Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Международное сотрудничество и правовые механизмы защиты авторских и смежных прав на музыкальные произведения

Научный руководитель
Международное право
29.06.2025
3
Поделиться
Библиографическое описание
Гринюк, Л. А. Международное сотрудничество и правовые механизмы защиты авторских и смежных прав на музыкальные произведения / Л. А. Гринюк. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 7 (49). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/298/10280/.


В статье рассматривается развитие авторского права в Великобритании, Франции, США и Китае, с акцентом на защиту музыкальных произведений и вызовы цифровой эпохи. Анализируются международные соглашения и автором подчеркивается необходимость гармонизации национального и международного законодательства.

Ключевые слова: авторское право, музыкальные произведения, международные договоры, цифровая эпоха, интеллектуальная собственность.

Законодательное оформление авторских прав берет свои истоки в Англии, где первым правовым актом, регулирующим эту сферу, стал Статут королевы Анны, принятый в 1710 году. Этот правовой акт ознаменовал важный этап в развитии авторского права, установив для авторов исключительное право на издание их произведений. Авторы имели возможность передавать это право издателям, однако, по прошествии 14 лет, получали его обратно. Именно тогда в юридический словарь вошло понятие «копирайт», обозначавшее охрану опубликованных работ от несанкционированного тиражирования. Подчеркивается, что Статут королевы Анны в большей степени защищал интересы авторов, а не издательств, что послужило стимулом для развития новой отрасли права. Современное регулирование авторского права в Великобритании осуществляется на основе закона 1988 г. «Об авторском праве, промышленных образцах и патентах», положения которого раскрываются и детализируются через прецеденты.

Франция, вдохновленная английским примером и под влиянием буржуазной революции 1789 г., также приступила к созданию собственного законодательства в области авторского права. Первым важным шагом стал Декрет «О праве публичного представления произведения», принятый в июле 1791 г. Он заложил основу для защиты прав драматургов, предоставив им исключительное право на публичное представление их пьес в течение жизни, с последующей передачей этого права наследникам на 5 лет. Дальнейшим шагом стало принятие в июле 1793 г. Декрета «О праве на воспроизведение», который значительно расширил сферу защиты авторских прав. Этот правовой акт признал за авторами письменных произведений, композиторами и художниками исключительное право на коммерческое использование своих работ, включая продажу, распространение и передачу прав собственности. Кроме того, он увеличил срок перехода прав к наследникам до 10 лет. Стоит отметить, что droit d’ateur также переводится как авторское право, но это понятие отличается от копирайта тем, что больше направлено на моральные права автора, а не на имущественные. В целом, эти декреты ознаменовали значительный прогресс в развитии авторского права во Франции, существенно расширив перечень охраняемых объектов, включив рукописи, музыкальные произведения, гравюры и графику.

Одновременно с Европой, авторское право активно развивалось и в Соединенных Штатах Америки (США). В январе 1783 г. Генеральная ассамблея штата Коннектикут приняла Закон «О поддержке развития литературного творчества и поощрении авторов произведений», который предусматривал законодательную защиту авторского права не только авторов данного штата, но и авторов других штатов в случае принятия этими штатами аналогичного закона. Из-за отсутствия единого федерального закона об авторском праве в США, долгое время авторы могли защищать свои права, обращаясь в Конгресс конкретного штата с просьбой об издании специального закона. Однако необходимость в едином законе, регулирующем отношения между авторами, издателями и потребителями по всей стране, была очевидна. Такой закон, известный как Федеральный закон «О поддержке образования путем предоставления авторам и собственникам охраны копий карт, чертежей и книг в течение разумного срока», был принят в 1790 году. Он предоставлял правовую охрану как опубликованным, так и неопубликованным произведениям и устанавливал срок действия защиты в 14 лет. Интересно отметить, что этот закон не пользовался особой популярностью среди авторов: между 1790 и 1800 годами в США было издано более 15 000 работ, но только 779 из них были зарегистрированы [12, с. 54].

