Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние освещенности на здоровье школьников

Научный руководитель
Спецвыпуск
08.05.2025
6
Поделиться
Библиографическое описание
Макарова, С. А. Влияние освещенности на здоровье школьников / С. А. Макарова, А. Т. Иванова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2025. — № 6.1 (91.1). — С. 88-89. — URL: https://moluch.ru/young/archive/91/5028/.


До 90 % информации, необходимой человеку для жизнедеятельности, воспринимается через органы зрения. Чувствительность глаза человека к свету обеспечивает способность человека видеть, воспринимать цвет и окружающие предметы. Нормальная жизнедеятельность невозможна без зрительной способности, требует создания условий, обеспечивающих зрительный комфорт.

Недостаточный уровень освещенности создает дискомфорт, способствует снижению работоспособности. Если долгое время находиться в таких условиях, то и у взрослых, и у детей отвлекается внимание, снижается способность сосредоточиться, зрительные органы перенапрягаются, возрастает общая утомляемость. Достаточный уровень освещенности необходим не только для нормальной производственной деятельности взрослого человека, но и для ребенка, который проводит много времени в школе.

В связи с вышеизложенным, мы решили провести анализ уровня освещенности рабочего места учащихся с использованием современных методов оценки школьных условий.

  1. Мы разработали схему учебных помещений в школе, определили точки проведения замера уровня освещенности, пронумеровали их.
  2. Датчик определения освещенности подключили к ПК.
  3. В соответствии с инструкцией для пользователей подключили программу «Цифровая лаборатория», находясь в заранее определенной точке замера, запустили измерение.
  4. Полученные результаты внесли в таблицу.
  5. Сравнили результаты измерения с нормативами

Для исследования освещенности мы выбрали левое крыло здания школы, 2 этаж. Здесь находятся кабинеты биологии № 10, информатики № 9, русского языка и литературы № 11, истории № 13, — окна на юг, географии № 18, английского языка № 12, фойе — окна на север. Для работы использовали прибор для измерения освещенности — люксметр. В каждом кабинете были выбраны фиксированные точки:

  1. Ряд около окна.
  2. Ряд около стены
  3. Доска

Измерения освещенности были проведены в солнечный день. Среднее значение по каждому кабинету были внесены в таблицу.

Вывод: к 11 часам освещенность ближе к норме. Подтвердилась плохая освещенность кабинетов № 18, 12. В остальных кабинетах освещение в норме.

Среди учащихся 8 класса было проведено анкетирование, ученикам были заданы следующие вопросы:

  1. В каком кабинете школы вам лучше всего видно записи на доске?
  2. Видно ли вам с вашей парты записи на доске?
  3. Как вы считаете, какой кабинет в школе имеет лучшее освещение?
  4. Назовите кабинет с плохим освещением.
  5. Как вы думаете, влияет ли освещение класса на зрение учеников?
  6. Какие рекомендации вы можете дать по изменению освещенности в кабинетах?

В анкетировании приняли участие 14 учеников. Проанализировали результаты анкетирования и сделали следующие выводы:

  1. Лучше всего учащимся видны записи на доске в кабинетах — № 10 и № 9. 2. В ответе на второй вопрос 89 % учеников ответили «да».
  2. Лучшее освещение в кабинете № 10,
  3. Плохое освещение в кабинете № 12.
  4. Освещение влияет на зрение. Ребята сказали, что трудно работать в пасмурные дни и тогда, когда яркое солнце светит в глаза.
  5. На последний вопрос учащимися были даны следующие рекомендации по улучшению освещенности школьных кабинетов:

— Заменить неработающие лампы.

— Совмещать на уроке естественное и искусственное освещение.

— Мыть чаще окна.

— Заменить старые окна на новые.

По данным осеннего медосмотра учащихся 8 класса, были выявлены 5 учащихся с наращенным зрением (близорукость), что составило 36 %.

После проведения исследования о влиянии освещенности на зрение учеников были сделаны следующие выводы:

  1. Школьные помещения нашей школы имеют левостороннее естественное освещение, что соответствует норме.
  2. В кабинетах используются преимущественно люминесцентные лампы.
  3. Организация естественного и искусственного освещения в основном соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
  4. Небольшие отклонения от нормы в кабинетах № 18 и 12.
  5. Нарушения зрения у учащихся 8 класса составило 36 %. Это соответствует среднестатистическим данным по Якутии.
  6. Быстрое ухудшение зрения — один из самых серьезных дефектов современной цивилизации.

Правильное освещение кабинетов и классных комнат необходимо для сохранения здоровья учащихся, что предупреждает возможность понижения остроты зрения. Освещение учебных помещений должно быть

а) достаточным;

б) равномерным;

в) не должно ослеплять глаза;

г) не должно создавать блеска на рабочей поверхности парты, стола, доски.

Литература:

1. Методические рекомендации. Цифровая лаборатория по биологии, 2022г.

2. Санитарные нормы уровня освещения в учебных и рабочих помещениях М., изд. Госстандарт РФ, 2000.

3. Популярная экология. Л. А. Мангутова. Казань,1997г.

4. Общая экология. И. Н. Пономарева. М.,1994 г.

5. Гигиенические требования к освещению классной комнаты poisk-ru.ru›s40865t8 html

6. Sudact.ru Освещение помещений образовательных учреждений

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный