До 90 % информации, необходимой человеку для жизнедеятельности, воспринимается через органы зрения. Чувствительность глаза человека к свету обеспечивает способность человека видеть, воспринимать цвет и окружающие предметы. Нормальная жизнедеятельность невозможна без зрительной способности, требует создания условий, обеспечивающих зрительный комфорт.
Недостаточный уровень освещенности создает дискомфорт, способствует снижению работоспособности. Если долгое время находиться в таких условиях, то и у взрослых, и у детей отвлекается внимание, снижается способность сосредоточиться, зрительные органы перенапрягаются, возрастает общая утомляемость. Достаточный уровень освещенности необходим не только для нормальной производственной деятельности взрослого человека, но и для ребенка, который проводит много времени в школе.
В связи с вышеизложенным, мы решили провести анализ уровня освещенности рабочего места учащихся с использованием современных методов оценки школьных условий.
- Мы разработали схему учебных помещений в школе, определили точки проведения замера уровня освещенности, пронумеровали их.
- Датчик определения освещенности подключили к ПК.
- В соответствии с инструкцией для пользователей подключили программу «Цифровая лаборатория», находясь в заранее определенной точке замера, запустили измерение.
- Полученные результаты внесли в таблицу.
- Сравнили результаты измерения с нормативами
Для исследования освещенности мы выбрали левое крыло здания школы, 2 этаж. Здесь находятся кабинеты биологии № 10, информатики № 9, русского языка и литературы № 11, истории № 13, — окна на юг, географии № 18, английского языка № 12, фойе — окна на север. Для работы использовали прибор для измерения освещенности — люксметр. В каждом кабинете были выбраны фиксированные точки:
- Ряд около окна.
- Ряд около стены
- Доска
Измерения освещенности были проведены в солнечный день. Среднее значение по каждому кабинету были внесены в таблицу.
Вывод: к 11 часам освещенность ближе к норме. Подтвердилась плохая освещенность кабинетов № 18, 12. В остальных кабинетах освещение в норме.
Среди учащихся 8 класса было проведено анкетирование, ученикам были заданы следующие вопросы:
- В каком кабинете школы вам лучше всего видно записи на доске?
- Видно ли вам с вашей парты записи на доске?
- Как вы считаете, какой кабинет в школе имеет лучшее освещение?
- Назовите кабинет с плохим освещением.
- Как вы думаете, влияет ли освещение класса на зрение учеников?
- Какие рекомендации вы можете дать по изменению освещенности в кабинетах?
В анкетировании приняли участие 14 учеников. Проанализировали результаты анкетирования и сделали следующие выводы:
- Лучше всего учащимся видны записи на доске в кабинетах — № 10 и № 9. 2. В ответе на второй вопрос 89 % учеников ответили «да».
- Лучшее освещение в кабинете № 10,
- Плохое освещение в кабинете № 12.
- Освещение влияет на зрение. Ребята сказали, что трудно работать в пасмурные дни и тогда, когда яркое солнце светит в глаза.
- На последний вопрос учащимися были даны следующие рекомендации по улучшению освещенности школьных кабинетов:
— Заменить неработающие лампы.
— Совмещать на уроке естественное и искусственное освещение.
— Мыть чаще окна.
— Заменить старые окна на новые.
По данным осеннего медосмотра учащихся 8 класса, были выявлены 5 учащихся с наращенным зрением (близорукость), что составило 36 %.
После проведения исследования о влиянии освещенности на зрение учеников были сделаны следующие выводы:
- Школьные помещения нашей школы имеют левостороннее естественное освещение, что соответствует норме.
- В кабинетах используются преимущественно люминесцентные лампы.
- Организация естественного и искусственного освещения в основном соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
- Небольшие отклонения от нормы в кабинетах № 18 и 12.
- Нарушения зрения у учащихся 8 класса составило 36 %. Это соответствует среднестатистическим данным по Якутии.
- Быстрое ухудшение зрения — один из самых серьезных дефектов современной цивилизации.
Правильное освещение кабинетов и классных комнат необходимо для сохранения здоровья учащихся, что предупреждает возможность понижения остроты зрения. Освещение учебных помещений должно быть
а) достаточным;
б) равномерным;
в) не должно ослеплять глаза;
г) не должно создавать блеска на рабочей поверхности парты, стола, доски.
Литература:
1. Методические рекомендации. Цифровая лаборатория по биологии, 2022г.
2. Санитарные нормы уровня освещения в учебных и рабочих помещениях М., изд. Госстандарт РФ, 2000.
3. Популярная экология. Л. А. Мангутова. Казань,1997г.
4. Общая экология. И. Н. Пономарева. М.,1994 г.
5. Гигиенические требования к освещению классной комнаты poisk-ru.ru›s40865t8 html
6. Sudact.ru Освещение помещений образовательных учреждений