До XX века музыкальные произведения не считались самостоятельным объектом авторского права и были включены в более общую категорию — «художественные произведения». К примеру, в США законодательный акт, расширивший круг объектов авторских прав, где музыкальные произведения получили правовую охрану, вступил в силу только в 1909 году [10, с. 16].

Развитие авторского права в США продолжалось в течение XIX и XX веков. Важным этапом стало подписание президентом Эндрю Джексоном 3 января 1831 года Закона «О внесении изменений и дополнений в закон об авторском праве 1790 г»., который впервые предоставил композиторам авторские права на их произведения. Закон запрещал несанкционированное перепечатывание и продажу нот. Значительные изменения произошли в 1909 году, когда вступил в силу новый Федеральный закон, значительно расширивший круг объектов, подлежащих авторской охране. Теперь, помимо литературных, авторским правом защищались музыкальные, музыкально-драматические и другие произведения. Этот закон закрепил за правообладателями возможность первого публичного исполнения своего произведения, после чего любое лицо, получившее лицензию, могло исполнять его, выплачивая роялти в размере 2 центов за каждое исполнение. Расширение перечня объектов авторского права было необходимо для регистрации и получения правовой защиты, однако не влияло на объем прав, уже осуществлявшихся авторами [11, с. 49]. Дальнейшее развитие законодательства привело к принятию 15 октября 1971 г. Закона «О внесении изменений и дополнений в закон об авторском праве 1909 г»., который включил в перечень объектов авторского права звукозаписи — записи голоса, звуков природы и любых других звуков. Кульминацией этого процесса стало принятие в 1976 году Закона США «Об авторском праве», который действует и в настоящее время.

Каждая страна, реализую свой суверенитет, устанавливает и внедряет особенности правовой охраны авторских прав, руководствуясь национальными интересами и политическими приоритетами. Таким образом, нормы и законы, действующие в этой сфере, приобретают национальные особенности, характерные для каждой конкретной страны, при этом сохраняя международные основы защиты авторских и смежных прав.

Защита авторских прав на музыкальные произведения в Великобритании обеспечивается Законом «Об авторском праве, промышленных образцах и патентах», принятым в 1988 году. Статья 32 этого закона устанавливает, что копирование музыки возможно только при условии наличия лицензии на использование соответствующих произведений. За незаконное использование, воспроизведение и распространение музыкальной продукции предусмотрена ответственность в виде штрафа или тюремного заключения на срок от шести месяцев до года (ст. 198). Согласно статье 97А, британский суд может наложить арест на интернет-сервис или провайдера, либо заблокировать его, если будет доказано, что сервис был уведомлен о нарушении авторских прав на его платформе и не принял необходимых мер для устранения нарушения [12].

Подобный подход к регулированию авторских прав в цифровой среде можно увидеть и в США, где 28 октября 1998 г. был принят Федеральный закон «Об авторском праве в цифровую эру». Этот ключевой законодательный акт определяет более строгую ответственность за использование интернет-ресурсов для совершения действий, нарушающих авторские права [10].

Защита авторских прав на музыкальные произведения во Франции базируется на приоритете личных неимущественных прав автора. Основным законом, регулирующим эту сферу, является Закон «Об авторском праве и смежных правах в информационном обществе» от 2006 г. Нарушение авторских прав, согласно статьям 335–2 и 335–4 этого закона, влечет за собой штраф до 300 000 евро или лишение свободы на срок до трех лет. Французское законодательство примечательно тем, что обеспечивает защиту объектам, размещенным в интернете, наравне с остальными и не делает различий между нарушением французского и иностранного законодательства в сфере авторского права, если правонарушение произошло во Франции [9, с. 12].

Законодательство Китайской Народной Республики (КНР) в области авторского права представляет собой сложную и противоречивую систему, отражающую баланс между экономическими интересами, политическим контролем и международными обязательствами. Одной из особенностей является предоставление иностранным авторам более широких прав по сравнению с китайскими авторами, что можно объяснить стремлением привлечь иностранные инвестиции и технологии. Обязательная регистрация объектов авторского права является еще одним отличительным элементом китайской системы. «Закон об авторском праве КНР», принятый в 1990 году, служит основой для регулирования этой сферы. Однако, ответственность за нарушения авторских прав на музыкальные произведения в интернете возлагается не только на нарушителя, но и на интернет-провайдера, что является инструментом цензуры и контроля за информацией. Требование к провайдерам выполнять указания «вышестоящих органов» и блокировать контент, противоречит международным нормам, в частности статье 8 Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Этот конфликт между национальными законами и международными соглашениями подчеркивает сложность интеграции Китая в глобальную систему защиты интеллектуальной собственности.

