В статье анализируются представления ученых о понятии «инновация». Дается систематический анализ инноваций в хореографии, описываются закономерности развития нововведений и условия для их результативного применения.
Ключевые слова: инновации, инновации в сфере хореографии, инновационная деятельность, учреждения дополнительного образования, хореографический коллектив.
Эффективный образовательный процесс, стоящий на крепком теоретическом, методическом и правильно выстроенном практическом фундаменте, всегда является основой для успешной реализации социальных требований, выдвинутых государством к подготовке активных, компетентных, нацеленных на созидательную деятельность членов общества. Успешная, в социальном смысле этого слова, личность на современном этапе востребована в различных сферах. Люди, готовые к преобразованиям, понимающие важность повышения уровня своего профессионального мастерства, ищущие новые пути для своего развития, объективно оценивающие действительность и направляющие свою созидательную силу на улучшение социального развития общества, всегда являются опорой государства, понимают свою роль в жизни социума и смысл своей жизни.
Являясь участниками качественно новых социальных преобразований, представители социума с высоким уровнем адаптации к происходящим общественным и экономическим процессам, способны к инновационному индивидуальному мышлению, способствующему более высокому уровню их компетентности в основной деятельности и, как следствие, к активной жизнеутверждающей позиции.
Следовательно, современный этап развития образования — это уход от стандартного понимания своих целей и функций, это пересмотр внутренних составляющих процесса в соответствии с имеющимися объективными и субъективными преобразованиями социальной действительности, это новое понимание инноваций в образовательном процессе и их роли в социализации личности.
Под инновациями, понятие которых впервые появилось в XIX веке, в широком смысле этого слова, понимаются итоги научных исследований, результаты внедрения нового средства, направленного на улучшение, совершенствование или преобразование конкретной деятельности в различных сферах жизни общества. Исследователи, занимающиеся изучением проблем инновационной деятельности, определяя сущность инновации, обращают внимание на различные аспекты этого феномена. Следует заметить, что подходы к определению понятия инновации у представителей западного и российского научного мира отличаются. Если многие российские ученые вкладывают в понятие инновации результат нововведения, то зарубежные ученые видят в определении инновации, прежде всего, процесс по достижению чего-то нового.
Так, например, А. И. Пригожин определяет инновацию как целенаправленное изменение среды внедрения, которое вносит в нее новые элементы. Эти элементы являются предметом нововведения и по своему характеру могут быть как материальными, так и социальными [4,с.28]. А. И. Пригожин рассматривает инновацию как значительное или существенное изменение, а сам процесс нововведения как качественное преобразование состояния системы, в которую вносится нечто новое [4,с.16–17].
Н. Н. Молчанов определяет инновацию как результативный научный труд, который имеет общественно полезное значение [3], а В. Р. Веснин инновации связывает с изменениями, которые происходят в связи внедрением нового. [1].
С точки зрения конечного результата от внедрения нового инновации рассматриваются Р. А. Фатхутдиновым. Он акцентирует внимание на всем разнообразии сфер жизнедеятельности человека, где могут происходить изменения и преобразования [7]. Представитель зарубежного ученого мира Г.Менш рассматривает инновации как результат создания новых технологий на основе научных открытий.
Ш.Дертинг, описывает инновации с двух сторон. С одной стороны, он видит в них процесс по созданию только нового, а с другой стороны, характеризует их как положительный результат от внедрения [8].
Таким образом, мы делаем вывод, что под инновациями в широком смысле этого слова, может пониматься конкретная деятельность или ее результат, а также полный цикл введения нового или его финал.
На сегодняшний день в нашей стране изменилось понимание роли образования в обществе, изменилась национальная политика и приоритетные задачи в образовании. В связи с этим вышли на первый план значительные инновационные преобразования, имеющие поступательное развитие и требующие постоянного научного осмысления. Мы видим модернизацию образования, кардинальное решение многих проблем, расширение научных исследований и апробацию целого комплекса инновационных образовательных технологий по целому ряду направлений.
Инновации в образовании на данном этапе развития общества несут с собой существенные изменения, имеющие своей целью введение новых идей, открытий, элементов, вызывающих обновление образовательного процесса в целом или отдельной его части. И как следствие, инновационные технологии, являющиеся одной из форм нововведений в образовательном процессе, становятся воплощением нового научного знания в специально разработанной схеме, действие которой направлено на совершенствование образовательной деятельности.
Наблюдается потребность в технологиях, ориентированных не только на эффективное получение знаний. Широко востребованы инновационные технологии, имеющие ярко выраженную социальную направленность, а так же отвечающие индивидуальным потребностям молодого поколения и запускающие механизмы саморазвития личности, обеспечивая ее социальное становление.
