В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть использован в работе учителя-логопеда со школьниками с задержкой психического развития.
При выполнении заданий у учащихся:
— формируется зрительно-моторная координация;
— развивается память на линейный ряд;
— продолжается процесс формирования программирования и контроля деятельности.
Учитель-логопед может параллельно решать вопросы формирования лексико-грамматического строя речи у школьников с речевым недоразвитием:
— закрепление навыка словообразования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными (блок I-II);
— закрепление навыка словообразования притяжательных прилагательных, согласование прилагательных с существительными (блок III);
— закрепление в речи учащихся 3–4-х классов фразеологических оборотов и их значений (блок IV).
I . Запиши словосочетания, читая слоги в указанном порядке.
1. _____________________________________________ (гороховый суп)
ХО |
СУП |
РО |
3 |
6 |
2 | |
ГО |
ВЫЙ |
5 |
1 |
4 |
2.______________________________________________ (золотой кулон)
ЛОН |
ЛО |
4 |
6 |
2 | ||
ЗО |
ТОЙ |
КУ |
1 |
3 |
5 |
3.______________________________________________ (речная рыба)
БА |
НА |
РЕЧ |
6 |
2 |
1 | |
Я |
РЫ |
3 |
4 |
5 |
4.____________________________________________ (шёлковый халат)
КО |
ХА |
ВЫЙ |
2 |
5 |
3 | |
ШЁЛ |
ЛАТ |
1 |
6 |
4 |
5.______________________________________________ (лесные цветы)
ТЫ |
Е |
6 |
4 |
3 | ||
НЫ |
ЛЕС |
ЦВЕ |
2 |
1 |
5 |
6._____________________________________________ (резиновый мяч)
НО |
ЗИ |
3 |
2 |
5 | ||
ВЫЙ |
МЯЧ |
РЕ |
4 |
6 |
1 |
7._____________________________________________ (бородатый дед)
РО |
БО |
ТЫЙ |
2 |
1 |
4 | |
ДА |
ДЕД |
5 |
3 |
6 |
8. ____________________________________________ (кожаный диван)
НЫЙ |
ЖА |
ВАН |
3 |
2 |
6 | |
КО |
ДИ |
1 |
5 |
4 |
II . Запиши словосочетания, читая слоги в указанном порядке.
1 . _____________________________________________ (персиковый сок)
СИ |
СОК |
2 |
5 |
6 | ||
ВЫЙ |
КО |
ПЕР |
4 |
3 |
1 |
2._____________________________________________ (чайная чашка)
НА |
ЧАЙ |
2 |
1 |
4 | ||
ЧАШ |
Я |
КА |
5 |
3 |
6 |
3.____________________________________________ (ягодный компот)
НЫЙ |
КОМ |
Я |
3 |
5 |
1 | |
ПОТ |
ГОД |
6 |
4 |
2 |
4._____________________________________________ (чесночный соус)
ЧЕС |
СО |
УС |
1 |
5 |
6 | |
НЫЙ |
НОЧ |
3 |
2 |
4 |
5.______________________________________________ (зубная паста)
ТА |
ЗУБ |
4 |
6 |
1 | ||
Я |
ПАС |
НА |
3 |
5 |
2 |
6.____________________________________________ (деревянный дом)
ВЯН |
ДЕ |
3 |
5 |
1 | ||
ДОМ |
РЕ |
НЫЙ |
6 |
2 |
4 |
7.___________________________________________ (плюшевый мишка)
ШЕ |
МИШ |
ВЫЙ |
2 |
5 |
3 | |
КА |
ПЛЮ |
6 |
4 |
1 |
8._________________________________________ (баскетбольный мяч)
МЯЧ |
БАС |
БОЛЬ |
6 |
1 |
3 | |
КЕТ |
НЫЙ |
2 |
4 |
5 |
III . Запиши словосочетания, читая слоги в указанном порядке.
1.____________________________________________ (лебединый клюв)
ДИ |
ЛЕ |
КЛЮВ |
3 |
1 |
6 | |
НЫЙ |
БЕ |
5 |
4 |
2 |
2.____________________________________________ (тюленьи ласты)
ТЮ |
И |
ЛАС |
1 |
3 |
5 | |
ТЫ |
ЛЕНЬ |
6 |
4 |
2 |
3.______________________________________________ (оленьи рога)
РО |
О |
4 |
1 | |||
И |
ЛЕНЬ |
ГА |
3 |
2 |
5 |
4.______________________________________________ (беличье дупло)
ЧЬЕ |
ДУ |
4 |
3 |
5 | ||
ПЛО |
ЛИ |
БЕ |
6 |
2 |
1 |
5.______________________________________________ (львиная лапа)
ЛЬВИ |
ПА |
НА |
1 |
6 |
2 | |
Я |
ЛА |
4 |
3 |
5 |
6.______________________________________________ (лисья добыча)
ЛИ |
ДО |
3 |
1 |
1 | ||
СЬЯ |
БЫ |
ЧА |
2 |
2 |
3 |
7.______________________________________________ (барсучья нора)
ЧЬЯ |
СУ |
3 |
4 |
2 | ||
РА |
НО |
БАР |
6 |
5 |
1 |
8.____________________________________________ (волчий аппетит)
ПЕ |
ВОЛ |
5 |
3 |
1 | ||
ТИТ |
ЧИЙ |
АП |
6 |
2 |
4 |
IV . Запиши словосочетания, читая буквы в указанном порядке. Объясни значение записанного выражения, используя слова для справок.
1._________________________________________ (повесить нос)
С |
Ь |
О |
5 |
9 |
8 |
2 | ||
О |
П |
С |
И |
11 |
1 |
12 |
6 | |
В |
Е |
Т |
Н |
3 |
4 |
7 |
10 |
2.__________________________________________ (ворон считал)
В |
Н |
Л |
И |
1 |
5 |
12 |
9 | |
Т |
О |
Р |
А |
10 |
4 |
3 |
11 | |
С |
Ч |
О |
7 |
6 |
8 |
2 |
3.__________________________________________ (бить баклуши)
Ь |
Ш |
А |
И |
4 |
11 |
7 |
2 | |
И |
Л |
Б |
12 |
5 |
9 |
1 | ||
К |
Т |
Б |
У |
8 |
3 |
6 |
10 |
4.__________________________________________ (водил за нос)
З |
О |
В |
7 |
9 |
2 |
1 | ||
Д |
Н |
С |
3 |
10 |
6 |
12 | ||
А |
О |
И |
Л |
8 |
11 |
4 |
5 |
5.__________________________________________ (дело в шляпе)
Л |
Е |
Д |
7 |
3 |
12 |
1 | ||
В |
Ш |
Я |
6 |
8 |
10 |
5 | ||
Л |
П |
Е |
О |
9 |
11 |
2 |
4 |
6.__________________________________________ (кот наплакал)
А |
К |
Л |
О |
11 |
1 |
8 |
2 | |
Н |
А |
Л |
5 |
9 |
12 |
4 | ||
П |
К |
А |
Т |
7 |
10 |
6 |
3 |
Слова для справок : обманывал; очень мало; бездельничать; огорчиться; отвлекался; удачный конец дела.