В данной статье авторы показывают актуальность инклюзивной образовательной среды, которая способствует разрушению стереотипов и предрассудков в отношении людей с инвалидностью и другими особенностями развития. Инклюзия помогает создать общество, где каждый человек имеет возможность реализовать себя и внести свой вклад.
Ключевые слова: инклюзивная образовательная среда, инклюзия, особые образовательные потребности, ОВЗ, образование для всех.
Термин «особые образовательные потребности», на сегодняшний день, является одним из ключевых в сфере образования Российской Федерации. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование есть не что иное, как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [3].
Инклюзивное образование называют «образованием для всех», так как оно предполагает создание условий, в которых дети с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ) могут учиться вместе со своими сверстниками в обычной школьной среде. Это требует от педагогов, родителей и общества в целом готовности к сотрудничеству, разработке индивидуальных образовательных программ и предоставлению необходимой поддержки.
Особые образовательные потребности могут возникать по разным причинам, включая физические, интеллектуальные, сенсорные или эмоциональные нарушения, а также социальные, культурные или языковые факторы. Важно понимать, что эти потребности не являются статичными и могут меняться со временем, требуя гибкого и адаптивного подхода.
Еще в 2009 г. К. Шнайдер в своей работе об инклюзии детей с особыми образовательными потребностями, разделила контингент этих детей на три межнациональные (иногда пересекающиеся) категории в соответствии с современными научными представлениями: дети с ОВЗ (и дети-инвалиды), дети с трудностями в обучении, дети, находящиеся в неблагоприятных условиях [4].
При этом, категория детей с ОВЗ охватывает широкий спектр нарушений, включая сенсорные, интеллектуальные, двигательные и эмоционально-волевые расстройства. Важно отметить, что для каждого ребенка с ОВЗ требуется индивидуальный подход, учитывающий его уникальные потребности и возможности. Разработка адаптированных образовательных программ и создание доступной среды — ключевые факторы успешной инклюзии.
Дети с трудностями в обучении, в свою очередь, сталкиваются с проблемами в освоении определенных учебных дисциплин, таких как чтение, письмо или математика. Эти трудности могут быть связаны с различными причинами, включая дислексию, дисграфию и дискалькулию. Ранняя диагностика и своевременная коррекция — залог успешной адаптации этих детей в образовательном процессе.
Наконец, дети, находящиеся в неблагоприятных условиях, могут испытывать трудности в обучении из-за социально-экономических факторов, таких как бедность, неблагополучная семейная обстановка или культурные различия. Поддержка таких детей требует комплексного подхода, включающего социальную помощь, психологическую поддержку и создание благоприятной образовательной среды, учитывающей их культурные особенности. Инклюзивное образование должно быть направлено на преодоление этих барьеров и обеспечение равных возможностей для всех детей, независимо от их происхождения и обстоятельств.
Несмотря на то, что особые образовательные потребности у детей с различными нарушениями разные, Е. Л. Гончарова и О. И. Кукушкина для детей с ОВЗ выделили общие:
— потребность в совпадении начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка;
— потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка;
— потребность в использовании специфических средств обучения, более дифференцированном, «пошаговом» обучении, чем этого требует обучение нормально развивающегося ребенка;
— потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды;
— потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;
— потребность в пролонгированности процесса обучения и выходе за рамки школьного возраста;
— потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей во включении родителей ребенка с ОВЗ в процесс его образования [2].
В 2024 году на базе 55 школ России был запущен пилотный проект модели инклюзивной школы — обучение и воспитание всех, в том числе следующих категорий обучающихся:
- обучающихся с ОВЗ;
- обучающихся с девиантным поведением;
- обучающихся из числа детей-сирот со специальным психолого-педагогическим подходом к организации их обучения;
- обучающихся, испытывающих трудности в освоении содержания образования, но не имеющих статуса ОВЗ;
- одаренных обучающихся.
Создав условия для инклюзивной образовательной среды, где каждый ребенок, независимо от своих особенностей и потребностей, имеет возможность реализовать свой потенциал, чувствовать себя частью коллектива и вносить свой вклад в развитие общества, мы фундаментально трансформируем образовательную систему и шире — общественное сознание.
Инклюзия — это не только право, закрепленное в международных конвенциях и национальных законах, но и моральный императив, требующий от нас активных действий. Это вызов, который требует переосмысления традиционных подходов к образованию, разработки инновационных методик и, самое главное, изменения отношения к детям с особыми потребностями.
Успешная реализация инклюзивного образования требует совместных усилий государства, образовательных учреждений, педагогов, родителей и всего общества. Необходимо создание поддерживающей среды, где каждый ребенок чувствует себя ценным и нужным. Инвестиции в инклюзивное образование — это инвестиции в будущее, в создание более справедливого, толерантного и процветающего общества.
Литература:
- Алехина С. В. Философские и методологические основы инклюзивного образования: учебно-методическое пособие / С. В. Алехина, А. Ю. Шеманов. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 197 с.
- Гончарова Е. Л. Ребенок с особыми образовательными потребностями / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. 5. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-1/reabilitacija-sredstvami-obrazovanija-osobye-obrazovatelnye
- Организация психологической поддержки обучающихся в инклюзивной образовательной среде: методические рекомендации для педагогов-психологов / авт. колл.: С. В. Алехина [и др.]. — М.: МГППУ, 2024. ‒ 9–17с. https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2024/12/posl.-MR-dlya-pedagogov-psihologov-ot-19.12.2024.docx_removed.pdf
- Шнайдер К. Равенства недостаточно? Современные проблемы инклюзивного образования глазами детей // Международный образовательный журнал. 2009. Том 1. № 1. URL: http://macrothink.org/journal/ index.php/ije/article/viewFile/101/47
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 01.07.2020);
- Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2022).