Ограничиться национальным законодательством в регулировании отношений, связанных с распространением нематериальных объектов в киберпространстве, невозможно, поскольку этот процесс не имеет пространственных и персональных границ. Сами же объекты авторских прав имеют четкие границы, так как требуют объективного выражения, закрепленного нормами права. Именно поэтому для эффективной защиты авторских прав необходима международная кооперация. На протяжении веков государства заключали множество конвенций и соглашений, которые стали основой для национальных законодательств большинства стран.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, принятая в 1886 году, стала первым значимым международным соглашением в области авторского права [3]. Эта конвенция оказала определяющее влияние на развитие законодательства об авторском праве во многих странах, аккумулировав передовой опыт различных государств и объединив его в едином нормативно-правовом акте. К 2010 году Бернская конвенция объединяла 164 государства, что свидетельствует о ее широком признании и большой значимости.

В Женеве 6 сентября 1952 г. была заключена Всемирная конвенция об авторском праве, часто называемая Женевской конвенцией. Ее ключевой задачей было вовлечение в международную систему охраны авторских прав максимально широкого круга государств, что обусловило сравнительно невысокий уровень защиты объектов авторского права, предусмотренный этим соглашением. Таким образом, Женевская конвенция была ориентирована на страны, которые не были готовы к более строгим требованиям, стандартам и обязательствам.

Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), вступившая в силу 18 мая 1964 г., стала важным этапом в развитии системы смежных прав. Это соглашение закрепило международно-правовую защиту за объектами, производными от авторского права, и наделило субъектов смежных прав определенными имущественными правами. Значимым нововведением стало введение четких определений таких ключевых понятий, как «исполнитель», «фонограмма», «публикация», «воспроизведение», «ретрансляция» и других. В частности, под фонограммой понималась любая исключительно звуковая запись исполнения или других звуков [4]. Важную роль в охране фонограмм сыграла и Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, подписанная в Женеве 29 октября 1971 года [5]. Этот договор, направленный непосредственно на защиту прав производителей фонограмм, привлек большое количество государств, которые по различным причинам не стали участниками Римской конвенции.

Появление и стремительное развитие цифровых технологий в конце XX века оказало значительное влияние на сферу авторского права, потребовав от международного сообщества разработки новых механизмов защиты прав авторов и правообладателей в онлайн-среде. Ответом на эти вызовы стало принятие Договора по авторскому праву (ДАП) Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) [9]. ДАП, опираясь на положения Бернской конвенции, внес значительные изменения и дополнения в международную систему авторского права, отражая необходимость адаптации к новым формам создания и распространения контента. Одновременно с ДАП был принят Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ), который расширил спектр прав, предоставляемых исполнителям и производителям фонограмм, и определил содержание данных прав, что способствовало более эффективной защите интересов исполнителей и производителей фонограмм в цифровой среде [7].

Принятие ДАП и ДИФ привело к появлению некоторых трудностей с определением места этих договоров в системе, образованной на основе Бернской конвенции. В настоящее время существует две основные позиции. Первая заключается в том, что принятие этих соглашений было излишним. Необходимо продолжать опираться на положения и «дух» Бернской конвенции, хотя и допускается более широкое толкование её норм в соответствии с новыми вызовами цифровой эпохи. Вторая позиция заключается в том, что Бернская конвенция устарела, а новые условия требуют не просто принятие соответствующих договоров, но и отказ от Бернской конвенции и создание новой системы правового регулирования авторских прав в цифровой среде.

Примером нового механизма международного сотрудничества в этой сфере является система WIPO Alert, в которой Россия принимает участие с 21 сентября 2020 года. Она направлена на борьбу с нарушением авторских прав в сети Интернет путем оперативного обмена информацией и координации действий между странами-участницами. Эта платформа представляет собой механизм сотрудничества между правообладателями и посредниками (включая интернет-провайдеров, рекламные сети и платежные системы) для снижения доступности контента, нарушающего авторские права, в сети Интернет. WIPO Alert позволяет правообладателям предоставлять проверенную информацию о нелегальных сайтах, которая затем распространяется среди посредников, чтобы они могли предпринять соответствующие меры, такие как блокировка доступа к сайтам или прекращение сотрудничества с ними [8].

Задачи современной эпохи требуют, нахождения баланса между защитой прав авторов и обеспечением доступа к знаниям и культуре в цифровой среде. Авторская позиция заключается в том, что нельзя идти по пути полного отказа от Бернской конвенции, но и нельзя игнорировать вызовы цифровой эпохи. Комбинированный подход, сочетающий в себе сохранение базовых принципов, развитие новых инструментов и гармонизацию законодательства, представляется наиболее перспективным для достижения этой цели. Важно, чтобы этот процесс был открытым, прозрачным и учитывал интересы всех заинтересованных сторон. Для этого необходимо продолжать развивать законодательство, которое будет регулировать авторские права в цифровую эпоху, но одновременно нельзя отказываться от фундаментальных основ, заложенных в Бернской конвенции. Новые договоры должны создавать гармоничную правовую основу для реализации положений Бернской конвенции в условиях современного цифрового общества.

В сфере авторского права существует сложный баланс между национальными интересами государств и их международными обязательствами. Все перечисленные конвенции и соглашения направлены на достижение этого баланса, обеспечивая защиту прав авторов, исполнителей и других субъектов авторского права, а также устанавливая общие принципы международно-правовой охраны объектов авторского права.

Литература:

  1. Copyright, Designsand Patents Act 1988 — Закон «Об авторских правах, промышленных образцах и патентах». [Электронный ресурс] URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1988 (дата обращения: 08.02.2025).
  2. Digital Millennium Copyright Act 1998 — Закон «Об авторском праве в цифровую эру». [Электронный ресурс] URL: https://www.copyright.gov/legislation/dmca.pdf (дата обращения: 08.02.2025).
  3. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений // World Organization of Intellectual Property (WIPO). URL: https://www.wipo.int/treaties/ru/ip/berne/ (дата обращения: 25.02.2025).
  4. Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.). Артикль 3 // World Organization of Intellectual Property (WIPO). URL: http://www.wipo.int/treaties/ru/ip/rome/ (дата обращения: 25.02.2025).
  5. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм // World Organization of Intellectual Property (WIPO). URL: https://www.wipo.int/treaties/ru/ip/phonograms/ (дата обращения: 25.02.2025).
  6. Договор ВОИС по авторскому праву // World Organization of Intellectual Property (WIPO). URL: https://www.wipo.int/treaties/ru/ip/wct/ (дата обращения: 25.02.2025).
  7. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам // World Organization of Intellectual Property (WIPO). URL: https://www.wipo.int/treaties/ru/ip/wppt/ (дата обращения: 25.02.2025).
  8. WIPO ALERT // World Organization of Intellectual Property (WIPO). URL: https://www.wipo.int/ru/web/wipo-alert/ (дата обращения: 25.02.2025).
  9. Алисова Е. В. Актуальные проблемы защиты авторского права в сети «Интернет» // Е. В. Алисова. Современные научные исследования и инновации. М.: МФПУ «Синергия». — 2016. — № 7. — С. 12.
  10. Дадян П. Г. Музыкальное произведение как самостоятельный объект авторского права: теоретико-правовое исследование: дис. канд. юрид. наук. — М., 2015. С. 143.
  11. Понкин И. В. Краткий обзор истории развития права интеллектуальной собственности в Соединенных Штатах Америки // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2014. № 7. С. 49.
  12. Татарникова А. А. Развитие источников авторского права США: конец XVIII века — середина XX века (историко-правовое исследование): Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 137.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
авторское право
музыкальные произведения
международные договоры
цифровая эпоха
интеллектуальная собственность

Молодой учёный