению С. Н. Николаевой, дошкольная педагогика еще в меньшей степени, чем школьная, исследует методы воспитания и обучения детей. С. Н. Николаева дает следующее определение педагогическому методу — это метод воздействия взрослого на детей через совместную деятельность.

В экологическом образовании единой классификации методов не существует.

В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов (наглядные, словесные, практические) Объекты и явления природы, который должен познать ребенок, требует использование разнообразных методов.

При ознакомлении детей с природой необходимо использовать все методы в комплексе, при этом правильно сочетать их между собой.

Метод экологического образования — это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Основной целью экологического воспитания детей является, научить ребенка развивать знания живой природы [1].

Основным методом в экологическом воспитании является — наглядный метод.

Наглядные методы способствуют формированию у детей четких представлений об окружающем мире, игровой и трудовой деятельности, развитию восприятия. Наглядные методы — это наблюдение, которое стимулирует интерес детей.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает следующие задачи:

  1. Формирует у детей знания о природе;
  2. Развивает интерес;
  3. Воспитывает эстетические чувства. [4]

Воспитатель использует различные виды наблюдения.

Распознающее наблюдение.

Оно используется для ознакомления с новым явлением природы. В процессе распознающего наблюдения дети учатся различать цвет, форму, величину, пространственное расположение частей.

Длительное наблюдение.

Например, можно наблюдать за ростом лука в банке с водой. В ходе этих наблюдений развивается сообразительность, наблюдательность, сравнения, учатся анализировать.

Проведение наблюдения начинается с выбора объекта. Чтобы вызвать интерес у детей, воспитатель использует стихи, малые формы фольклора, отрывки из художественных произведений.

Наглядные методы способствуют формированию у детей четких представлений об окружающем мире, игровой и трудовой деятельности, развитию восприятия.

Словесные методы. При использовании словесных методов воспитатель должен учитывать способность к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании [2].

Например: во время прогулки дети увидели муравьев, которые трудятся. «Что они делают?» — спрашивают дети. Воспитатель предлагает сначала посмотреть, а затем в процессе наблюдения рассказывает про муравьев.

— Рассказ — используется, чтобы привлечь внимание детей.

Следующая группа методов — это практические методы. К практическим методам относится: игра.

Основу классификации игр заложил Я. Ф. Лесгафт. Он раскрыл систему подвижных игр, разработал их методику.

Игра является методом при помощи, которой дети знакомятся с окружающим миром. При ознакомлении с природой, используются следующие виды дидактических игр.

Предметные — это игры с использованием разных шишек, семян, листьев и т. д.

Настольно — печатные — развивают логические мышления («Ягоды и фрукты», «Грибы», «Лото»).

Словесные игры — устные вопросы о природе детям («Когда это бывает?», «Кто летает?» и т. д.)

Творческие игры: строительные, которые способствуют познанию детьми качество и свойства предметов природы (песок, шишки, снег, глина).

Подвижные игры: дети подражают повадкам животных. («Наседка и цыплятки», Волки и овцы», «Солнышко и дождик»)

Труд. Применяется в повседневном уходе за растениями в уголке природы.

Воспитывая трудовые навыки, одновременно нужно закреплять знания о природе. Например: Перед посевом — рассмотреть семена (форму, размер, цвет).

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — важная составляющая. При этом учитывается возраст детей и суть изучаемых занятий явления или объекта природы. А самым главным является вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить и знакомится с экологической деятельностью.

Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста.

Литература:

  1. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами6 Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: ГНОМ и Д. 2003. 100с.
  2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников/ Николаева С. Н.- М.,2001.
  3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду/ Рыжова Н. А.- М.2000.
  4. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Серебрякова Т. А. — М., 2006.
  5. Суркина С. А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие Суркина С. А. — Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2011. — 103 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный