Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Волонтерство: значение и возможности в подростковой жизни

Научный руководитель
Обществознание
05.05.2025
91
Поделиться
Библиографическое описание
Герасимова, Е. Н. Волонтерство: значение и возможности в подростковой жизни / Е. Н. Герасимова, И. А. Самородова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2025. — № 5 (90). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/young/archive/90/4926/.


Благодаря государственной поддержке волонтерство в современном обществе становится все более популярным. Преемственность школьного и вузовского волонтерства помогает развивать формы участия в волонтерских мероприятиях. Однако продвижению подростка нередко мешают коммуникативные барьеры в общении со взрослыми организаторами, а в большей степени, недостаточная информированность молодых людей и отсутствие опыта.

Цель — провести исследование по проблеме заинтересованности подростков темой волонтерства, создать вспомогательную памятку, содержащую все этапы вступления в ряды волонтеров.

Методы: анализ источников информации, анкетирование, группировка данных опроса, графическое предоставление информации, сравнение, анализ, разработка макета.

Результаты: выявить степень актуальности проблемы волонтерства для современного подростка; вывести понятие волонтер, волонтерская деятельность; проанализировать значение и возможности волонтерской деятельности для подростка; исследовать этапы приобщения к волонтёрской деятельности и возможные проблемы; вступить в ряды волонтеров и самостоятельно поучаствовать в волонтерских мероприятиях до конца учебного года.

Ключевые слова : волонтер, доброволец, подросток, волонтерский труд, волонтерская деятельность, личностное развитие.

Исходя из анализа источников информации по теме исследования можно сформировать следующие понятия. Волонтеры, или добровольцы (эти слова в России официально считаются синонимами) — те люди, которые по собственной воле и безвозмездно посвящают свои силы и время помощи нуждающимся [1].

В статье авторов Зубовой О. Г., Филипповой А. Г. волонтерство рассматривается как способ участия молодых людей в решении социально значимых вопросов. Возможность влиять на решение социальных проблем проявляется через выражение собственного мнения волонтером (разные варианты обратной связи), выбор формы социально полезной деятельности и степени вовлеченности [2].

Значение волонтерской деятельности для современного подростка заключается прежде всего в том, что в данная сфера может многое изменить в жизни подростка. Волонтерская деятельность развивает множество личностных качеств, помогает узнать много нового о себе, а в некоторых случаях, даже найти жизненное призвание. Формы участия в волонтерстве могут развиться до профессионализации, стать основным видом профессиональной деятельности.

Прежде всего подростки сталкиваются с проблемой осознания самих себя, своих сильных и слабых сторон, зачастую не могут определиться с тем, что им нравится и какие свои интересы они бы хотели перенести во взрослую жизнь. Волонтерство помогает понять какие именно действия приносят удовольствие и одновременно с этим помогать обществу в совершенно различных аспектах. Зачастую подросток также уже знает свои сильные стороны или сферу деятельности, которая доставляет ему удовольствие, но в силу своего возраста или нехватки времени не может устроиться на полноценную оплачиваемую работу, волонтерская деятельность является выходом из этой проблемы, так как график своей занятости каждый волонтер выбирает себе сам.

Часть подростковой жизни также занимают мысли об обучении в вузе. Абитуриентам, имеющим опыт волонтерской деятельности, начисляются дополнительные баллы при поступлении, студентам — повышенная стипендия.

Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность школьника. Это может помочь отвлечь его от рутинных дел и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями. Формирование здоровой самооценки, самоуважение, гражданская позиция — все это возможно с волонтерской деятельностью [1].

В рамках работы над темой проведен социальный опрос для оценки уровня заинтересованности подростков вопросом волонтерства. Метод — опрос по структурированной анкете. Период проведения с 1 декабря 2023 г. по 1 февраля 2024 г. В анкетировании приняли участие молодые люди в возрасте от 12 до 18 лет. Задан ряд вопросов, среди которых: занимались ли вы волонтерской деятельностью; знаете ли вы как оформить волонтерскую книжку; сталкивались ли вы с проблемами при оформлении волонтерской книжки; хотели бы вы попробовать себя в волонтерской деятельности; что вам мешает начать заниматься волонтерством, знаете ли вы о возможностях и привилегиях для волонтеров (например, дополнительные баллы к результатам ЕГЭ), пр.

Результаты опроса. Только 10 % опрошенных имеют опыт участия в волонтерских мероприятиях. Хотят попробовать себя в волонтерской деятельности 78 % респондентов, однако только около 20 % знают, как оформить волонтерскую книжку остальные не представляют с чего начать и что для этого нужно. Порядка 44 %, вступавших в ряды волонтеров, сталкивались с трудностями: недостаток информации, боязнь обращения за советом к взрослым (из числа руководителей/организаторов волонтерских мероприятий); нужно отметить также, что большинство опрошенных подростков (68 %) знают о поощрениях в виде дополнительных баллов к ЕГЭ.