Практика введения инновационных технологий популярна в различных сферах образования. В настоящее время учреждения дополнительного образования встали в один ряд по ведению инновационной работы с общеобразовательными учреждениями. Пройдя частичное реформирование в последние годы, и испытав сложности различных исторических периодов, учреждения дополнительного образования сохранили статус социального института, ведущая деятельность которого направлена на обеспечение полноценного процесса воспитания и развития личности. Особенностью данных учреждений является их способность выступать единым объединяющим фактором инновационных образовательных процессов и процессов усвоения социальных ценностей и опыта молодежью.
По данным нашего исследования на сегодняшний день общественно привлекательными, современными и популярными среди молодежи в рамках учреждения дополнительного образования остаются хореографические коллективы — представители художественно-эстетического направления. Они являются своеобразным центром, предоставляющим возможности для творческого действия педагогов и воспитанников, апробации новых образовательных технологий с целью повышения эффективности образовательного и воспитательного процессов, а также для самосовершенствования подрастающего поколения [2, с.58]. При таком подходе к пониманию назначения хореографического коллектива выделяется его важная роль в инновационном образовательном процессе и в эстетическом, психологическом и физическом становлении его участников.
На сегодня инновации в сфере хореографии уже не являются чем-то новым и необычным, они органично вписались в современное искусство. В связи с этим учебный процесс по обучению хореографии вышел на новый уровень актуальности вопроса о новизне хореографической школы, о ее ключевых моментах дальнейшего развития, об эволюции хореографических инноваций и их тесной связи с личностью тех, кто их создает.
Согласно систематике инноваций, инновационные технологии в хореографии (А. В. Хуторской):
‒ являютсяструктурным элементом образовательной системы,
‒ ориентированы на становление личности и развитие ее способностей, а также на повышение эффективности учебной деятельности обучающихся,
‒ применимы в учебном процессе по конкретной образовательной дисциплине,
‒ эффективны при коллективном, групповом и индивидуальном обучении,
‒ являются средством, обеспечивающим обновление педагогического процесса,
‒ могут носить различный характер от планового, случайного до систематического и периодического,
‒ служат методическим обеспечением образовательного процесса для конкретного педагога или группы педагогов — единомышленников,
‒ могут быть применены в любых учреждениях образования,
‒ носят, как правило, локальный характер, но при соблюдении определенных условий, более широко распространяются,
‒ способствуют либо корректирующим, либо модифицирующим преобразованиям.
Иными словами, инновационные технологии в хореографии могут быть специально разработаны для изучения определенного предмета или их совокупности, апробированы в рамках конкретного творческого или образовательного проекта, или быть случайными в процессе педагогической деятельности.
Разработка инновационных технологий в хореографии — это ответ на многие вопросы, возникающие в процессе поиска методов стимулирования и поддержки постоянного интереса обучающихся к творческому познанию.
Необходимость введения инновационных технологий в области хореографии обусловлена, как правило:
‒ объективной оценкой образовательного процесса,
‒ сравнительным анализом публичных выступлений конкретного коллектива с другими участниками массовых мероприятий,
‒ изменением конъюнктуры концертной сферы города или другого населенного пункта,
‒ пониманием педагогом потребностей молодого поколения,
‒ анализом результатов анкетирования воспитанников и их родителей.
Также на необходимость перемен оказывают влияние объективные факторы, сложившиеся в образовательном учреждении, (например, созданы условия для инновационной деятельности и для апробации опытно-экспериментальной работы) и субъективные факторы (педагоги, готовые к работе, педагоги-единомышленники).
Инновационные технологии в хореографии по классификации А. М. Саранова относятся к научно-методическому уровню, который включает в себя разработку методического обеспечения образовательного процесса и его дальнейшую апробацию [5, с.226–234].
Следует заметить, что инновационные технологии в хореографии характерны, в основном, для современных ее направлений. Классическое образование неохотно допускает введение нового в образовательный процесс, устоявшийся годами. Да и по количественному охвату молодежи специализированные учреждения значительно уступают центрам дополнительного образования по вполне понятным причинам. Узкая специализация в хореографическом искусстве и массовое хореографическое творчество — это две противоположности по многим позициям, но все-таки связанные одним целым под названием «танец». (С. В. Акишев, Н. А. Евстратова, Е. Н. Михайлова).
Инновационные технологии, как и любое нововведение в хореографии, имеют свои закономерности в развитии. Первоначальный этап заключается в понимании педагогом необходимости совершенствований или изменений в образовательном процессе, проходящем по конкретной программе, и принятии решения о внедрении комплекса инновационных технологий в обучение. Затем следует теоретическое обоснование самой инновации и необходимости ее внедрения на основе имеющихся психолого-педагогических теорий, и создание методологической базы, обеспечивающей данный инновационный процесс. Третий этап заключается в решении целого ряда организационных вопросов, связанных с началом введения инновационных технологий в процесс обучения. На смену третьему этапу приходит четвертый этап, заключающийся в анализе результатов проведенной работы, необходимой корректировке и в доведении процесса введения инновации до стабильного результата. При успешной реализации всего вышеописанного наступает стадия внедрения инновационной технологии или целого комплекса технологий в образовательный процесс конкретного направления или дисциплины [6, с.66–72].
