Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

История возникновения технологии портфолио

Образование взрослых и самообразование
04.07.2025
8
Поделиться
Библиографическое описание
Шаханова, А. К. История возникновения технологии портфолио / А. К. Шаханова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 7 (59). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/297/10293/.


В современном образовательном процессе активно используется портфолио, которое определяется как средство и технология, отражающие достижения в учебной, научной и творческой самореализации. Содержание и структура портфолио определяются спецификой учреждения образования, актуальными требованиями на рынке труда. В статье прослеживается эволюция технологии портфолио от эпохи Возрождения до наших дней, рассматриваются инструменты для создания эффективного портфолио.

Ключевые слова: портфолио, технология, история.

Портфолио — это своеобразная визитная карточка, цель которой — наглядно продемонстрировать приобретенные навыки, достижения, творческие и иные заслуги. Этимология термина «портфолио» имеет давнюю историю. Так, слово portfolio происходит от итальянского слова portafoglio [5]. В Италии так называли футляр или папку для переноски ценных бумаг и писем. Основа porta в переводе обозначает «переносить», а folio в переводе звучит как «отдельный лист бумаги». Художники и архитекторы эпохи Возрождения предъявляли своим потенциальным заказчикам эскизы в папке, которую они называли «портфолио». Документы, представленные в папке, позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах того или иного мастера. Например, в 1440 году в Монтепульчано (Италия) архитектор Микелоццо ди Бартоломео представил портфолио проекта новой больницы на утверждение городским властям [2]. Знаменитые тетради Леонардо да Винчи, связанные вместе после его смерти, являются интересным примером исторической коллекции портфолио. В XVIII–XIX вв. такие портфолио стали довольно распространенным явлением, особенно в контексте искусства. Это прослеживается как в письменных, так и в визуальных источниках того периода.

Со временем значение слова «портфолио» изменилось и стало использоваться в других сферах, таких как финансы, политика и образование. В следующем разделе статьи рассмотрим, как идея портфолио перешла из мира искусства в мир образования.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в 1970–80 гг. в США. Исследователь Орна Фаррелл называет несколько факторов, которые способствовали внедрению портфолио в сферу высшего образования США: отход от стандартизированного тестирования, инновационные исследования в области теории обучения [7]. Изначально концепция портфолио опиралась на рефлексивное обучение Д. Дьюи и рефлексивные практики Д. Шона, теорию трансформационного обучения Д. Мезирова, экспериментальное обучение Д. Колба (цикл Колба), теорию метапознания Д. Флавелла и теорию ситуационного обучения Ж. Лаве.

В 1970-х гг. в Великобритании оценка портфолио была введена для замены обязательного письменного компонента экзамена, выполняемого для получения сертификата об образовании. Положительный опыт использования портфолио в США и Великобритании на всех ступенях образования способствовал молниеносному распространению данной технологии по всей Европе. В Австралии и Финляндии с технологией портфолио познакомились в 1995 г., в Ирландию она пришла в 1998 г., в Норвегию — в 2004 г. Перед «портфолио-бумом» не устояла и российская система образования. Идея портфолио вошла в поле дискурса российских ученых в 1990-х гг.

В 1989 г. преподаватель Д. Кэмпбелл рассказала о своем опыте использования электронных портфолио в начальной школе в Вайоминге с целью создания своеобразного банка данных о целостном развитии учащихся [4]. Одним из пионеров в использовании электронных портфолио в высшем образовании стала Хелен Барретт. В статье 1994 г. Technology-Supported Assessment Portfolios она говорит о том, что видит в электронном портфолио альтернативу привычной системе оценок. Она представляла себе портфолио в виде некоторой базы, которая могла бы позволить «учителям, студентам и их родителям… [иметь] немедленный доступ к студенческим работам, выполненным в определенный период обучения» [1]. В своей работе Х. Барретт предлагает довольно интересную классификацию видов студенческих портфолио. Автор выделяет рабочее и формальное портфолио. Разберемся, в чем же ключевые различия двух вышеназванных видов. Рабочее портфолио, по мнению Х. Барретт, предназначено для демонстрации текущего прогресса студента, а формальное портфолио представляет собой выборку лучших работ за год. В 1998 г. Хелен Барретт настраивает автоматизированную рассылку материалов об электронных портфолио для сообщества педагогов с целью обмена идеями, практическим опытом использования.