Таким образом, исходя из анализа результатов анкетирования, можно сделать вывод, что большинство опрашиваемых подростков хотели бы заниматься волонтёрской деятельностью, но многие считают процесс вступления в ряды волонтеров сложным и непонятным.

В рамках исследования рассмотрены основные направления волонтерства, доступные для подростка.

Направление — социальное волонтерство.Волонтеры-подростки могут помогать детям-сиротам, людям с ограниченными возможностями, пожилым, бездомным. Участвовать в проведении мастер-классов и праздников, привозить продукты питания. Могут заниматься фандрайзингом, вести страницы в соцсетях, пополнять фото- и видеоархивы, вести переписку с одинокими людьми, пр.

Направление — культурное волонтерство, событийное волонтерство.Добровольцы-подростки могут оказывать помощь в организации культурно-массовых мероприятий, форумов, фестивалей, выставок, участвовать в реставрации объектов исторической и художественной ценности.

Направление — волонтерство в сфере формирования комфортной городской среды.

Направление — экологическое и зооволонтерство. Подростки могут участвовать в мероприятиях по охране природы и помощи животным, развитии экотуризма, мероприятиях по привлечению внимания к проблемам в этой области, пр.

Направление — волонтерство в сфере здравоохранения. Подростки могут участвовать в мероприятиях по продвижению здорового образа жизни.

Направление — волонтерство в сфере образования. Подростки могут участвовать в мероприятиях по помощи отстающим в обучении как очно, так и дистанционно, участвовать в образовательных мероприятиях.

Направление — научное волонтерство. Подростки могут оказывать помощь в организации научных мероприятий, исследований, просветительской деятельности.

Узнать об этих направлениях можно в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) «DOBRO.RU» [3].

Стать волонтером в России может подросток с 14 лет, оформив личную книжку волонтера. В нее вносят все сведения о добровольческой деятельности [4].

Кратко основные этапы по вступлению в ряды волонтеров можно представить следующим образом:

1 шаг: зарегистрироваться на сайте единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) DOBRO.RU. Для подростков Москвы подать заявку на получение личной книжки волонтера возможно через платформу Мос.ру, сайт МОСволонтер [4].

2 шаг: пройти вводный курс в волонтерство;

3 шаг: получить электронную волонтерскую книжку;

4 шаг: определится с направлением с помощью курса (шаг 2);

5 шаг: зарегистрироваться на волонтерское событие;

6 шаг: принять участие в волонтерском мероприятии.

В результате, можно сделать следующие выводы.

Проведен анализ источников информации по теме, что позволило выявить значения и возможности волонтерской деятельности для подростка.

Рассмотрены подходы к понятиям «волонтер», «волонтерская деятельность».

Проведен опрос по теме исследования, результаты которого подтвердили актуальность проблемы: большинство подростков хотели бы заниматься волонтёрской деятельностью, но при этом многие считают процесс вступления в ряды волонтеров сложным и непонятным.

Представлены актуальные для современного подростка направления волонтерской деятельности. И соответствующие информационные ресурсы.

Сформированы пошаговые этапы вступления в ряды волонтеров.

На основании проведенного исследования собран материал и разработан макет плаката с инструкцией по вступлению в ряды волонтеров. А также разработан проект мастер-класса для подростков, который планируется проводить для учеников средних и старших классов.

Перспективы результатов проекта: актуализация и развитие интереса к волонтерской деятельности среди подростков.

Литература:

  1. Волонтерская деятельность для школьников. Зачем и где участвовать? // Корпорация Российский учебник URL: https://rosuchebnik.ru/material/volonterskaya-deyatelnost-dlya-shkolnikov-zachem-i-gde-uchastvovat-/ (дата обращения: 08.02.2025).
  2. Зубова О. Г., Филиппова А. Г. Волонтерство как форма участия молодежи в общественной жизни: по материалам экспертных интервью // Социология. 2021. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-kak-forma-uchastiya-molodezhi-v-obschestvennoy-zhizni-po-materialam-ekspertnyh-intervyu (дата обращения: 08.02.2025).
  3. Крупнейшая платформа для добрых дел URL: https://dobro.ru/ (дата обращения: 08.02.2025).
  4. Стать волонтером // МОСволонтер URL: https://mosvolonter.ru/stat-volonterom (дата обращения: 08.02.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
волонтер
доброволец
подросток
волонтерский труд
волонтерская деятельность
личностное развитие

Молодой учёный