Разработка и внедрение новых технологий — это активный инновационный процесс в хореографии, активизирующий личностный потенциал участников процесса, способствующий развитию их индивидуальности и оптимизации введения различных инновационных комплексов в образовательный процесс.
Инновационные технологии в хореографии разрабатываются на фоне:
‒ возросших потребностей в обновлении технологического аппарата обучения,
‒ установки на социально ориентированные программы, учитывающие потребности личности и интересы социальных групп,
‒ интенсивного развития инновационных процессов в образовании,
‒ осознания потребности молодежи в приобретении социальных знаний и умений,
‒ понижения интереса к культурному наследию общества у молодежи.
Тем не менее, постоянно идет накопление опыта у педагогов, поиск новых форм связи традиционных и инновационных методов обучения, понимание преемственности в образовании, рождение нового качества образования, формирование современного взгляда на инновации и, как следствие, создание условий для сознательного, целенаправленного и востребованного временем инновационного процесса.
Инновационные технологии в хореографии относятся к нововведениям, объединяющим теоретическое и практическое знание. Их введение результативно при соблюдении следующих условий:
‒ готовности потенциальных потребителей (в данном случае, обучающихся) к введению нового в образовательный процесс,
‒ готовности педагога или группы педагогов вести инновационную деятельность,
‒ готовности администрации учреждения поддержать инновационную работу всеми имеющимися в своем распоряжении ресурсами (методическими, организационными, материально — финансовыми),
‒ осознании всеми участниками инновационного процесса важности введения новшеств в условиях возрастающей зависимости степени социальной адаптации личности от результатов образовательного процесса,
‒ новизна предлагаемых нововведений очевидна и может быть широко востребована.
Говоря о введении в курс хореографии инновационных технологий обучения, следует отметить и факторы, не способствующие эффективности данного процесса. Среди них:
‒ высокая загруженность педагогов повседневной текучкой,
‒ отсутствие поддержки среди коллег,
‒ ограничения со стороны администрации,
‒ отсутствие стимулирующей составляющей инновационного процесса,
‒ личная психологическая неуверенность в себе педагога.
На сегодняшний день инновационные технологии в хореографии отличаются по своей конструкции и механизмам воздействия, но уверенно занимают свое место в образовательном пространстве, отражая всю его многогранность. Несмотря на то, что степень распространения инновационных технологий различна, они вносят свой вклад в продуктивное преобразование всего образовательного процесса и обеспечивают его новыми востребованными методическими разработками.
Наши наблюдения показали, что инновационные технологии в хореографии могут быть очень разнообразны, отличаться большой специфичностью, направленностью и масштабностью действия. Если говорить о технологиях, направленных не только на совершенствование техники исполнительского мастерства, то следует отметить, своевременное появление инновационных технологий в качестве отражения современных требований к образованию.
Таким образом, мы можем констатировать, что инновационные технологии, становясь социально актуальным механизмом, являются эффективной формой реализации поставленных педагогических задач.
Литература:
- Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. / В. Р. Веснин. — 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 504 с.
- Десятов, В. И. Связь с общественностью в управлении социокультурными проектами в контексте антропологического подхода / В. И. Десятов, Г. В. Оленина. — Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. — 266 с.
- Молчанов, И. Н. Национальный проект «Образование» как инновационный этап развития российской высшей школы (глава 15). В книге: «Человеческий капитал и образование» / И. Н. Молчанов; под. ред. Е. Н. Жильцова, В. Н. Черковца, Р. Т. Зяблюк. — М. Издательство ТЕИС, Экономический факультет МГУ, 2009–324 с.
- Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия: социальные проблемы инноватики / А. И. Пригожин. — Москва: Политиздат, 1989. — 271 с.
- Саранов, А. М. Функции методологии педагогики в инновационном поиске развивающейся школы / Методологические и мировоззренческие основы научно-исследовательской деятельности: Сб. науч. тр. — Волгоград: Перемена, 1998. — С. 226–234.
- Сластёнин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность./ — В. А. Сластёнин, Л. С. Подымова. — М., 1997. — С. 66–72.
- Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. / Р. А. Фатхутдинов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2002.
- Эндрю, Д. П. Возврат на инновации: практ. рук. по управлению инновациями в бизнесе / Д. П. Эндрю, Г. Л. Сиркин. — Минск: Гревцов Паблишер, 2008. 304 с.