Очевидным свидетельством того, что технология электронного портфолио нашла своих приверженцев в среде американского высшего образования, стал специальный выпуск журнала Computers and Composition об электронных портфолио (1996 г.). Специальный выпуск был уникален тем, что многие из затронутых тем, такие как цифровая грамотность, авторское право студентов, а также идея о том, что электронное портфолио является чем-то одновременно личным и публичным, все еще находятся в поле дискурса современных ученых [4].

На современном этапе электронному портфолио уделяют большое внимание в зарубежной образовательной среде. Так, в европейских странах распространение получил документ «Европейский языковой портфель» (European Language Portfolio) [3]. Его целью выступает мотивация студентов ответственно относиться к своим успехам, ценить собственную индивидуальность, отслеживать прогресс в образовании. США по-прежнему остаются лидером по использованию электронного портфолио преимущественно в целях трудоустройства.

В следующей части статьи исследуем, при помощи каких инструментов создавались первые электронные портфолио, и рассмотрим современные инструменты для создания эффективного электронного портфолио.

Первые электронные портфолио, изначально представлявшие собой цифровую версию бумажного портфолио, были созданы с использованием компьютера Apple II и программного обеспечения Storyspace в 1980-х гг. В 2000-х гг. для работы с электронным портфолио стали использовать сетевые возможности Web 2.0, а в 2005 г. появились локальные платформы, такие как Denver University Portfolio Community.

Сегодня существуют самые разные варианты создания электронного портфолио. Например, можно использовать специальные компьютерные программы-конструкторы, которые предлагают уже готовые шаблоны (The Teacher’s Portfolio, Scholastic Electronic Portfolio, The Portfolio Builder for PowerPoint). При этом более опытные пользователи предпочитают создавать собственную модель портфолио, используя мультимедийные программы Microsoft FrontPage, Macromedia Dreamweaver [6].

Создавать электронное портфолио всегда довольно трудно из-за большого количества материалов и их разнообразия. В этой связи не стоит забывать и о тех уникальных возможностях, которые предоставляют нам современные нейросети. Современные нейросети способны анализировать и структурировать большие объемы информации, что помогает быстро и эффективно отобрать наиболее значимые работы для включения в портфолио. Это особенно важно для людей творческих профессий, у которых может накопиться огромное количество проектов и работ. В дополнение к сказанному выше следует отметить, что с помощью алгоритмов машинного обучения нейросеть с легкостью подберет оптимальную компоновку изображений и текстов. Самые популярные и функциональные нейросети для создания портфолио: Zaochnik GPT, Chat GPT, платформа Jasper AI, Adobe Sensei и Craftum AI.

В заключение стоит отметить, что использование электронного портфолио в современной образовательной среде способствует формированию рефлексивных навыков, позволяет объективно оценивать достижения и прогресс, стимулирует самостоятельность и ответственность за собственное образование.

Литература:

  1. Барретт, Х. Оценка портфолио с использованием технологий / Х. Барретт — Текст: электронный // URL: https://electronicportfolios.org (дата обращения: 02.07.2025).
  2. Голдтуэйт, О. Здания Флоренции эпохи Возрождения / О. Голдтуэйт. — Лондон : Издательство университета Джонса Хопкинса, 1980.
  3. Иванцова, Н. А. Европейский языковой портфель как средство становления субъектной позиции студента неязыкового вуза / Н. А. Иванцова. — Текст: непосредственный // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2010. — № 4. — С. 247–251.
  4. Кэмпбелл, Дж. Электронное портфолио: пятилетняя история / Дж. Кэмпбелл. — Текст: непосредственный // Computers and Composition. — 1996. — № 13. — С. 184–195.
  5. Портфолио. — Текст: электронный // Оксфордский словарь английского языка: [сайт]. — URL: https://www.oed.com/ (дата обращения: 02.07.2025).
  6. Склюев, В. E-Portfolio, или Портфель достижений педагога / В. Склюев. — Текст: непосредственный // Учительская газета. — 2008. — № 11.
  7. Фаррелл, О. От портфолио к е-портфолио. Эволюция портфолио в высшем образовании / О. Фаррелл. — Текст: непосредственный // Журнал интерактивного медиобразования. — 2020. — № 1.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
портфолио
технология
история

Молодой учёный